Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, приемная семья и другие 2019 год

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — В. А. Цветков,

The problems of adopted family and other forms to arrange children’s life to be without their parents are interpreted.

Текст научной работы на тему «Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Получена 12 апреля 2005 г.

The problems of adopted family and other forms to arrange children’s life to be without their parents are interpreted.

Сравнение приемной семьи с иными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает выявить особенности приемной семьи, ее сущность и сферу применения.

Приемная семья сравнительно новый правовой институт, который был введен Семейным кодексом 1996 г., и за прошедшие девять лет не получил существенного развития на практике, что связано не только с экономическими, организационными и нравственными факторами, но и, в первую очередь, несовершенством действующего законодательства. Невостребованность приемной семьи связана с отсутствием понимания ее сущности и сферы применения. Чтобы более четко определить особенности приемной семьи, целесообразно сравнить ее с другими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное сравнение поможет наглядно показать не только самостоятельность приемной семьи как формы устройства, но и выявить ее преимущества и недостатки, а также обозначить сферу ее применения.

Согласно ст. 123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает четыре формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и дает возможность субъектам Российской Федерации

устанавливать собственные формы устройства.

Формы воспитания детей дополняют друг друга и используются по своему назначению с учетом конкретной ситуации и интересов ребенка, лишившегося родительского попечения [1]. Недопустимо противопоставлять указанные формы устройства.

В действующем СК РФ впервые законодательно закреплено преимущество семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлен отказ от монополии государства на воспитание данной категории детей в государственных воспитательных учреждениях. Таким образом, уже сам законодатель в зависимости от условий воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, устанавливает формы устройства и делит их на семейные (усыновление, опека (попечительство), приемная семья) и несемейные (определение ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).

В зависимости от субъекта, на которого возложена обязанность по воспитанию и защите прав несовершеннолетнего, все формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на две группы: 1) индивидуальные; 2) неиндивидуальные. Различия между данными формами устройства состоят: а) в придании юридического значения личностным качествам гражданина, непосредственно оказывающего помощь и попечение; б) в наличии или отсутствии обязательного личного исполнения с его стороны [2]. Соответственно, к индивидуальным относятся такие формы устройства, как усыновление, опека (попечительство) и приемная семья, а к неиндивидуальным — определение ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попече-

ния родителей, всех типов. Следует согласиться с А.И. Пергамент в том, что у каждого ребенка имеются индивидуальные черты, каждый ребенок представляет собой неповторимую личность, которая требует индивидуального подхода

[3]. Такой подход к воспитанию ребенка может быть обеспечен только при индивидуальных семейных формах устройства.

В зависимости от продолжительности отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и возникающих юридических последствий, следует различать формы постоянного (усыновление) и временного устройства (опека, попечительство, приемная семья, определение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов)

[4]. При этом выбор той или иной формы устройства зависит в первую очередь от того, постоянно или временно ребенок лишился родительского попечения, а следовательно, о временном или постоянном его устройстве идет речь.

Приемная семья, как и усыновление и опека (попечительство), относится к семейным и индивидуальным формам устройства. В то же время приемная семья, как опека (попечительство) и определение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к временным формам устройства.

При передаче ребенка, оставшегося без родительского попечения, на воспитание в приемную семью или его усыновлении наилучшим образом реализуется право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на семейное воспитание, так как он получает возможность воспитываться в полноценных семейных условиях, в роли сына или дочери. Семья усыновителей — это, по существу, новая юридическая и фактическая семья, в которой усыновленный получает права и обязанности родного, кровного, ребенка, включая фамилию усыновителей. Приемная семья же является лишь аналогом обычной семьи и возникающих в ней межличностных отношений. При этом в отличие от усыновления приемная семья позволяет удовлетворить приемным родителям не только свои воспитательные потребности, но и материальные. Однако, несмотря на разные порядок, условия и последствия усыновления и передачи ребенка на воспитание в приемную семью, их сходство, заключающееся в характере возникающих межличностных отношений, позволяет говорить о преимуществе приемной семьи по сравнению с опекой (попечительством).

Передача на воспитание в приемную семью и передача под опеку (попечительство) схожи не только в том, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна или

попечителя (п. 3 ст. 153 СК РФ), но имеют ряд и других общих черт (одинаковые последствия передачи на воспитание, требования к кандидатам в опекуны (попечители) и приемные родители, ответственность, основания освобождения от исполнения обязанностей и др.).

При этом наибольший интерес вызывают различия между приемной семьей и опекой (попечительством) . Основополагающими различиями являются: 1) получение вознаграждения за выполнение обязанностей по воспитанию приемных детей (в соответствии со ст. 152 СК РФ, за воспитание приемных детей приемные родители получают вознаграждение, а опекуны (попечители), согласно ст. 36 ГК РФ, выполняют свои обязанности безвозмездно); 2) порядок и условия выплаты денежных средств на содержание подопечных и приемных детей. Ст. 150 и 155 СК РФ предусматривают, что на содержание ребенка опекуну (попечителю) или приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации [5]. При этом порядок и условия выплаты денежных средств на детей, переданных под опеку (попечительство), дополнительно регламентируются Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) [6]. Данное Положение предусматривает выплату ежемесячного денежного содержания на подопечного не во всех случаях, а лишь при наличии определенных оснований утраты родительского попечения, т. е. фактически устанавливает условия выплаты денежных средств. Таким образом, дети, воспитывающиеся в приемных семьях, получают содержание в безоговорочном порядке, а дети, воспитывающиеся в семьях опекунов (попечителей), только при наличии определенных оснований. При этом с очевидностью нарушается принцип равной государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, когда материальное обеспечение одной и той же категории детей ставится в зависимость от формы устройства. Практически в большинстве случаев опекуны и попечители содержат подопечных на свои средства.

Исторически сложилось, что отличительным признаком опеки и попечительства от усыновления, патроната, а в настоящее время и от приемной семьи является признак родства между опекуном (попечителем) и подопечным. На практике подавляющее большинство опекунов (попечителей), как правило, являются родственниками подопечного (бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети и др.). При этом данные лица исходят не из правовой, а из моральной обязанности по

воспитанию своих несовершеннолетних родственников. Законодатель устанавливает имущественные (алиментные) обязательства, вытекающие из факта родства, не только между родителями и детьми, но и другими близкими родственниками. Из этого следует, что такие родственники обязаны оказывать помощь, поддержку и осуществлять воспитание и защиту своих несовершеннолетних родственников в случае утраты последними родительского попечения. Абстрагирование от признака родства при установлении опеки и попечительства может привести к нежелательным результатам, которые уже имели место в истории. В 1935 г. в системе НКП РСФСР насчитывалось 38 тысяч детей, находящихся под патронатом [7], и около половины из них патронировались ближайшими родственниками [8], которые предпочли патронат, а не опеку (попечительство), вероятно, из-за возможности получить определенные льготы и материальную помощь. Из этого следует, что при введении возмездной формы опеки (попечительства) большинство опекунов (попечителей), в том числе и ближайшие родственники, предпочтут платную опеку (попечительство) исходя только из материальных соображений, а не морально-нравственных мотивов. В литературе уже справедливо отмечалось, что право на возмещение расходов не должно предоставляться лицам, на которых в силу закона или договора возложена обязанность содержать подопечного. С учетом этого целесообразно ввести дополнительное ограничение относительно лиц, которые не могут быть приемными родителями, включив в их число близких родственников.

С учетом изложенного, преимуществами приемной семьи по сравнению с опекой (попечительством) являются наилучшее материальное обеспечение приемных детей, грамотное выполнение приемными родителями своих обязанностей и возникновение межличностных отношений, более схожих с отношениями между родителями и детьми.

Даже из общей сравнительной характеристики видно, что определение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — самая неблагоприятная форма устройства детей. Наибольший интерес вызывает соотношение приемной семьи и детского дома семейного типа. Одним из отличительных признаков данных форм устройства является их разный правовой статус. Приемная семья — это искусственно созданный специализированный социально-правовой институт, не обладающий правами физического или юридического лица, а значит, и не являющийся субъектом гражданского права. Детский дом семейного типа — это специ-

ализированное (для детей, оставшихся без попечения родителей) образовательное учреждение семейного типа с правами юридического лица. Приемные родители — это граждане, выполняющие работу по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, к которому в соответствии с письмом Минобразования РФ должны применяться общие правила о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг [9]. Воспитатели же детского дома семейного типа — это педагогические работники, на которых распространяются льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Но, несмотря на то, что детский дом семейного типа является учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он все же имеет ряд особенностей, отличающих его от обычного детского дома и делающих его схожим с приемной семьей, а значит, и более привлекательным с педагогической точки зрения.

Таким образом, приемная семья имеет преимущества и по сравнению с детским домом семейного типа, которые заключаются в более простой процедуре ее создания и функционирования, что позволяет приемным родителям больше времени уделять воспитанию и защите прав приемных детей.

Выше было рассмотрено соотношение приемной семьи со всеми существующими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленными в действующем федеральном законодательстве. Наиболее развитой дополнительной формой устройства детей, закрепленной в законодательстве субъектов РФ, является патронат.

Сходство приемной семьи и патроната заключается в следующем: 1) ребенок передается на воспитание как в патронатную, так и приемную семью на основании договора, в котором устанавливается срок передачи ребенка в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора [10]; 2) патронатные и приемные родители имеют право на оплату своего труда, т. е. выполняют свои обязанности по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, за вознаграждение [11]; 3) материальное обеспечение детей, передаваемых на воспитание как в патронатную, так и приемную семью является безусловным; 4) устанавливаются одни и те же требования к лицам, желающим взять ребенка в приемную и патронатную семью, а также одинаковые обстоятельства, при наличии которых данные лица не могут быть приемными родителями

Это интересно:  Развод с ребенком до года в России по инициативе матери: можно ли развестись, если ребенку нет 1 года 2019 год

и патронатным воспитателем [12].

Несмотря на то, что законодатель при регулировании отношений, связанных с созданием и функционированием приемной и патронатной семей, использует одинаковые правовые конструкции, имеется и ряд существенных отличий, позволяющих говорить о самостоятельности каждой из данных форм устройства. Различия приемной и патронатной семей заключаются в следующем: 1) в правовом статусе приемных родителей и па-тронатных воспитателей. Приемные родители являются законными представителями (опекунами или попечителями) приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий, а патро-натный воспитатель не является законным представителем ребенка, в отношении которого установлен патронат; 2) в подходе законодателя относительно категорий детей, передаваемых на воспитание в приемную и патронатную семьи. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, а в патронатную семью — дети, нуждающиеся в государственной защите.

Введение такой формы устройства, как патро-натная семья, является необходимым и обоснованным, так как позволяет определить ребенка в семью. Очевидно, что те дети, которые только отобраны у родителей, должны как можно скорее помещаться в семью, так как любое учреждение «подавляет» нормальное развитие ребенка. Основной целью введения патроната, в отличие от других форм устройства, является в первую очередь направленность работы не с последствиями, а причинами социального сиротства.

Ежегодный рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, тенденция увеличения количества отказов опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей в связи с отсутствием взаимопонимания или возникновением конфликтной ситуации с подопечным, низкий уровень усыновления российскими гражданами, высокая степень социальной дезаптации выпускников детских домов свидетельствуют о том, что такие семейные формы устройства, как усыновление и опека (попечительство), в настоящее время не могут справиться с волной социального сиротства, захлестнувшей Россию, а определение в детские учреждения не соответствует интересам детей.

Представляется, что выходом из сложившейся ситуации является развитие такой формы устройства, как приемная семья, в которой заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу ребенка, который не может быть передан под опеку (попечительство) или усыновлен, в то же время, поместив его в наи-

более благоприятные по сравнению с детским домом семейные условия.

[1] См.: Шахматов В.П., Хаскельберг Б.,П. Новый кодекс о браке и семье РСФСР. Томск, 1970. С. 291.

[2] См.: Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Томск, 2003. С. 15.

[3] Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1968. С. 5.

[4] Михеева. Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. М., 2004. С. 47.

[5] См.: Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2002. № 52 (2 ч.). Ст. 5225.

[6] См.: Приказ Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» // Рос. газета. 2000. 10 марта. № 48.

[7] ЦГА РСФСР. Ф. 2306, оп. 69, ед. хр. 2425.

[9] См.: Письмо Минобразования РФ от 29 октября

2001 г. № 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями» // Вестн. образования России. 2001. № 22.

[11] См.: п. 32 Положения о приемной семье, раздел 7 Положения о патронате Новгородской области, ст. 7 Закона Московской области «О патронате», ст. 12 Закона Республики Карелия от 1 ноября

2002 № 626-ЗРК «О патронатном воспитании» // Собрание законодательства Республики Карелия. 2002. № 4.

[12] См.: п. 6 Положения о приемной семье; раздел 4 Положения о патронатной семье Новгородской области; ст. 6 Закона Московской области «О патронате».

Материал подготовила воспитатель МАДОУ Детский сад №269″ г. Барнаула.

Материал будет полезен родителям и педагогам, которые интересуются проблемой сиротства в Российской Федерации, формами устройства детей в семью, которые закреплены Законодательством РФ.

Многие родители, узнав о моем опыте взаимодействия с детьми-сиротами, на индивидуальных беседах спрашивали меня, что мне известно об усыновлении и прочих формах устройства. Это побудило меня начать публиковать материалы. Данная статья станет вводной. Она будет полезна тем, кто только начал свой путь к усыновлению. Для начинающих педагогов детских домов и для всех, кому данная тема интересна.

Законодательством РФ закреплены четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление— это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Преимущества:
• Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
• Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
• Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Особенности:
• Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
• Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей, но в некоторых регионах выплачивается ежемесячное пособие.
• Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Другие ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка:
• Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
• При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
• Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили
семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
• Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.
Иных ограничений, кроме перечисленных выше, нет.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
• неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны
• судом недееспособными;
• лишены судом родительских прав;
• по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не
• проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей. Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

Финансовая поддержка государства:
Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка. Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.

Опека— вид семейного устройства малолетних. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).

Преимущества:
• Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
• На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий

Особенности:
• Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
• Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
• Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Как опекуны, так и попечители обязаны:
• Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.);
• Обеспечивать подопечного уходом и лечением;
• Заботиться о воспитании ребенка;
• Обеспечить получение ребенком основного общего образования;
• Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
• Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
• Представлять и защищать права и интересы ребенка.
Это фактические действия, которые ст.36 Гражданского Кодекса РФ обязывает совершать опекунов и попечителей несовершеннолетних.

Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
• В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца.
• Льгота на проезд, квартплату, санаторно-курортное лечение, при поступлении в учебное заведение.
• Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
• Право на бесплатное питание в школе и на бесплатное посещение кружков.

Патронат — одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.

Преимущества:
• Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому
временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего
передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,
обречённого попасть в приют, детский дом.
• Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
• Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

Особенности:
• Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
• Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный
контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
• Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.
• Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,
обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
• Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Это интересно:  Минимальный размер алиментов на ребёнка 2019 год

Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно
установленному в регионе нормативу.
• Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
• На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
• Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Ребенок может жить в патронатной семье, пока не решится его судьба. Это дети-подкидыши, дети с неустановленным статусом, дети, чьи родители ограничены в родительских правах, дети, у которых единственный родитель попал в больницу, дети, чьи родители, несмотря на приговор суда о лишении родительских прав, борются за из возвращение, дети-инвалиды, которые не могут быть помещены в оздоровительный лагерь на время отдыха родителей, дети, убежавшие из дома и другие дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Отличие патроната от других форм семейного устройства в распределении ответственности по уходу и воспитанию ребенка между тремя сторонами – государственное учреждение (с патронатной функцией), биологическая семья (в части случаев) и патронатная семья. В патронатной семье осуществляется непосредственный уход и каждодневное воспитание. Решением юридических вопросов (определение статуса ребенка, жилищных и других вопросов, связанных с защитой прав ребенка) занимается госучреждение. Биологический родитель выполняет строго определенные функции – материальное обеспечение (алименты) и частичное участие в воспитании.

Приёмная семья— форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в
семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями
(супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155) (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями;

Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным
ребенком, а такая семья приемной семьей. Постановлением от 17 июля 1996 г. N 829 о приёмной семье (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
• лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия. В Семейном кодексе РФ институт приемной семьи прописан с 1996 года. Приемная семья в отличие от других «замещающих» (этот западный термин предполагает замещение биологических родителей) семейных форм принятия детей на воспитание – усыновления и опеки (попечения), отличается договорным характером отношений и оплатой со стороны государства не только содержания ребенка, но и родительского труда. В этом отношении приемная семья – принципиально новый институт, демонстрирующий необходимость
оплаты «репродуктивного труда» и еще один показатель переориентации политики от преимущественно государственных форм социализации детей к семейным.

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей.

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.

Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию. Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.

Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет. Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего. Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку. Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него. Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.

Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке. Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста. Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным. Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно. Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.

Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.

Детьми, оставшимися без родительского попечения, считают тех детей, у которых умерли родители или имеют статус недееспособных, а также тех, у которых родителей лишили или ограничили в их правах. Такие дети нуждаются в социальной защите, которую обеспечивается государство в лице органов опеки и попечительства.

Единственной причиной, по которой в отношении детей устанавливается опека или попечительство, является утрата родительского попечения в их отношении. Установление такого правового положения ребенка осуществляется с целью воспитания данной категории детей, а также защиты тех прав и интересов, которыми они наделены. Данное положение законодательно закреплено в ст. 45 СК и 31 ГК РФ.

В отношении малолетнего ребенка, который не достиг 14-летнего возраста, устанавливается опека. Попечитель назначается детям, находящимся в возрасте 14 – 18 лет.

Оба понятия не имеют существенных различий в разрезе воспитательного и образовательного направления. Отличие понятий имеет важность в сфере осуществления имущественных прав детей. Здесь большое значение придается именно возрастному критерию ребенка.

С точки зрения гражданско-правовых норм, опека и попечительство есть способом восполнения объема дееспособности. Малолетние дети, возраст которых находится в промежутке 6 – 14 лет, имеют право на самостоятельное совершение ограниченного круга сделок, среди которых: мелкие бытовые сделки; действия, результат которых направлен на безвозмездное достижение выгода; сделки, которые не требуют нотариальных и регистрационных процедур; сделки, связанные со свободным распоряжением средствами, которые предоставлены законными представителями.

Иные виды сделок совершаются в интересах малолетнего опекуном или лицом, выступающим его законным представителем. Участие опекуна позволяет малолетнему ребенку являться участником любых гражданских правоотношений.

Наибольшим кругом прав обладают несовершеннолетние дети, возраст которых находится в границах 14 – 18 лет. Они являются практически полноправными участниками гражданско-правовых отношений.

Такие дети имеют право на самостоятельное совершение сделок, которые предусмотрены для лиц, находящихся в возрасте с 6 до 14 лет. Также, закон позволяет им: осуществлять распоряжение собственным заработком, стипендией и иным доходом; нести авторские права, права изобретателя, а также иные права, связанные с интеллектуальной деятельностью; вкладывать средства в учреждения кредитной сферы, а также осуществлять распоряжение ими.

Иные виды сделок могут быть совершены только при наличии письменного согласия попечителя или законного представителя, что является проявлением защиты прав несовершеннолетнего в гражданско-правовом обороте.

Процедура установления опекунства и попечительства, равно, как и их прекращение, регламентируется нормами гражданского права. ГК наделяет органы опеки и попечительства всем спектром прав и функциональных обязанностей по установлению данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.

При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении. Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего. Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.

Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства. Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным. Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.

Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.

Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.

Наиболее и длительной и процессуально сложной формой устройства ребенка является усыновлением. Дети, являющиеся сиротами, передаются в семью в порядке усыновительной процедуры, в качестве кровного ребенка. Такая передача порождает у усыновивших весь спектр прав и обязанностей родителя, а у ребенка те права и обязанности, которые присущи родным детям.

Усыновление происходит в судебном порядке. В некоторых случаях, мнение ребенка о своем усыновлении, может быть принято судом во внимание. Судебное решение об усыновлении дает возможность новым родителям изменить личные данные ребенка: его имя, отчество, фамилию.

В большинстве случаев, процедуре усыновления предшествует опека или попечительство над ребенком.

После того, как усыновленный ребенок передан на воспитание усыновителям, орган опеки и попечительства контролируют жизнь ребенка в новой семье, при обязательном соблюдении тайны усыновления.

Такие проверки осуществляются по истечении 6 месяцев, со дня передачи ребенка, через год и на протяжении последующих двух лет, по одному разу в год. При наличии необходимости, такие обследования могут быть продолжены.

Это интересно:  Как платить алименты ребенку, а не жене? 2019 год

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, включают в себя их помещение в организации, предусмотренные для детей сирот. В качестве таких организаций могут выступать образовательные, медицинские, социальные и некоммерческие организации, форма деятельности которых соответствует цели размещения и воспитания сирот и детей, не имеющих родительского попечения.

Контроль за условиями пребывания несовершеннолетних детей, равно как и процедура их помещения в такие учреждения, возложена на органы опеки и попечительства.

Передача ребенка в организацию, предусмотренную для воспитания сирот, не требует установления опеки или попечительства в отношении ребенка. Она характеризуется критерием срочности, что говорит о завершении пребывания ребенка в учреждении с момента совершеннолетия.

Чтобы более четко определить особенности приемной семьи, необходимо сравнить ее с другими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, О.В. Фетисова устройство ребёнка в семью подразделяет на следующие виды: 1) устройство в семью усыновителя; 2) устройство в семью опекуна (попечителя); 3) устройство в приёмную семью; 4) устройство в семью патронатного воспитателя. Приёмная семья является разновидностью семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Таким образом, дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он не исчерпывающий, так как законодательством субъектов РФ могут быть предложены и иные формы.

Первой среди названных форм является передача ребенка в семью. В СК РФ впервые законодательно закреплено преимущество семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлен отказ от монополии государства на воспитание данной категории детей в государственных воспитательных учреждениях. Этот способ жизнеустройства детей во всем мире признан лучшим по причинам в первую очередь психологического свойства. Как показывает многолетняя практика, коллективное воспитание оставленных своими родителями детей в специализированных учреждениях ни к чему хорошему не приводит. К сожалению, идеальных детских домов не бывает: даже если ребенок там обеспечен материально, окружить его душевной заботой сотрудники таких заведений не могут.

Важной отличительной особенностью усыновления от приёмной семьи является порядок его установления. Усыновление производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ. Факт установления усыновления подлежит обязательной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. В приемную семью ребенок передается на основании договора.

В отличие от приёмной семьи, где правовые связи между родителем-воспитателем и его воспитанником носят временный характер, при усыновлении отношения не прекращаются больше никогда, кроме случаев отмены усыновления. Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С момента вступления решения суда об усыновлении в силу между усыновителем и усыновленным возникают не только личные, но и алиментные, и наследственные правоотношения. Одновременно усыновление, как правило, влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его кровными родителями и родственниками (ст. 137 СК РФ). Переданный же на воспитание в приемную семью ребенок сохраняет правовую связь со своими родителями, если последние не лишены и не ограничены в родительских правах.

Различия состоят ещё и в том, что при усыновлении требуется не только согласие ребёнка, достигшего возраста десяти лет, но и в зависимости от того, где он находится также согласие его родителей, кроме случаев, установленных ст. 130 СК РФ, опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей соответствующих учреждений (ст. 131 СК РФ), а так же необходимо заручиться поддержкой другого супруга, если усыновление ребёнка производится одним из них (ст. 133 СК РФ). Различны и правовые последствия, которые наступают после усыновления и помещения несовершеннолетнего в приёмную семью.

Тем не менее, между приёмной семьёй и усыновлением имеется ряд сходных черт. Наиболее очевидным сходством, лежащим на поверхности, является то, что и в том и в другом случае ребёнок помещается в семейную среду, а именно, в семью усыновителя или семью приёмного родителя. При этом обе эти семьи, по общему правилу, являются чужими по отношению к ребёнку. Родство рассматриваемых форм устройства состоит и в идентичных правовых требованиях, предъявляемых, как к лицам, желающим усыновить ребёнка, так и к кандидатам в приёмные родители, хотя при усыновлении их перечень более широк. Едины предписания закона о необходимости получения согласия несовершеннолетнего, достигшего десяти лет, и о недопустимости разделения родных братьев и сестёр, кроме случаев, обусловленных их интересами.

Отношения по опеке и попечительству регламентируются нормами одновременно двух отраслей права — гражданского и семейного. Гражданский кодекс РФ содержит правила, определяющие условия установления и прекращения опеки и попечительства, а также порядок осуществления защиты имущественных прав подопечного. В свою очередь нормы семейного законодательства устанавливают требования к опекунам (попечителям), а также определяют их права и обязанности, связанные с осуществлением воспитания, образования и защитой прав опекаемого несовершеннолетнего ребёнка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — от четырнадцати до восемнадцати лет.

Так же как приёмная семья, опека (попечительство) представляет собой временное правовое состояние, имеющее строго определённый начальный и конечный моменты. К опекунам (попечителям) предъявляются общие требования, характерные для усыновителей и приёмных родителей. Несмотря на то, что родители-воспитатели наделяются правами и обязанностями опекунов (попечителей), их правовой статус не равнозначен. В каждом случае он совершенно самостоятелен и индивидуален.

Особенность опеки (попечительства) состоит в том, что действующее законодательство предусматривает административную процедуру её установления. Органы опеки и попечительства назначают опекуна (попечителя) при наличии на то его согласия. Он выполняет свои функции по воспитанию, образованию и защите прав и интересов подопечного ребёнка на безвозмездной основе. Это обстоятельство роднит опеку (попечительство) с усыновлением и отличает её от приёмной семьи.

В качестве характерной черты опеки (попечительства) можно назвать и то, что, как правило, опекунами (попечителями) назначаются близкие родственники ребёнка (бабушки, дедушки, тёти и пр.). Из этого следует, что несовершеннолетний не изымается из родной, привычной для себя обстановки. Возможно именно этим можно объяснить существование менее жёстких правовых требований к кандидатам в опекуны (попечители), а также административный порядок их назначения, который представляет собой значительно более простую процедуру, по сравнению с установлением усыновления и даже передачей ребёнка в приёмную семью.

Статья 123 СК РФ закрепляет положение, согласно которому наряду с рассмотренными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъекты РФ вправе учреждать и иные новые формы. В настоящее время в большинстве регионов России приняты законодательные акты, регулирующие порядок организации патроната.

Патронат призван решать практические задачи. В частности, его повсеместное применение позволит существенно сократить поток детей, направляемых в государственные детские учреждения. Условия его установления таковы, что позволяют поместить в семью любого ребёнка и на любой срок, вернуть детей домой или не допустить их изъятие из кровной семьи, благодаря быстрому оказанию социальной помощи на дому посредством сотрудничества с кровными родителями.

Патронат осуществляется в двух основных формах: патронатного воспитания и социального патроната. Патронатное воспитание представляет собой устройство детей в семьи патронатных воспитателей, а социальный патронат предполагает оказание уполномоченной службой (учреждение для детей-сирот или структурное подразделение органа опеки и попечительства), в т. ч. патронатным воспитателем, необходимой помощи в воспитании и защите прав ребёнка, без изъятия его из кровной семьи.

В соответствии с п.1 ст.5 указанного выше Закона — о возможности осуществления патронатного воспитания кандидатом в патронатные воспитатели органом опеки и попечительства по месту жительства лица, желающего стать патронатным воспитателем, составляется заключение. Указанное заключение является основанием для принятия решения об устройстве ребенка на патронатное воспитание и заключения соответствующего договора на патронатное воспитание.

Патронатное воспитание — временная формой семейного устройства ребенка. Ребенок может передаваться на патронатное воспитание до достижения им возраста 18 лет на срок, определенный договором, но не более чем на шесть месяцев (ст. 9 Закона). Патронатному воспитателю в соответствии с договором об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя ежемесячно выплачивается сумма в размере одной тысячи ста пятидесяти рублей с учетом налога на доходы физических лиц за каждого ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятого в семью (п.1 ст. 14 Закона).

Таким образом, общими признаками приемной семьи и патронатного воспитания является то, что обе данные формы устройства являются семейными, индивидуальными и возмездными, ребенок передается на воспитание в патронатную и приемную семью на основании договора на определенный срок.

Ещё одной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст. 123 СК РФ — является детский дом семейного типа. На сегодняшний день нормативным актом, регулирующим вопросы его организации и деятельности, является Постановление Правительства РФ от 19.03.2001. № 195 (ред. от 01.02.2005) «О детском доме семейного типа». Примечательно, что СК РФ не причислил рассматриваемую форму устройства детей, лишённых родительского попечения, к приоритетным формам семейного воспитания, а поставил её в один ряд с воспитательными, лечебными и иными учреждениями подобного рода. Проанализировав основные критерии организации и деятельности приёмной семьи, детского дома семейного типа и государственного детского учреждения, можно заключить, что детский дом семейного типа более всего тяготеет к детскому учреждению, чем к приёмной семье. Другими словами, детский дом семейного типа представляет собой то же детское учреждение, но в миниатюре. При невозможности устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семью предпочтение следует отдавать детскому дому семейного типа, где условия его жизни и воспитания в большей степени, чем в детском учреждении, приближены к домашним. В то же время нельзя отрицать и экономическую рентабельность детского дома семейного типа по сравнению с государственными детскими учреждениями.

Выбор той или иной формы устройства несовершеннолетнего в семью должен осуществляться с учётом конкретных обстоятельств и, главное, интересов ребёнка, а также с учётом потребностей граждан, желающих принять участие в судьбе осиротевших или брошенных детей. Основное бремя реализации данного положения должно лежать на региональных органах власти, тем самым, предоставив субъектам Федерации свободу действий в этом направлении. Если появятся новые формы устройства детей, то они не должны быть лишь «декларативными». Каждая из них должна быть тщательно законодательно проработана и профинансирована. Если «изобретённая» форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, поможет хотя бы одному из десяти детей, значит, она имеет полное право на дальнейшее существование.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, kladraz.ru, advokat-malov.ru, studwood.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий