Брак и развод « ПравилаБрака.com 2019 год

В 2019 году процедура развода в России остается прежней. Расторгнуть брак можно в административном (через ЗАГС) или судебном порядке. Также сохраняется возможность подать на развод через Госуслуги или МФЦ (в случае развода в административном порядке). Чтобы подать на развод нужно соблюсти все предусмотренные законом процедуры.

Действующим российским законодательством предусматриваются два варианта развода: через ЗАГС (органы записи актов гражданского состояния, т.е. в административном порядке) и через суд (судебный порядок). Конечно, с юридической точки зрения проще всего расстаться путем подачи заявления в отдел ЗАГС, но такая возможность есть далеко не у всех разводящихся пар — например, за разводом придется обращаться в суд, если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, если одна из сторон (муж или жена) не согласна разводиться или если у них имеются споры о разделе имущества.

Обращаться в органы ЗАГС можно только при соблюдении определенных условий:

  • оба супруга подают совместное заявление, не возражая против расставания, а также не имеют общих детей, которым не исполнилось 18 лет;
  • на развод подает только один супруг, в то время как второй либо осужден на длительный срок за преступление (более чем на 3 года), либо признан по решению судьи недееспособным или пропавшим без вести.

Заявление о расторжении брака нужно подавать в орган ЗАГС, который может находиться:

  • по месту жительства обоих супругов (проживающих совместно) либо по месту проживания любой стороны;
  • по месту регистрации брачного союза.

В заявлении нужно указать всю информацию о супругах (имена, фамилии, адреса, паспортные данные), а также основания для развода.

При разводе каждая из сторон семейных отношений должна оплатить государственную услугу расторжения семейного союза. Согласно действующему налоговому законодательству, размер данной пошлины установлен в размере 650 рублей с каждого супруга.

Если брак прекращается в одностороннем порядке на основании недееспособности, безвестного отсутствия либо осуждения одного из супругов на длительный срок, второй супруг платит только 350 рублей. При таком разводе нужно помнить, что:

  • госпошлина за развод уплачивается до подачи заявления о расторжении брака;
  • пошлина оплачивается через банковское отделение, а также через терминалы, которые зачастую устанавливают в зданиях отделов ЗАГС;
  • для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен отдельный счет в Сбербанке РФ, поэтому номер счета нужно уточнять у сотрудников органа ЗАГС.

Через 1 месяц после подачи заявления можно получить свидетельство о разводе.

Данный срок предусмотрен для того, чтобы разводящиеся могли переосмыслить принятое решение. Только после подтверждения готовности завершить процедуру расторжения брака бывшим супругам будет выдано свидетельство о разводе.

Также подать заявление на развод в ЗАГС можно через Госуслуги или через МФЦ.

Любая судебная процедура всегда предусматривает определенные сложности и длительность разрешения дела. Это справедливо и для бракоразводного процесса. Через суд следует разводиться, если:

  • у мужа и жены есть общие дети, которые не достигли совершеннолетнего возраста;
  • супруги не могут самостоятельно разрешить имущественные споры;
  • кто-то из супругов не дает согласия на расставание в мирном порядке или отказывается подавать совместное заявление в ЗАГС.

Обращение в суд начинается с подачи искового заявления о расторжении брака, которое должно быть составлено по всем правилам для скорейшего его принятия судом к рассмотрению.

За обращение в суд взимается государственная пошлина:

  • 600 рублей за простой развод;
  • до 60 000 рублей при разделе имущества (сумма госпошлины в этом случае зависит от цены иска).

Судья на свое усмотрение определяет, имеется ли возможность сохранить семью. Если даже минимальная вероятность есть, то он может назначить мужу и жене срок для примирения. Такой срок не может быть более 3 месяцев, но и не может быть менее 1 месяца. Для сокращения назначенного судом срока стороны имеют право попросить об этом суд, предоставив обоснования такого сокращения.

Судебное заседание проводится в назначаемый судьей день. Об этой дате и о времени проведения слушания стороны извещаются заранее. Судом могут быть разрешены следующие вопросы:

В бракоразводном процессе судебное решение — это один основной документ, ведь именно на его основании брак будет признан расторгнутым. Кроме того, именно на основании решения судебного органа выдается свидетельство о расторжении брака.

Решение суда о разводе влечет правовые последствия только после того, как вступит в законную силу. Для этого нужно, чтобы прошел месяц после его вынесения, отведенный для возможности его обжалования.

Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. Сделать это может не только истец или ответчик, но и любое третье лицо, участвующее в деле. Кроме того, при обжаловании допустимо обжаловать не только факт самого расторжения брака, но и то, как судом было разделено совместно нажитое имущество либо определено место жительства детей.

Свидетельство о разводе выдается органами ЗАГС. Чтобы его получить необходимо представить выписку из решения суда о разводе. Выписка (в ней указывается все, что должны принять к сведению органы ЗАГС при совершении действий по выдаче свидетельства) должна быть выдана в течение 3 дней со дня вступления в силу решения. Если ее получить сложно или невозможно, то копия судебного решения также подойдет для предъявления. Свидетельство выдается каждой стороне, для его получения нужно оплатить госпошлину в размере 650 рублей с каждого супруга. При его последующей утере его можно восстановить, повторно оплатив госпошлину.

После расторжения брака супруги имеют право сменить фамилию. Сделать это нужно в момент регистрации развода в органах ЗАГС, то есть при подаче заявления о выдаче бракоразводного свидетельства. Помните, что при смене фамилии придется менять также и паспорт!

При расторжении брака возможны ситуации, требующие отдельного рассмотрения.

Расторжение брака без присутствия одной из сторон возможно в следующих случаях:

  • если супруг физически не может присутствовать в суде или отделе ЗАГС;
  • если супруг не согласен на расставание и своим отсутствием выражает это;
  • если супруг признан судом недееспособным, безвестно пропавшим, или осужден на срок от 3 лет и находится в местах лишения свободы.

Если один из супругов не может присутствовать при процедуре расторжения брака, то он может уполномочить доверенное лицо на представление собственных интересов.

Суд также может провести процедуру заочного рассмотрения. В таком случае ответчика ставят в известность о бракоразводном процессе, при этом он должен сообщить о невозможности присутствовать на заседании и попросить отложить слушание или рассмотреть дело без него, но если он этим правом не воспользовался, то суд заочно вынесет решение.

В случае же, если ответчик трижды не является на заседание по причинам, которые не могут быть признаны уважительными, суд на последнем слушании выносит решение о разводе.

При обоюдном согласии и работники органа ЗАГС, и судья могут расторгнуть брак в присутствии только одной из сторон. При этом нужно помнить, что при отсутствии обоюдного согласия брак может быть расторгнут исключительно в судебном порядке.

Расторгнуть брачный союз с иностранным гражданином в России можно как посредством органов ЗАГС, так и в суде.

  • Развод в административном порядке производится по стандартной для РФ процедуре. Возможно также и расторжение брака без присутствия супруга-иностранца, но в таком случае потребуется его заявление, заверенное нотариально.
  • Развод в судебном порядке может сопровождаться рядом сложностей в случае отсутствия иностранного супруга на территории РФ. В такой ситуации возможно расторжение брака без присутствия этого супруга, но потребуется его заявление, а также полное соблюдение его прав в соответствии с законодательством страны, гражданином которой он является.

Если один из супругов осужден на срок 3 года и более и находится в местах лишения свободы, то второй супруг может расторгнуть с ним брак в административном порядке. Такая процедура возможна даже при наличии общих несовершеннолетних детей.

Развод — пугающее слово, одно из самых психологически нагруженных слов, которые люди употребляют в своем языке. Оно страшит тяжестью и болью, когда семейная драма миновала “точку возврата”. Все прежние грезы бывших влюбленных окончательно раздавлены; государственные чиновники вмешались в то, что для двух людей некогда было самым дорогим, что они инстинктивно оберегали от любого взора, не способного им сорадоваться. Развод ставит законную юридическую точку в жизни бывших супругов, а часто и их детей. Документ о разводе хоть и бывает желанен, но не радует его обладателей, он всегда отзывается болью в душе, — тем более если слово развод соединено со словом: церковный… Это должно быть еще страшнее, чем просто развод. Однако именно такое словосочетание “за­кон­ный церковный развод” мы находим в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновной стороне” (X.3). Из определения этого концептуального документа мы можем сделать два основных вывода:

1. церковная практика допускает “законный церковный развод”;

2. церковный развод ставится в прямую связь с повторным браком.

Здесь возникает ряд вопросов. Если имеет место церковный развод супругов, то логично было бы разобраться, что представляет собой брак, который при этом Церковь аннулирует? Если это особый церковный брак, то чем он отличается от обычного? И что такое вообще брак, для которого пугающей выглядит перспектива даже “обычного” развода?

Правильнее всего будет обратиться за ответом все к той же “Социальной концепции Русской Православной Церкви”. Главная мысль, которую по отношению к церковному браку проводит “Социальная концепция”, это его некая комплементарность (дополнительность) по отношению к тому браку, который Бог установил для Адама и Евы в раю: «Христианство дополнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, “таинством любви”, вечным единением супругов друг с другом во Христе» (X.2).

Это интересно:  Если квартира куплена до брака имеет ли на нее право жена при разводе? 2019 год

Таким образом, “Концепция” выделяет в браке “основной компонент”, неотъемлемый от социальной природы человека, и то дополнение к нему, которое сделало христианство, то есть повторяет общие положения христианской каноники о том, что понимание сути брака и даже его определения Церковь напрямую восприняла из языческого римского права (X.2 1 ).

Что касается общечеловеческого ядра в браке, то здесь “Социальная концепция” настаивает на полном уважении к браку нецерковному. В частности, цитируется специальное определение Священного Синода от 29 декабря 1998 года: «Неко­торые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном браке”, отождествляя таковой брак с блудом» (X.2). “Социальная концепция” настаивает на недопустимости подобного отношения к нецерковному браку.

Подобный оборот дела вновь неизбежно заостряет вопрос о церковном благословении брака. Каков его статус? Во всяком случае, из “Концепции” однозначно следует, что таинство венчания никак не является заключением брака; оно дает благословение уже заключенному браку. Можно ли в таком случае вести речь о церковном разводе, как это делает “Концепция”? Не правильнее ли обозначить эту процедуру как некое прекращение благословения? Налицо логическое противоречие между сущностью церковного брака, как его представляет “Концеп­ция”, и характером его прекращения, как “Концепция” его обозначает.

Следует отметить, что с понятием “брак” в церковной литературе вообще наблюдается терминологическая неопределенность. В догматической литературе под этим словом чаще всего понимается сам союз мужчины и женщины, то есть брак как состояние, социальное положение людей, состоящих в браке. В церковно-канонической литературе этим словом в основном обозначается акт вступления в брак, то есть бракосочетание. Проблематика, связанная с браком, здесь главным образом вращается вокруг вопросов о заключении брака и, соответственно, действительности его заключения.

Говорить о церковном разводе можно только в одном случае: если понятие церковного развода рассматривать внутри церковно-канонического употребления этого термина и если при этом церковный развод противопоставляется церковному браку как бракосочетанию, то есть как акту заключения брака Церковью. Если же в словесной оппозиции брак—развод под браком понимать само супружество, то это будет прямым нарушением логики, соотнесением несопоставимого.

Сегодня о церковном заключении брака говорить не приходится. Откуда же столь устойчивое понятие церковного развода, проникшее даже в “Социальную концепцию”?

Здесь многое может прояснить христианская история, на протяжении которой Церковь часто принимала на себя функции регистрации брака. Другое дело, что регистрация и даже заключение брака — это не более чем чисто внешняя случайная “нагрузка”, порученная Церкви государством или обществом. Здесь ничего не меняет даже тот факт, что все брачное каноническое право почти исключительно вращается вокруг бракосочетания. Во всяком случае, в тех исторических ситуациях, когда не Церковь, а другие инстанции регистрировали брак, Церковь тем не менее никогда не ставила под сомнение законность такого брака. Профессор Троицкий насчитывает, например, ни много ни мало шесть типов инстанций, заключающих брак, которые известны в дохристианскую и христианскую эпоху 2 . При этом вопрос о различии брака “по качеству”, в зависимости от того, какая инстанция его засвидетельствовала, никогда не вставал ни в византийской древности, ни в близкую к нам дореволюционную эпоху.

Хотя Церковь признала и переняла дохристианские обряды, связанные с бракосочетанием, в ней тем не менее с самого начала ощущалась потребность в церковном освящении брака. Уже в начале II века святитель Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу (5,2) пишет о практике вступать в брак с согласия епископа, присутствие которого на бракосочетании было еще не обязательным. А к началу V века и на Востоке, и на Западе в общих чертах сложился особый церковный чин бракосочетания 3 . Когда в XIII–XIV веках сначала на Западе, а затем на Востоке было принято учение о семи Таинствах, брак вошел в их число. Важно, однако, что если православная догматика трактует Таинство брака как благословение супругов (совершителем таинства при этом является епископ или пресвитер), то католическая догматика в таинстве брака усматривает непосредственно акт заключения брака (при этом совершителями становятся сами брачующиеся, а священник — всего лишь “ассистирую­щим”) 4 .

Таким образом, церковный брак в Православии всегда воспринимался как Таинство благословения супругов. Понятие развода, пришедшее из гражданской судебной практики, может быть противопоставлено браку как бракосочетанию, но никак не церковному браку как сообщению благодатной помощи для супружеской жизни. Появление термина “церковный развод” в “Социальной концепции Русской Православной Церкви” нельзя объяснить иначе, как только дореволюционной инерцией. В Российской империи регистрация браков была поручена государством Церкви в лице приходских священников, а произведение разводов было доверено более высокой церковной инстанции — епархиальным консисторским судам. Единственный законный брак и единственный законный развод были церковными. Хотя подобных регистрирующих и бракоразводных инстанций в Русской Церкви сегодня не существует, инерция мышления все еще остается.

Конечно, можно было бы “простить” термину церковный развод его несовершенство, отнестись к нему как к исторической идиоме и раз и навсегда объяснить, что здесь имеется в виду лишь церковное разрешение на повторный брак. Но уж слишком много берет на себя этот термин, перенесенный из поля юриспруденции в поле церковного учения о благодати! Рано или поздно неотвратимо встает вопрос: как Церковь может разводить супругов, если вовсе не она соединила их брак? В особенности грозное звучание здесь приобретают слова Христа: итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:6).

В конце концов, с точки зрения церковной практики можно было бы обосновать Таинство брака как церковное заключение брака помимо гражданского бракосочетания и параллельно с ним, поскольку церковное право отслеживает препятствия к браку, которых не знает гражданское законодательство. Но в чем смысл церковного дублирования гражданского развода? Если гражданский развод юридически прекращает брак, который и без того уже фактически распался, то что прекращает церковный развод? Пожалуй, было бы кощунственно думать, что церковный развод призван отъять от супругов некую благодать малой церкви, если брак уже не существует ни фактически, ни юридически! Благодать эта давно уже растеряна бывшими супругами в их неудачно сложившейся совместной жизни.

Тем не менее если разведенные супруги живут церковной жизнью, то при вступлении во второй брак они ощущают потребность благословения Церкви; соответственно требуется дезавуирование первого благословения, полученного в таинстве венчания. Однако термин церковный развод не соответствует смыслу и функциональному назначению соответствующего акта епархиальной власти. Не случаен в этом отношении неологизм святителя Тихона, Патриарха Московского, который появляется в его указе в связи с прекращением бракоразводных дел в Епархиальных советах. Указ, изданный Патриархом и Священным Синодом 2 июня 1920 года, регулировал соответствующие стороны церковной жизни в связи с теми радикальными изменениями, которые внес в нее декрет советской власти “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” 1918 года. “Суждение о возможности или невозможности снятия церковного бракоблагословения и разрешения на венчание разведенных” святитель Тихон как Патриарх передает непосредственной власти архиереев (ЖМП, 1931–1935) 5 .

Итак, не церковный развод, а снятие церковного бракоблагословения! Всем понятно, почему в условиях полностью секулярной Советской России старый термин церковный развод потерял всякий смысл: и заключение брака, и его расторжение государство взяло на себя, поэтому святитель Тихон тут же переопределяет новую реалию. Термин снятие церковного бракоблагословения переносит разрыв супружеских отношений из юридического поля в поле церковной догматики. Важно также и то, что святитель Тихон связывает дезавуирование церковного благословения непосредственно с повторным венчанием. Действительно, единственный смысл снятия церковного благословения на брак заключается в перспективе повторного благословения на новый брак.

Сегодня церковный развод терминологически противостоит церковному браку как Таинству, хотя сам по себе не может дать ничего нового кроме формального разрешения на венчание нового брака. Не может он также отнять благодати Божией, которая некогда была дана супругам, но они ее не преумножили и даже не сохранили — собственно, отнимать уже нечего. Да и никому не придет в голову как-то ритуально оформлять расторжение церковного брака, поскольку это не еще одно Таинство, а только разрешение на совершение таинства браковенчания повторно.

Терминологическая проблема, которую в 1920 году по-своему решил святой Патриарх Тихон, для Русской Церкви оставалась неактуальной до принятия Устава Русской Православной Церкви в 2000 году. Седьмая глава Устава специально посвящена устройству Церковного суда, который разделяется на высшую (Архиерейский собор и Общецерковный суд) и низшую (епар­хиаль­ные суды) инстанции. Суд создан для разбора канонических нарушений и в реальности на епархиальном уровне занимается исключительно бракоразводными делами.

В частности, таковыми являются все 30 дел, рассмотренные Епархиальным судом Берлинской епархии за период с 2002 по 2005 год. Должен ли суд принимать решение о расторжении церковного брака или о снятии церковного благословения брака, некогда заключенного экс-супругами? Логика догматического учения Церкви здесь побуждает сделать выбор в пользу второй формулировки, несмотря на дореволюционную каноническую традицию.

С другой стороны, суд не может принять решения о признании недействительным Таинства брака, если оно совершено без канонических нарушений. Суд может лишь признать утратившим действенность церковное благословение, сообщенное в Таинстве венчания брака, который уже распался.

Собственно, для тех, кто просит о церковном разводе, он не может быть самоцелью. Цель — венчание нового брака. Этот факт должен стать логической основой решения суда. Тогда главный акцент будет сделан не на расторжении брака, которого Церковь не заключала, а на разрешении благословения нового брака, давать которое Церковь имеет полное право.

Кроме того, имеет смысл еще раз обратиться к общецерковному документу, который самим своим названием предполагает открытость для доработок, к “Основам социальной концепции Русской Православной Церкви”. Здесь глава X.3, посвященная разводу, вступает в терминологическое противоречие с главой X.2, посвященной браку. Если церковное благословение брака четко отделяется от брака как такового, то в отношении развода эта категориальная ясность отсутствует. Как понимать следующую формулировку “Концепции”: “если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод” (X.3)? Церковный развод — это социальный факт? канонический акт церковного суда? восьмое Таинство? К сожалению, здесь “Концепция” оставляет недопустимую свободу толкований.

Это интересно:  Как делится имущество в гражданском браке? 2019 год

В 80-летний период минимизированного существования Церкви при советской власти накопилось еще немало проблем церковной жизни, решение которых больше не терпит отлагательств. Среди них вопрос о том, что же считать браком. “Со­циальная концепция Русской Православной Церкви” постулирует уважение к гражданскому браку в тех формах, в которых он принят в обществе. Сегодня в цивилизованном постхристианском мире все большее распространение приобретает сожительство “фрэндов”, которое в определенных случаях приравнивается государством к браку.

Как Церкви относиться к такому нерегистрированному сожительству особенно молодых мужчины и женщины, — как к браку или как к блуду? Если в решении склониться все же в пользу брака, то где граница, при каких условиях отношения мужчины и женщины становятся браком? Что это, — совместное проживание, обоюдное решение, или что-то другое?

Для восточной традиции Православной Церкви не характерно поспешное вынесение вердиктов по всем вопросам, как это принято в Римской церкви. К догматическим и каноническим определениям Восточная церковь всегда подходила взвешенно, принимая их только тогда, когда их отсутствие явно вредит Церкви. Поэтому в отношении нерегистрированного супружества не приходится рассчитывать на скорое появление общецерковных инструкций.

Сегодня все подобные вопросы остаются на решение священников-духовников. Однако для принятия решения у них не хватает канонических оснований. Единственный выход — достаточно широкое обсуждение проблем современной жизни среди пастырей, которое выведет пастырей-духовников из замкнутости на древне-византийскую каноническую теорию, когда-то воспринятую в семинарии. Это предполагает как специальные церковно-пастырские средства массовой информации, так и живое общение на пастырских встречах и конференциях.

1См. также, напр., Протоиерей Владислав Цыпин. Брак // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 146; Троицкий С., проф. Христианская философия брака. Paris. C. 175–185.

21. Общеобязательный гражданский брак; 2. Общеобязательный церковный брак; 3. Обязательное соединение того и другого; 4. Свободный выбор между тем и другим; 5. Обязательный выбор между тем и другим в зависимости от исповедания; 6. Гражданский брак по необходимости; см. Троицкий С., проф. Указ. соч. C. 172–173.

3Желтов М. С. Чин благословения брака в Церкви II–V веков // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 168.

4Протоиерей Владислав Цыпин. Указ. соч. С. 148.

5Протоиерей Владислав Цыпин. Указ. соч. С. 166.

В последнее время все чаще приходится слышать выражение: «Они живут в гражданском браке». И некоторые граждане (а чаще – гражданки) считают, что такое семейное положение является вполне нормальным и не особо отличается от союза, подтвержденного свидетельством из ЗАГСа. Типа: мы долгое время живем вместе, ведем совместное хозяйство, воспитываем общих детей. А что нет печатей в паспортах, так это наше дело, которое никого не касается. Странно, но женщины, живущие в гражданском браке, почему-то на полном серьезе считают себя глубоко замужними. При этом их мужчины вполне могут считать себя «не совсем» женатыми, а то и свободными и даже продолжать быть «в активном поиске» партнерши, фактически имея семью (тут уж как повезет с сожителем). Но самые незащищенные в таких союзах – дети.

Очевидно, что эти проблемы задевают интересы многих россиян. Именно поэтому в январе этого года в Государственную думу был внесен законопроект, предлагающий изменения в Семейный кодекс РФ. Узаконить термин «фактические брачные отношения» и приравнять к ним совместное проживание мужчины и женщины более пяти лет или (при наличии общего ребенка) в течение двух лет. Гражданских супругов предлагалось наделить правами и обязанностями, как и в зарегистрированном браке. Но парламентарии Госдумы отклонили этот проект закона из-за недоработок. Пока неясно, будет он дорабатываться или отклоняется окончательно.

Но! Даже если подобный законопроект когда-нибудь примут, отсутствие официального «штампа в паспорте» все равно будет создавать проблемы. Не надо забывать, что у россиян своя ментальность по отношению к браку. Заключен официально, значит – законный. Все остальное – вне закона. Даже в судах предпочитают не употреблять выражение «гражданский муж», а говорят «сожитель». В общем, как всегда: «Без бумажки ты – букашка»…

Самая главная проблема – юридическая незащищенность. Если, не дай Бог, случится в гражданском браке какой-нибудь форс-мажор, гражданская жена никогда не будет иметь такие же права, как официальная. Ни на жилье, ни на имущество, даже если совместно прожит не один год, а почти вся жизнь. А если вдруг кто-то из сожителей решит делиться, то он будет долго доказывать, сколько, как и где длилось совместное проживание, кто и какие средства внес на покупку той или иной собственности и т. д. и т. п. В общем, собирать доказательства мало не покажется.

Незащищенность детей, рожденных в гражданских отношениях, – еще одна «больная тема». Их родительницы часто наивно полагают, что могут, даже являясь по факту матерями-одиночками (если ребенок официально отцом не признан и «записан» на женщину), все равно «привязать» детьми гражданского мужа и потом перевести его в официальный статус мужа и отца. Но такой «хэппи энд» вилами по воде писан. Если сожитель-папаша решает уйти, мать его детей рискует остаться не только без опоры и поддержки, но и без материальной помощи. Конечно, в наши дни (когда почти в каждом городе существуют лаборатории, проводящие анализ ДНК) вопрос решается проще. Тест на отцовство – и в суд. Но, согласитесь, приятного в таких процессах мало. Особенно для детей. А женщина так и останется в статусе матери-одиночки.

Давно канули в прошлое те времена, когда вопросы семейного счастья решались на заседаниях парткомов и профкомов при подаче заявления типа: «Мой муж – изменщик и подлец, верните мне мужа!» Хотя, убей меня Бог, лично я никогда не понимала, как можно заставить людей жить вместе насильно. Да еще оправдывать свои действия благими намерениями. Мол, нужно сохранять брак ради детей. Видимо, дети будут дико счастливы, наблюдая, как общаются ненавидящие друг друга папа и мама и как семья превращается в тюремную камеру. Кстати, вот это «ради детей» порой может так аукнуться, что мало не покажется. Как-то в пылу ссоры одна из моих приятельниц сказала 18-летней дочери что-то вроде: «Я отказалась от своего счастья, всю жизнь прожила с нелюбимым человеком, чтобы у тебя была полная семья и родной отец». А в ответ услышала: «Ну и дура. Кто тебя об этом просил?».

Нет, конечно, и в годы советской власти, когда семья считалась ячейкой общества и основой государства, люди, которые не хотели жить вместе, как-то находили выход из сложившейся ситуации. Во всяком случае, синдрома Анны Карениной вроде бы не наблюдалось. А некоторые просто спокойно жили, имея двух жен: зарегистрированную и гражданскую. И даже детей рожали. И признавали их, то есть официально устанавливали отцовство. В качестве примера хочу привести два известных имени: Валерий Золотухин и Евгений Жариков. Да и в повседневной жизни часто приходится сталкиваться с историями, когда мужчина остается в законном браке, но признает ребенка, записывает себя в свидетельство о рождении, дает ему свою фамилию, часто общается с ним, принимает участие в его воспитании (морально и материально) и сохраняет с матерью ребенка добрые отношения. И все довольны. Как говорится: «В каждой избушке – свои погремушки»…

У незарегистрированного союза есть и свои плюсы. Сегодня преобладающее число молодых пар начинает совместную жизнь именно гражданским браком. И в этом, скорее всего, есть некий резон. Во-первых, люди заранее проверяют, смогут ли они уживаться вместе. Что ни говори, а недостатки партнера стоит узнать до регистрации. И в случае чего разрыв будет спокойным. По принципу: «Была без радости любовь, разлука будет без печали». Во-вторых, неплохо проверить друг друга не только на физическую, но и на финансовую совместимость. Чтобы не выслушивать впоследствии упреки на тему: «Ты вышла замуж не за меня, а за мои деньги» (Как вариант: «Ты женился на деньгах моего отца»). И, опять же, никаких судов по разделу имущества. Однако этот подготовительный период все-таки не стоит затягивать надолго. Нужно на что-то решаться: либо узаконить свой союз, либо разойтись, как в море корабли. При долгих отношениях «без штампа» можно столкнуться с весьма серьезными проблемами, о которых говорилось выше.

И напоследок еще несколько слов в тему. Это касается любых браков: и официальных, и гражданских. В силу своей профессии и солидного возраста часто приходилось и приходится выслушивать «душераздирающие» истории о жертвенной любви. Мол, я бы давно его отпустила (давно бы от него ушла), но он без меня пропадет. Между прочим, типичная психология русских женщин. Только кто сказал, что можно решать проблемы другого человека, не выстроив собственную адекватную коммуникацию?

Я не верю ни в какую «неземную» любовь, если в нее не вкладывают поровну. Это как копилка, в которую оба бросают монетки доверия, уважения, помощи, понимания, заботы, а когда она наполнится, вскрывают, и все делится поровну. Иначе жизнь превращается в список взаимных долгов. Исходя из этого, нужно хорошенько подумать о том, что любой брак имеет как плюсы, так и минусы. А быть ему гражданским или официальным – каждый должен решать для себя сам.

Брак может дать трещину по многим причинам: после рождения ребёнка, из-за финансовых проблем или недопонимания. Когда дело доходит до развода, у сторон может возникнуть желание сохранить семью, но после пережитых событий сделать это трудно. Всё время в голове будут всплывать негативные моменты, кто что сказал и сделал. Прежде чем подавать заявление на расторжение брака, психолог рекомендует попытаться вернуть отношения, перенаправить их в нужное русло, отговорить партнёра обращаться в суд и даёт конкретные советы о том, как сохранить брак.

Это интересно:  Как получить статус многодетного отца, если дети от разных браков: удостоверение и льготы 2019 год

Любой психолог скажет, что идеальные семейные отношения не могут быть априори. Двое человек, которые много времени проводят вместе, не могут избежать ссор, обид или разбирательств, даже если они любят друг друга. Иногда случаются кризисы, тут необходимо понять, как сохранить семью от развода в таких случаях.

Важнее не спасти свой брак, а предупредить события, которые предшествуют расставанию. Чтобы понять, как избежать развода, нужно разобраться, из-за чего он приближается.

По статистике в России пары расходятся чаще всего по таким причинам:

  • Алкоголизм. От страсти к спиртовым напиткам страдают многие, но не все готовы терпеть алкоголизм партнёра. Нередко супруги расстаются сразу после первого рецидива болезни, не стараясь изменить ситуацию.
  • Бедность. Семейные отношения требуют больших капиталовложений, потребность в которых увеличивается. Это связано с квартирным вопросом, рождением ребёнка, с возможностями семьи. Предотвратить проблемы сложно. Из-за недостачи финансов чаще всего уходят из семьи жены.
  • Измена. Неверность супругов может быть связана со многими неурядицами семейной жизни: скандалами, недостатком внимания и интимной близости. Если один супруг ушел к другому человеку, то сохранять такие отношения не стоит, отговорить его разводиться после такого предательства — не лучший выход из ситуации.

Если причина конфликта — быт, то пары обычно терпят такие неурядицы, после ссор предпочитают помириться и семейные отношения продолжаются. Но такие супруги ищут повод уйти, поэтому важно понимать, что делать и как спасти семью от развода, если один из пары давно об этом задумался. Повлиять на отношения могут родственники, проблемы с рождением детей, болезни (супругов, ребёнка). И в таких случаях многие не понимают, как сохранить брак и помириться, поскольку решения этих проблем не видят.

Часто после рождения детей страсть угасает. Начинаются финансовые проблемы, усталость и недосыпы. Из-за этого некоторые могут захотеть сбежать сразу после рождения детей. Пережить такой кризис возможно, отношения можно восстановить. Главное понять, что после рождения ребёнка вы считаетесь полноценной семьёй, а все неурядицы можно исправить.

Не всем супругам нужно дать второй шанс — во многих случаях развод неминуем. Но если муж любит жену, а она его, то сохранять отношения нужно. Нельзя допустить, чтобы из-за мелких неурядиц страдали чувства, а если они есть, то оба в паре будут иметь желание исправиться.

После рождения ребёнка многое в семье меняется, может наступить кризис. Переживают его не все супруги, многие сдаются. Сохранение отношений необходимо для ребёнка: после развода родителей его жизнь поменяется не в лучшую сторону. В то же время он не должен быть единственной причиной, почему супруги вместе. Многие говорят: «не хочу разводиться с женой из-за детей, в другом случае давно бы ушёл».

Такие отношения со временем могут привести к несчастьям, агрессии и даже насилию в семье. И для ребёнка такая семья будет худшим вариантом, чем разведённые родители.

Бывают периоды, когда люди просто не могут быть вместе и решают подавать на развод. Один любит другого, но ситуация во взаимоотношениях оставляет желать лучшего. Они не знают, как избежать развода и наладить отношения, но понимают, для чего это нужно.

Может решить проблему помощь семейного психолога. На западе принято обращаться к таким специалистам регулярно, у нас же поговорить с врачом «о личном», спешат немногие. Психолог сможет быстрее супругов найти все скрытые проблемы отношений, дать нужные советы, отговорить от развода. Помириться будет намного проще, если паре будет помогать знаток своего дела.

Если не разговаривать друг с другом, то помириться и восстановить отношения не выйдет. Если муж хочет с вами развестись, не молчите, но и не кидайтесь на него с упрёками, а постарайтесь узнать причину такого решения, слушайте всё, что он сказал, говорите сами.

В периоды кризиса в голову не лезет ничего хорошего. Поэтому нужно буквально заставлять себя вспоминать лучшие моменты в этом браке: первое свидание, свадьба, рождение ребёнка, совместный отдых. Во время конфликтов забывается, кто кого любит, на передний план выступает злость и агрессия.

Важно! Часто, когда решено подавать на развод, супруги обсуждают этот процесс с друзьями и родственниками, которые могут иметь субъективное мнение о ситуации и давать неправильные советы. Решать семейные конфликты и ставить точки необходимо, обсуждая проблемы друг с другом, спрашивать только мужа (жену) и себя. Как избежать развода лучше всего знают сами супруги.

Многие утверждают, что сохранить брак может молитва. Действительно, если кто-то из пары ушёл, то можно попросить о его возвращении у Бога. Если вы не знаете, как избежать развода и помириться, то обращение к Всевышнему поможет позитивно повлиять на развитие отношений. Делать это можно в любой день недели как дома, так и в церкви.

Не стоит идти к гадалкам — не факт, что они знают, как спасти брак. Приворотить, отговорить и заговорить — не то же самое, что молитва. К тому же достаточно большой шанс наткнуться на шарлатана и потерять большую сумму денег — лучше потратить её на приём у семейного психолога.

Намного сложнее, если только жена (муж) хочет развестись, а отговорить его не выходит. Тут даже молитва может не помочь, если один из пары требует разрыва. Если дело дошло до развода, то спасти брак в таком случае будет очень сложно, но нужно стараться, пока кто-то окончательно не ушёл.

Когда жена не знает, как наладить отношения с мужем на грани развода, она может обратиться за помощью психолога. Но часто мужчины принимают решения, которые не хотят обговаривать, мол «я так сказал, собрался и ушёл». К врачу сильный пол в принципе ходить не любит, и от посещения психотерапевта может отказаться. Сеанс психолога в любом случае поможет хотя бы одному: терапевт может найти причину и уберечь от будущих ошибок, дать пациенту понять самого себя.

Бывают моменты, когда до развода дотягивают из-за обиды. При этом инициатор развода может быть и не против восстановить отношения, но неприятный осадок остаётся. Если есть за что — всегда извиняйтесь и осознавайте свои ошибки. Тогда вы сможете без проблем спасти брак, помириться и жить счастливой семьей.

Важно! Многие перед разводом пробуют давить, чтобы супруг не ушёл: здоровьем, слезами, угрозами, жалостью, ссылаться на ребёнка. Даже если такой брак сохранится, что шансов зажить прошлой счастливой жизнью мало, так как отношения на угрозах или жалость не могут быть успешными.

Если вы не знаете, как убедить мужа не разводиться и что делать дальше, то лучше проконсультироваться у психолога, чем угрожать и давить на супруга.

Важно! Попытайтесь вначале не требовать от супруга остаться, а просто отговорить его подавать документы до того, как вы лично ни решите конфликт.

  • Разберитесь с конфликтами. Разберите ситуацию по полочкам, поймите, почему супруг ушёл и объяснитесь. Нужно дать возможность супругу выговориться и объясниться самому.
  • Поймите, для чего вам нужен брак. Обсудите это, представьте семью в будущем, поймите в первую очередь для себя, зачем нужны эти отношения. Если требуется — нужно дать время обдумать будущее себе и супругу.
  • Каждый начинает с себя. Если известно, почему ушёл супруг, то постарайтесь не допустить повторения ситуации в будущем. Если проблема серьёзная, то может помочь решить её хороший психолог.
  • Внесите позитив в жизнь. Говорите приятные вещи, ходите гулять, старайтесь делать что-то вместе. Осуществите желание партнёра — отправьтесь на отдых туда, куда хочет супруг, отпразднуйте с размахом его день рождения, приготовьте особые блюда, купите любимые духи.

В первую очередь, молитва должна быть честной. К Богу нужно обращаться с чистой душой и верить в то, что такое обращение поможет. Молитва должна нести конкретный посыл высшим силам, чтобы задуманное осуществилось. Молитва вселяет в сердце надежду и доброту, поэтому даже для тех, кто не ходит в церковь часто, обращение к Богу может помочь решить многие проблемы.

У Бога нужно просить возвращение мужа в семью ко всем её членам, в том числе и ребёнку. Важно попросить Всевышнего, чтобы вы смогли понять, как сохранить брак, помериться, как убедить мужа не разводиться, как восстановить тёплые отношения, почему он ушёл и что делать дальше. Молитва должна нести мощный энергетический посыл, быть максимально искренней.

Важно! Молитва с уст супругов может звучать и дома, и в церкви или храме. Главное — искренность мыслей и помыслов.

Вернуть супруга, который ушёл — возможно. Для этого необходим самоанализ, чёткое понимание проблемы, умение уступать и слушать, кому-то поможет молитва. Но важно также решить для себя, нужны ли Вам эти отношения, надо ли помириться или действительно супруг ушёл не зря.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Статья написана по материалам сайтов: razvod-expert.ru, www.pravmir.ru, season-mir.ru, razvodis.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий