ФЗ об опеке и попечительстве: федеральный закон № 48 с последними изменениями 2019 год

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.

Необходимость в оказании опеки над человеком, может возникнуть в разных ситуациях. Независимо от причины, все подобные прецеденты регулируются законодательством РФ. Основной документы, определяющий данные взаимоотношения в правовом поле — Закон об опеке и попечительстве.

Общие понятия, права и обязанности сторон, а также другие нюансы приведены в 48 ФЗ об опеке. Первая редакция документа была утверждена в 2008 году. В связи с изменениями и развитием системы опекунства, закон регулярно обновляется и дополняется новыми пунктами. В частности, последняя поправка была внесена в 2018 году.

Дополнительная информация! Данные об актуальных изменениях, а также новая действующая версия закона присутствуют на официальном сайте Госдумы.

Участие в установлении и осуществлении и завершении действия опеки регулирует, также и Семейный кодекс. При этом, нормы, содержащиеся в этом или других законах не должны противоречить основному ФЗ № 48.

Информация излагается в 8-ми главах, состоящих и 32 статей. Каждая глава ФЗ об опеке регулирует определенную стороны вопроса:

  1. Проясняет общие моменты, понятия.
  2. Определяет задачи и полномочия опекунов и попечителей.
  3. Указывает правовой статус таких людей и особенности их назначения.
  4. Рассматривает имущественные вопросы.
  5. Определяет ответственность уполномоченных лиц.
  6. О порядке аннуляции опеки.
  7. О видах и способах государственной поддержки.
  8. О порядке вступления закона в силу.

Контроль над осуществлением функций, выполняют исполнительные органы. Право определять структуры этих органов имеет высшее должностное лицо определенной территории РФ.

Исполнительные органы, занимающиеся вопросами выполнения норм закона об опеке, имеют определенные цели. В чем заключаются эти задачи:

  • своевременно выявить людей, которым требуется такая помощь;
  • определить их в семью, орган опеки или обеспечить защиту другими способами;
  • защищать права и интересы подопечных;
  • обеспечить достойные условия для их проживания;
  • проконтролировать, как исполняются возложенные полномочия опекунами и соответствующими органами;
  • предоставить государственную поддержку всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность.

Для осуществления перечисленных задач, государственные структуры придерживаются таких принципов:

  • добровольное принятие на себя обязанности, а также, свободный отказ от нее;
  • контролирование деятельности субъектов опеки;
  • следование интересами подопечной стороны.

Разобраться в том, как распределяются права и обязанности каждой из стороны, можно на примере детской опеки.

Главными обязанностями органов, согласно закону об опеке и попечительстве являются:

  • придерживаться регламента Закона, во время осуществления любых действий;
  • при необходимости предоставлять временное или постоянное проживание, а также оказывать помощь медицинского и психологического характера;
  • учитывать, что приоритетом является защита прав и благополучия опекаемых детей;
  • контролировать условия и уровень жизни обеих сторон;
  • оказывать заботу о физическом состоянии детей, проводить своевременные обследования, предоставлять лечение;
  • учитывать мнение ребенка, которому уже исполнилось 14 лет;
  • при необходимости, защищать интересы в суде, выступая официальным представителем;
  • получать и распределять в интересах подопечного полагающиеся ему денежные средства;
  • распоряжаться крупным имуществом ребенка (недвижимость и т. д.) соблюдая его интересы.

Важно! Орган опеки имеет право обозначить ряд действия, которые не могут совершаться опекуном по отношению к ребенку. Такая мера предусмотрена для обеспечения интересов ребенка, связанных с его индивидуальными особенностями. В частности, речь может идти о запрете менять место жительства. Вероятно назначение особых условий для обучения или воспитания.

Это интересно:  Единовременная выплата пенсионерам из накопительной части пенсии 2019 год

Ответственность и права человека, являющегося опекуном ребенка, такие же, как и у родных родителей. Особенность ситуации в том, что соблюдение и регулирование данных показателей постоянно осуществляется уполномоченными органами. Права и обязанности сторон фиксируются в договоре, подписанном, согласно ст. 16 Закона.

Настоящий закон устанавливает правила для определения лиц, способных выполнять функции опекунов. Такой статус может быть присвоен лицам, старше 18 лет. При этом они должны быть дееспособны. Причиной отказа органов опеки, кроме несоблюдения предыдущих условий могут стать такие:

  • наркотическая или алкогольная зависимость претендента;
  • ограничение в исполнении родительских прав;
  • отстранение от подобных обязанностей в прошлом, на основании вины соискателя;
  • физические или иные ограничения, мешающие выполнять функцию опеки, со всеми предусмотренными обязанностями.

Важно! Действует специальное постановление (№ 542), в котором приведен полный список заболеваний, препятствующих выполнению полноценной опеки.

Наиболее распространенный принцип назначения опекуна — наличие родственных связей между ним и опекаемым лицом. В случае отсутствия таковых, может быть назначен другой человек. При этом, важно обоюдное согласие сторон. Отсутствие родственником или других лиц, желающих выполнять функции попечения, такая задача возлагается на соответствующие государственные органы.

Соглашаясь на данную роль, человек одновременно принимает на себя ответственность за подопечного, которая выражается следующим образом:

  • забота, содержание, уход;
  • обеспечение своевременной медицинской помощи;
  • предоставление доступа к образованию;
  • защита прав и интересов;
  • представлять интересы подопечного во время заключения любых сделок.

Таким образом, попечитель является представителем своего подопечного в любых мероприятиях. Такие функции он выполняет до достижения ребенком совершеннолетия или до признания человека дееспособным. Беря на себя такую ответственность, человек должен осознавать, что любое действие или отсутствие такового, повлекшее нарушение прав и интересов ребенка, может караться административными или уголовными мерами.

В любом случае, такое соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Для этого необходимо уведомить государственные органы о своем решении прекратить опеку. Перед тем, как снять с себя полномочия, следует пройти предусмотренные законом процедуры.

Данный вопрос находится под регулированием Гражданского Кодекса. Главное правило, на которое должны ориентироваться опекуны — после обретения дееспособности, ребенок не должен оказаться в худшем материальном положении, чем было до этого.

С этой целью, государство оказывает регулирование имущественных отношений между сторонами. В частности, представитель не может самовольно продавать, менять, дарить или совершать любые другие сделки по отчуждению недвижимости имущества, принадлежащего ребенку. Также такие операции не могут производить другие его родственники. Если такая сделка обоснована и приведет к улучшению уровня жизни малыша, то она должна быть согласована с исполнительными органами.

Материальные средства, имеющиеся у ребенка или выплачиваемые ему (пенсия, пособие, наследство, алименты) могут расходоваться опекуном на содержание, воспитание, обучение и другие нужды подопечного. Принимая на себя такую ответственность, попечитель должен понимать, что его действия контролируются органами опеки. Любое не целевое расходование денег непременно приведет к ответственности.

Выполнение всех предписаний, обязанностей и функций, связанных с опекой, контролируются специальными государственными органами. Независимо от того, является ли представитель физическим лицом или это организация, регулирование их деятельности осуществляется:

  • ФС по надзору в сфере образования и науки;
  • Органы местного самоуправления.

Важно: при выполнении этой миссии, эти организации основываются на таких нормативных документах: Конституция РФ, ГПК, Семейный Кодекс.

Функции органов контроля, выполняются по определенному алгоритму, в сроки, указанные законом. К примеру, представители надзора должны регулярно проверять условия жизни подопечного, соблюдаются ли его интересы, состояние его имущества. Также контролируется расход средств, предоставляемых ребенку государством или из других источников.

Также контролирующие органы должны вовремя реагировать на информацию, касающуюся угрозе жизни или здоровья подопечного, ущемлению его прав и интересов. Такая информация может поступать от других родственников, соседей, школьных учителей и т.д.

Важно! Обратиться в орган контроля может и сам подопечный. Таким образом он может обжаловать действия или их отсутствие своих опекунов.

Профилактической мерой, способствующей своевременному реагированию на проблемные ситуации, является отчет опекуна. Этот документ составляется лично, передается в проверяющую организацию по месту жительства и прикрепляется к индивидуальному делу ребенка. В документе должна содержаться информация о состоянии месте хранения имущества, сведения о расходовании средств. К отчету прикрепляются доказательства, в виде чеков, квитанций и других платежных документов.

Согласно законодательству, основанием для такого события могут быть такие причины:

  • наступление совершеннолетия (или иного события, свидетельствующего об окончании опеки);
  • смерть одной из сторон;
  • завершение срока действия акта, согласно которому производится опека;
  • отстранение или освобождение человека от функций;
  • при переходе обязанностей другому лицу;
  • по просьбе одной из сторон;
  • по инициативе органа опеки (в связи с противоречиями интересов сторон).

Также опека прекращается, после достижения подопечным возраста 14 лет. При это, опекун автоматически принимает статус попечителя. Отличия между этими двумя понятиями в мере прав и возможностей опекаемой стороны. С наступлением 14 лет, ребенок приобретает больше возможностей, в вопросах реализации своих прав.

Принудительно отстранить от обязательств органы опеки могут по таким причинам:

  • ненадлежащее выполнение своих обязательств;
  • намеренное нарушение интересов подопечного, а также бездействие, ставшее причиной возникновения проблем;
  • факт грубого нарушения прав, в том числе и финансового или имущественного характера.

Последний пункт может стать основанием для применения законных мер в адрес человека. После прекращения факта опеки, независимо от причин, в орган контроля предоставляется отчет. На основании документа, могут быть приняты решения об ответственности опекуна. В случае отсутствия проблем, договор просто прекращает действие.

Настоящий Федеральный Закон является основным регулятором взаимоотношений сторон опеки, а также государства. Главная его задача — защита интересов и прав опекаемого. Правительство периодически пересматривает те или иные пункты закона, вводя дополнительные нормы или видоизменяя имеющиеся.

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ
“Об опеке и попечительстве“

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ. Для повышения социальной защищенности данной категории граждан разработан Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“ (далее — Закон N 48-ФЗ). В нем нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами РФ, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон действует с 01.09.2008 и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 48-ФЗ, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 01.09.2008, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с комментируемым законом.

Сначала отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Далее рассмотрим используемые в Законе N 48-ФЗ основные понятия (ст. 2).

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный — гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. 21 и 27 ГК РФ), или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Это интересно:  Можно ли прописать ребенка к бабушке без родителей? 2019 год

Обратимся к ст. 21 ГК РФ. Ею предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Правовое регулирование, задачи и принципы деятельности по опеке
и попечительству

Отношения, возникшие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК РФ, комментируемым законом, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 3 Закона N 48-ФЗ).

Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению и неурегулированным Законом N 48-ФЗ.

Обратите внимание: нормы, регулирующие вышеуказанные отношения и содержащиеся в законах субъектов РФ, не должны противоречить положениям Закона N 48-ФЗ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с целью организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется руководителями данных органов в соответствии с Законом N 48-ФЗ и Федеральным законом N 184-ФЗ*(1).

Кроме того, ст. 4 Закона N 48-ФЗ предусмотрены задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, а ст. 5 — его принципы.

Органы опеки и попечительства,

В соответствии со ст. 6 Закона N 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее — органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

— другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

— органами местного самоуправления;

— территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

— организациями, оказывающими социальные услуги;

— иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

— выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

— подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона N 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а ст. 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в ст. 9 Закона N 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, п. 1 данной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со ст. 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3).

Правовой статус опекунов и попечителей

Правовой статус опекунов и попечителей установлен гл. 3 Закона N 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

— определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10);

— назначения опекунов и попечителей (ст. 11);

— предварительной опеки и попечительства (ст. 12);

— назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13);

— установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14);

— наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15);

— безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16).

Учитывая п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, рассмотрим подробнее положения ст. 15 данной главы. Согласно п. 1 указанной статьи права и обязанности опекунов и попечителей определяются Гражданским и Семейным кодексами РФ, в частности ст. 36 ГК РФ и ст. 148.1 СК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15). В них разрешено:

— указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

— устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 6 ст. 15 установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного — не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен гл. 4 Закона N 48-ФЗ.

Данная глава, в свою очередь, содержит статьи, касающиеся:

— имущественных прав подопечных (ст. 17);

— охраны имущества подопечного (ст. 18);

— распоряжения имуществом подопечных (ст. 19);

— особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20);

— предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21);

— охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности(ст. 22);

— доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей
и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со ст. 24 Закона N 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

— соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

— обеспечения сохранности имущества подопечных;

— выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых ч. 4 ст. 15 настоящего закона.

В свою очередь, опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона N 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о:

— состоянии имущества и месте его хранения;

— приобретении имущества взамен отчужденного;

— доходах, полученных от управления имуществом подопечного;

— расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона N 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона N 48-ФЗ).

В свою очередь, орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26).

Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона N 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены ст. 29 Закона N 48-ФЗ, а в ст. 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона N 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями ГК РФ и Законом N 48-ФЗ. В свою очередь, суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

Это интересно:  Как переоформить квартиру на жену, дочь или другого родственника с меньшими затратами 2019 год

редактор журнала “Бюджетные организации:

акты и комментарии для бухгалтера“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 6, июнь 2008 г.

Не каждый человек, оформляя опекунство, задумывается над юридической составляющей вопроса. Ведь прежде, чем оформить опеку, нужно ознакомиться со всеми законами, регламентирующими действие.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Опека и попечительстве подразумевают в себе немало нюансов и особенностей.

В России над недееспособными людьми и несовершеннолетними детьми возможно установить опеку, то есть защищать их личные и имущественные интересы. Такое действие необходимо для защиты законного права и получения образования в случае детей.

В соответствии с такой целью в Российской Федерации организовались субъекты – органы опеки и попечительства. Их деятельность, а также обязанности, закрепляются на законодательном уровне.

Орган опеки и попечительств – это субъект исполнительной власти всех регионов Российской Федерации, который занимается установлением опеки, выявлением неблагополучных семей и улучшением материального положения подопечных.

Деятельность таковой структуры касается помощи в получении образования, информирование граждан, решивших стать опекунами, выполнять взаимодействие с иными государственными структурами.

Орган опеки и попечительства становится гарантийной защитой прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей.

Деятельность государственного органа оговаривается в Федеральном законе № 48 «Об опеке и попечительстве», которое было принято в 24.04.2008 с изменением 22.12.14 года.

Закон регулирует все отношения по установлению опеке и случаи прекращения действий.

Федеральный закон оговаривает все права и обязанности попечителей, а также права самих опекаемых. Прописывается в статье и правовой статус подопечного. Помимо попечителей, закон действует и на организации, в которых пребывают подопечные.

Задачи и полномочия органов опеки и попечительства оговариваются в статье 7 Федерального Закона Российской Федерации №48.

В соответствии с данным законом инстанция обязана:

  • обеспечить защиту прав и интересов своих подопечных;
  • осуществлять контроль за тратами опекуна и присматривать за тем, как выполняются обязательства с его стороны;
  • обеспечить сохранность недвижимости и имущества, принадлежащего подопечного.

Также орган опеки и попечительства выполняет иные функции, которые возлагаются на него со стороны государства и правовых актов.
Все вопросы, которые касаются подопечного, в том числе установление опекунства, снятие его, сопровождаются оформлением документации в виде актов.

Документы могут оспариваться в судебном порядке заинтересованными лицами.

У государственной инстанции также существует ряд полномочий:

  • анализ, составления перечня людей, нуждающихся в опеке;
  • подача заявки в судебную инстанцию с целью признания человека недееспособным;
  • установление опеки и попечительства;
  • предоставить позволение на проведение операции, связанной с имуществом подопечного;
  • предоставить разрешение на раздельное проживание ребенка и попечителя;
  • анализ условий жилплощади, на которой планируется проживать подопечному;
  • защита всех интересов подопечных по отношению к иным лицам.

В случае опекунов государственный орган вправе:

  • контролировать траты и иную деятельность;
  • отстранять и освобождать от возложенных обязательств;
  • содействовать в воспитании подопечного и охранять его интересы.

Помимо вышеперечисленного, закон об опекунстве говорит о других функциях организации. То есть он обязывает инстанцию вести учет, подготовку и подбор граждан, которые желают стать опекунами. Закон об опекунстве РФ говорит о возможных видах устройств несовершеннолетних граждан в семью и каковы условия.

Орган опеки может назначить подопечного не одно, а сразу нескольких. Также возможно и иной порядок – одному подопечному сразу несколько попечителей.

В разных регионах страны местный орган самоуправления может устанавливать различные функции для опеки.

Закон об опекунстве позволяет регулировать взаимоотношения между сторонами и разрешать конфликтные ситуации.

Самым основным законопроектом в данном случае является ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве». Начиная с 3 главы, заканчивая 6 главой, регулируется порядок действий по установлению опеки, оговаривает права и обязанности сторон, ситуации, при которых прекращаются правоотношения.

Глава 20 Семейного кодекса регулирует права и обязанности попечителя, а также требования к опекунам.

Все отношения по опеке и попечительству регулируются и Гражданским кодексом статьями 31–40.

Оформление опекунства над детьми сопровождается обязательным заключением соглашения между опекуном и родителем.

Мало того, если ребенок достиг возраста 10 лет, то он должен также дать согласие на опеку. Если же возраст меньше заявленного, то согласие может быть на добровольной основе.

В случае, если родитель находится в местах лишения свободы или лишен прав, то разрешения не требуется.

Регулируются такие моменты ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» главой 3. Заявление подается вместе с подтверждающими документами.

Опека над пожилым человеком устанавливается только в случае признания его недееспособным. Действие производится только в судебном порядке. Подается исковое заявление со справкой с медицинской экспертизы, в которой присутствует факт признания недееспособным.

Недееспособность – это невозможность принимать решение и соответственно, обеспечивать себя всем необходимым.

Когда человек признается недееспособным, то согласие на опекунство его не нужно.

Чаще всего опекуном устанавливается родственник. Регулируется данный вопрос также Федеральным законом №48 главой 3.

Как оформить опеку над пожилым человеком старше 80 лет? Смотрите тут.

Недееспособность гражданина устанавливается в судебном порядке.

Как только судом выносится решение, попечитель вправе предоставить документы в органы опеки и попечительства и оформить соответствующее заявление.

В течение месяца будет проанализирован факт недееспособности, документы проверены. Как только будет принято решение, попечителя известят и передадут необходимые документы.

Закон об опекунстве над недееспособным – ФЗ №48.

Оформление опеки и попечительства сопровождается множеством особенностей и нюансов. Поэтому, прежде чем приступить к оформлению, нужно изучить законодательную базу.

Порядок действий:

  1. Попечитель должен посетить отделение органов опеки и попечительства по месту регистрации подопечного. Если последний не выбран, то можно обратиться по месту регистрации заявителя.
  2. Там проконсультируют по поводу необходимого пакета документов, а также по поводу процедуры оформления. При возникновении вопросов каждый человек может задать их специалисту.
  3. Затем, после получения консультации, заявитель собирает необходимый пакет документов.

Для минимизации временных расходов, он может обратиться к юристу, который за определенную плату совершит все операции за него. Именно специалист позволит ускорить процесс оформления и при необходимости станет представителем в судебной инстанции.

Затем представители органов опеки и попечительства посещают заявителя по месту проживания и анализируют жилищные условия. При этом составляют акт проверки. В течение 10 дней после проверки выносится решение.

Постановление высылается заявителю в течение еще трех дней с оригиналами документов.

Для оформления опекунства нужно предоставить определенный список документов. Оговаривается как на стенде органов опеки и попечительства, так и на сайте Госуслуг.

Заявителям нужно предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • пенсионный билет;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • лицевой счет из банка;
  • свидетельство о браке и рождении детей;
  • справка с места работы о заработной плате и трудовом стаже;
  • характеристика с места работы и автобиография;
  • медицинское заключение о здоровье опекуна;
  • справка об отсутствии задолженности;
  • справка о месте регистрации по форме 6, правоустанавливающие документы на собственность;
  • согласие всех членов семьи на опекунство.

Образец заявления на опекунство над пожилым человеком здесь,

образец заявления на опекунство над недееспособным лицом здесь.

На ребенка или другого подопечного нужно предоставить:

  • свидетельство о рождении или паспорт;
  • правоустанавливающие документы при имении собственности;
  • письменное согласие, если подопечный старше 10 лет;
  • согласие родителей в случае установления опеки над ребенком;
  • медицинская справка о здоровье подопечного;
  • справка из учреждений образовательного или лечебного типа;
  • справка о регистрации ребенка или иного подопечного;
  • решение судебной инстанции о недееспособности человека или лишения прав, свидетельство о смерти родителей.

Образец заявления об опекунстве над ребенком здесь,

образец согласия родителей на опекунство над ребенком здесь.

Документы необходимо подготавливать и проверять заблаговременно. Это позволит сэкономить время на походы в государственные инстанции.

Каковы условия опекунства над ребенком? Информация здесь.

Что такое опека над ребенком из детского дома? Подробности в этой статье.

Многие люди до сих пор путают два понятия «опека» и «попечительство».

Отличие в следующем:

  • Опека устанавливается над ребенком, не достигшим возраста 14 лет. После того, как ему исполняется 14, опека автоматически переходит в попечительство. Оформление дополнительных справок и документов не требуется.
  • Попечительство устанавливается над ребенком 14–18 лет. При этом возможно оформление попечительства над подростком 18–23 лет, если он обучается на очной форме высшего образовательного заведения.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: lawlinks.ru, shtrafsud.ru, vkaznu.ru, nam-pokursu.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий