159-ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и без попечения родителей 2019 год

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.

Они имеют некоторые обязательные льготы, которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.

Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.

Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.

Первая категория, это дети-сироты. Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).

Закон делит их на две возрастные категории:

  1. Первая, это дети, которым на момент смерти родителей, не исполнилось 18 лет, то есть они фактически были малолетними или несовершеннолетними.
  2. Вторая, это лица, у которых скончались родители (родитель), в возрасте от 18 ти до 23 лет, если последние находились на учебе в образовательных заведениях всех уровней (училище, техникум, университет).

Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.

Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.

Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца. Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.

Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.

Это интересно:  Временная опека над ребенком без лишения родительских прав 2019 год

Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.

Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории:

  • тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
  • те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.

Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.

Если говорить о законодательных актах, которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:

  1. Конституция нашего государства, которая устанавливает общие принципы прав таких лиц и гарантии их соблюдения.
  2. Второй акт, это Семейный кодекс. В нем дается определение сирот и тех, кто лишен попечительства. Кроме этого, в этом документе определяются основополагающие права таких граждан, а также обязанности государства по их защите.
  3. Третье это различные Федеральные акты. Кроме вышеуказанного сюда можно отнести Законы об образовании, о предоставлении медицинской помощи, о бесплатной юридической защите.
  4. Последняя группа законов и других нормативно-правовых актов это те, которые приняты на местном и региональном уровне. Такие документы регулируют различные социальные надбавки, выплаты и другие льготы. Выдаются они на основании Федеральных правовых документов.

Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.

Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.

Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.

Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.

Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.

Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.

Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.

Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:

  1. Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
  2. Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
  3. Права на получение имущества, в том числе жилья.
  4. Гарантии, которые дают право на труд.
  5. Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.

Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.

В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения. К ним следует отнести следующие права:

  • возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
  • повышенная социальная стипендия, что больше обычной на 30-50%;
  • обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
  • бесплатное питание в любом учебном учреждении;
  • предоставление бесплатного места в общежитии;
  • бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.

Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).

Вторая категория, это медицинское обслуживание. Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.

К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.

Третья категория льгот, это обязательное получение муниципального жилья для сирот и тех, кто живет без попечительства родителей. Перечень такого жилья определяется местной властью.

После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.

Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту. Эти гарантии делятся на такие категории:

  • если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
  • если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
  • сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.

Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи. Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.

Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.

Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.

О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

Одной из ключевых задач государства является предоставление ее гражданам социальных гарантий, надлежащего уровня жизни, а также соблюдение законных прав и интересов. В этом заключается основная цель его существования и создания.

Это интересно:  Алименты с дивидендов учредителя ООО 2019 год

Дети-сироты относятся наиболее незащищенным слоям населения, следовательно, государство обязуется предпринимать все меры, направленные на поддержку и помощь такой категории граждан.

Ни для кого не секрет, что приобретение собственного жилья является существенной проблемой даже для лиц, у которых живы родители и есть родственная и материальная поддержка.

Дети — сироты лишены такого рода помощи, и поэтому им приходится рассчитывать только на собственные силы и государство.

В соответствии с действующим законодательством РФ детям сиротам приравниваются лица, не достигший восемнадцатилетнего возраста , у которых биологические родители:

  • скоропостижно скончались;
  • лишены родительских прав в соответствии с вступившим в силу решением суда;
  • утратили дееспособность;
  • осуждены и отбывают срок в местах лишения свободы;
  • имеют заболевания, которые исключают возможность воспитания несовершеннолетних детей;
  • по решению суда признано безвестно отсутствующими.

С учетом вышеуказанных оснований несовершеннолетнему лицу присваивается один из следующих статусов:

  • сирота;
  • лицо, лишенное родительского попечения.

Правом предоставления вышеуказанных статусов наделены соответствующие местные органы опеки и попечительства, и только при получении льготные категории, сирота вправе рассчитывать на меры государственной поддержки, в том числе и на получение жилья.

В Российской Федерации действует 2 основных нормативных правовых акта, регламентирующих вопросы предоставления государственной помощи детям-сиротам в части обеспечения жильем:

  • Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г.;
  • Жилищный кодекс РФ (ст. 109.1).

Ранее детям-сиротам предоставлялось жилье в соответствии со следующими правилами:

  • отсутствовала очередь, о льготной категории граждан сразу предоставлялось недвижимость из фонда муниципалитета;
  • низкий уровень проверок лиц, подавших документы на получение статуса , дающего право на жилье;
  • если ребенок, по достижении 23 лет, не обеспечивался жилой недвижимостью, то он снимался с учета;
  • жилье оформлялась в порядке социального найма.

Действующие нормы законодательства предусматривают обязанность государства по обеспечению сирот и лиц, лишенных родительской опеки, жильем из фонда муниципалитетов при наличии свободной недвижимости.

В качестве альтернативы, льготной категории граждан может быть предложен сертификат на целевое использование денежных средств. Потратить их можно только на приобретение жилья.

Недобросовестные получатели льгот пользовались пробелами в законодательстве и оформляли на себя недвижимость, имея в собственности другое жилье.

Ранее контроль за правомерность в получении социальной недвижимости в качестве меры государственной поддержки не осуществлялся в должной мере, что дало плодородную почву для мошенников и лиц, злоупотребляющих правом, которые намеренно скрывали информацию, исключающую возможность получения льготного жилья.

В данный момент такая проблема исправлена, и прежде чем сирота получит право на жилые квадраты, государство предпринимает ряд мер, направленных на проверку имущественного состояния.

Уполномоченный орган, принимающий решение о выдаче социального жилья, обязан провести следующие мероприятия:

  • выявление у сироты или его родственников, с которыми он постоянно проживает, недвижимости, предоставленной по договору найма;
  • наличие в собственности долей в недвижимости или целых помещений;
  • выявление недвижимого имущества у родственников претендента на получение жилья;
  • анализ текущих условий проживания сироты.

В настоящем году социальное жилье детям-сиротам может быть предоставлено при соблюдении следующих условий:

  • официально присвоен статус ребенка-сироты, или лишенного родительской опеки;
  • возраст от 18 до 23 лет;
  • претендент самостоятельно подал заявление на предоставление жилья.

Несоблюдение хотя бы одного из вышеуказанных условий приведет к отказу в предоставлении недвижимости, а также снимает любую ответственность государства.

Уполномоченный государственный орган приступает к решению вопроса обеспечение жильем сироты при условии, что:

  • на момент обращения заявителя исполнилось 18 лет, но не более 23 лет;
  • лицо было признано полностью дееспособным ранее установленного возраста.

Закон устанавливает строгий запрет на предоставление жилья в коммунальном доме. Недвижимость должна быть отдельной.

На данный момент порядок передачи недвижимости выглядит следующим образом:

  • молодой гражданин получает жилье на условиях договора социального найма;
  • документ заключается на срок до 5 лет;
  • по истечении указанного периода недвижимость переходит в постоянное пользование без ограничений по срокам.

Важно учитывать, что сирота или лицо, лишенное родительской опеки, обязано реализовать свое право на жилье до наступления 23-летнего возраста, в противном случае такой гражданин будет снят с учета и лишен возможности получить недвижимость.

Законодательство предусматривает две категории детей, имеющих право на получение льготного жилья. К первой относятся дети-сироты, оставшиеся без биологических родителей.

Их можно разделить на 2 основных группы по возрасту:

  • дети, не достигшие 18 лет на момент смерти родителей;
  • лица, проходящие обучение в образовательных учреждениях, у которых скоропостижно скончались родители в период с 18 до 23 лет.

Таким образом, главным условием для получения статуса сироты является смерть родителей, до достижения определенного возраста.

При этом если отсутствуют сведения о местонахождение матери и отца длительный период, и при этом имеется документальное подтверждение такого факта, то такие лица также имеют право на получение льготного статуса.

Ко второй категории относятся дети, которые остались без родительской опеки по иным причинам, не связанным со смертью или безвестным отсутствием — лишение родительских прав.

Законные опекуны или биологические родители могут быть лишены родительских прав только по решению суда.

Закон предусматривает возможность восстановиться в родительских правах, что автоматически снимает предоставленные льготы.

Возрастные категории для детей, оставшихся без опеки:

  • малолетние, которым не исполнилось 18 лет;
  • дети в возрасте от 18 до 23 лет, проходящие обучение в образовательных учреждениях.

Законодательство предусматривает следующие виды мер помощи и компенсации детям сиротам, или лицам, лишенным родительской опеки:

  • возможность получения образования за государственный счет;
  • бесплатное медицинское обслуживание во всех государственных и региональных медицинских организациях;
  • обеспечение недвижимым имуществом;
  • право на преимущество в трудоустройстве;
  • предоставление бесплатной юридической помощи.

Федеральными и региональными органами исполнительной власти разрабатываются и реализуются государственные программы в пределах бюджетных ассигнований, направленные на охрану и защиту прав граждан льготной категории, исходя из существующих потребностей региона. Гарантируют создание для них государственных учреждений и центров, предоставляют поддержку негосударственных центров по социальной защите и реабилитации детей-сирот, а также лиц оставшихся без опеки.

Финансирование программ, направленных на предоставление помощи льготной категории детей осуществляется за счет федеральных и местных бюджетов, а также с помощью привлечения внебюджетных фондов и иных, не запрещенных законодательством РФ, источников.

Меры государственной поддержки в сфере образования:

  • право на бесплатное прохождение курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • безвозмездное право на дальнейшее обучение после получения диплома;
  • возможность прохождения обучения в образовательных учреждениях за государственный счет;
  • обеспечение сезонной одеждой, обувью, а также разовой денежной помощью в размере не менее 200 рублей;
  • право на увеличенную стипендию, а также выплата 100% заработной платы, начислены во время производственного обучения или прохождения производственной практики;
  • иные льготы и преференции, предусмотренные статьей 6 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г.

Льготная категория детей-сирот имеет право на первоочередное и бесплатное обслуживание медицинских учреждениях любой формы, а также на диспансеризацию, оздоровление, проведение регулярных осмотров за бюджетные средства.

Помимо этого, дети-сироты, или лица, оставшиеся без попечителей, имеют право на получение бесплатных путевок в школьные и студенческие лагеря или базы отдыха.

Перечень преференции и количество видов государственной поддержки ежегодно претерпевает изменений, и совершенствуется с целью обеспечение достойного уровня жизни льготные категории граждан.

Государство стремится защищать граждан. Особое внимание уделяется детям, получившим статус сирот.

Государство предоставляет им ряд льгот, направленных на материальную поддержку и социальную адаптацию. Предоставляемые привилегии закреплены в действующем законодательстве.

Это интересно:  Взыскание алиментов за прошедший период: можно ли подать в суд за предыдущие годы или краткий срок? 2019 год

Чтобы ознакомиться с доступными льготами и иными мерами помощи, необходимо изучить ФЗ № 159 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот.

Сиротами называют детей, у которых один или оба родителя скончались. Этот термин используется и в отношении несовершеннолетних граждан, оставшихся без родительской опеки. Причиной подобного могут стать:

  • мать и отца несовершеннолетнего лишили родительских прав;
  • родителей несовершеннолетнего гражданина заключили под стражу;
  • лица, на попечении которых находился несовершеннолетний, признаны пропавшими без вести;
  • отец и мать несовершеннолетнего признаны недееспособными.

Дети, признанные сиротами, обычно не способны самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Даже если родители этой категории граждан живы, обычно они не принимают участия в воспитании отпрысков.

Фото: предоставление материальной помощи детям-сиротам

На помощь приходит государство. Оно берёт на себя обязанности по содержанию лиц, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительно предоставляется ряд льгот. Их закрепляет ФЗ № 159 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот.

Далеко не все несовершеннолетние, в жизни которых родители участия не принимают, могут рассчитывать на получение льгот.

Граждане, имеющие право на помощь по закону, делятся на 2 категории — сироты и дети, оставшиеся без попечительства. Определение первой из них чётко закреплено в законодательстве.

Критерием для распределения становится возраст. В первую группу ходят дети, которым на момент гибели родителей еще не исполнилось 18 лет.

Фактически эти граждане являются малолетними или несовершеннолетними. Во вторую категорию включают студентов в возрасте от 18 до 23 лет.

Однако рассчитывать на помощь от государства могут только лица, проходящие обучение на очном отделении образовательного учреждения.

Понятие сирота включает в себя гибель родителей или одного из них, но только в том случае, если он осуществлял воспитание ребенка.

Подобный статус может быть присвоен человеку и в случае, если достоверных сведений о гибели родителей нет, однако они были установлены в правовом порядке.

В этом случае признание матери или отца умершим осуществляется по решению суда. Во вторую категорию включают детей, оставшихся без попечения родителей.

Подобное возможно, если мать или отец не выполняют свои обязанности в отношении несовершеннолетнего.

Если родители по каким-либо причинам лишились прав на ребёнка, он будет отнесен к категории лиц, оставшихся без попечительства.

Проще говоря, у человека, отнесенного к этой группе, фактически имеются родители, однако они лишены законных прав в отношении отпрыска.

Формально такой несовершеннолетний признается сиротой. Забота о маленьком человеке возлагается на государство.

Родителей могут лишить прав только на основании мотивированного решения судебного органа. Дети, оставшиеся без опеки, также входят в состав одной из 2-х групп.

Процедура осуществляется по тому же принципу, что и в случае с сиротами. Родители, которых лишили прав на детей, могут осуществить их восстановление.

Процесс предоставления льгот категории граждан регламентирует целый перечень нормативно-правовых актов. Чтобы разобраться во всех особенностях, эксперты рекомендуют ознакомиться с положениями:

Высшую юридическую силу в РФ имеет конституция. Затем следует семейный кодекс и законы Федерального уровня.

Местные нормативно-правовые акты не могут сужать права граждан, зафиксированные в вышеуказанных нормах. Они способны лишь расширить перечень дополнительных привилегий.

Чтобы зафиксировать обязательства, которые берёт на себя государство, был принят ФЗ №159. Нормативно-правовой акт был принят в 1996 году.

Однако этот пункт вступил в силу не сразу. Он начал действовать с 1 января 1998 года. Внесенные коррективы касались ряда гарантий в образовании и в сфере трудовых правоотношений.

Особое внимание эксперты советуют обратить на статью 12 вышеуказанной нормы. В соответствии с ней, предоставление льгот, устанавливаемых президентом, правительством их региональными властями, должно осуществляться в строгом соответствии с ФЗ №159.

Действующее законодательство продолжают корректировать в соответствии с требованиями современных реалий. Очередные изменения внесли в июле 2016 года.

Закон не лишил муниципалитет права предоставлять дополнительные льготы или компенсации. Однако их ведение должно основываться на наличие денежных средств в бюджете.

Если ребенок остался без родителей, государство готово предоставить ему целый перечень дополнительных льгот и компенсаций. В список входят:

  • возможность бесплатно пройти обучение;
  • право на труд;
  • возможность получить определенное имущество бесплатно, в том числе и жилое помещение;
  • возможность обратиться за государственной юридической помощью, которая предоставляется бесплатно;
  • бесплатное обслуживание в медучреждениях, которые не являются частными.

Под каждым пунктом скрывается целый перечень льгот, доступных детям-сиротам и несовершеннолетним гражданам, оставшимся без попечения родителей.

Государство предоставляет категории граждан ряд гарантий. Человек сможет рассчитывать на:

  1. Получение повышенной социальной стипендии.
  2. Безвозмездное проживание в общежитии.
  3. Бесплатное питание в столовой ВУЗа.
  4. Безвозмездное обучение. Когда учеба будет завершена, человека направят на работу и стажировку.
  5. Компенсация, которая предоставляется в виде материальной помощи на приобретение письменных принадлежностей и учебников. Выплата предоставляется один раз в год. Она равна тройной стипендии.

Человек имеет право пройти обучение в учреждениях федерального значения. В эту категорию включают ВУЗы, которые готовят:

  • специалистов в области обороны;
  • представителей юридических специальностей;
  • лиц, которые будут заниматься защитой прав и свобод граждан.

Еще одной гарантией выступает право на медицинское обслуживание. Ребенок сможет рассчитывать на бесплатное лечение в медучреждениях, принадлежащих государству.

Если присутствует потребность в подобном, государство может выделить средства на проведение операции за пределами страны.

Реабилитация после серьезных травм и протезирование также осуществляются бесплатно. Дополнительно представителям категории предоставляются бесплатные оздоровительные путевки либо денежная компенсация.

Путь до места и обратно оплачивает государство. Лицам, входящим в категорию, гарантируется право на работу и соцзащиту.

Дополнительно доступно получение бесплатной юридической помощи. Если в ее предоставлении откажут, это будет являться нарушением прав гражданина.

Местные регионы часто предоставляют представителям категории возможность бесплатно ездить на общественном транспорте за исключением такси. Дополнительно гражданину могут выплачиваться различные виды пособий.

Достижение 18 лет не является поводом для лишения ребенка-сироты ряда льгот. В качестве поддержки государство готово предоставить бесплатное жилье.

Человек сможет пользоваться им на основании договора социального найма. Он заключается на 5 лет. После того, как срок завершится, соглашение с нанимателем может быть продлено.

Иногда жилье отдается в долгосрочный наем. В последующем человек сможет стать его собственником. Человек, признанный сиротой, имеет больше прав во время трудоустройства.

Так, если такой гражданин состоит на учете на бирже труда, он может получать среднюю заработную плату в течение полугода до момента трудоустройства.

Если в организации, в которой осуществляет трудовую деятельность такой человек, ликвидируется, работодатель обязан позаботиться о трудоустройстве гражданина. Сироту нельзя сократить.

Закон предоставляет гражданину перечень льгот и компенсаций. Государство гарантирует человеку помощь в обучении, в трудоустройстве и медицинском обслуживании.

Ребенок-сирота может рассчитывать на получение жилья на безвозмездной основе. Льготы могут быть предоставлены и на местном уровне.

Однако они не могут ограничить привилегии, которые зафиксированы в Федеральном законодательстве.

Видео: имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, posobie-help.ru, uristwiki.ru, lgotywiki.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий