ГК РФ: опека и попечительство, ст. 31 2019 год

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

1. Комментируемая статья не содержит определения понятий «опека» и «попечительство». В соответствии со ст. 2 Закона об опеке опекой признается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

В свою очередь, попечительство — это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Природа опеки и попечительства определена как устройство гражданина, под которым следует понимать закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(-ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица. Опека и попечительство являются разновидностями социальной заботы наряду с патронажем, усыновлением и иными явлениями социальной и правовой действительности.

2. Опека или попечительство назначаются недееспособным (гражданам, признанным судом недееспособными по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК), а также не полностью дееспособным лицам. К последним относятся несовершеннолетние граждане и граждане, ограниченные судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Недееспособным может быть признан в судебном порядке гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека.

Ограничен судом в дееспособности может быть гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ему назначается попечитель.

В соответствии с п. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство в отношении несовершеннолетних лиц устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Кроме того, в соответствии со ст. 62 СК РФ опекун может быть назначен ребенку несовершеннолетних родителей.

3. В комментируемой статье установлено соотношение норм, регулирующих отношения по опеке и попечительству.

Отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются ГК РФ, Законом об опеке и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приоритет среди всех нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, имеет ГК РФ.

Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними урегулированы СК РФ и принимаемыми в соответствии с ним актами семейного законодательства.

Кроме того, допускается принятие законов субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке). При этом необходимо иметь в виду, что законы субъектов Федерации, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, могут быть приняты в двух случаях:

1) по вопросам, прямо отнесенным к ведению субъектов Федерации Законом об опеке. Такие случаи названы в ст. ст. 7, 8, 14, 16, 26, 27, 31 Закона;

2) по вопросам, непосредственно не урегулированным Законом об опеке. Так, например, законом субъекта Федерации могут быть определены порядок и формы так называемого психолого-педагогического сопровождения семей, принявших детей под опеку или попечительство по договору (приемных семей, патронатных семей).

Однако в законах субъектов Российской Федерации не могут присутствовать нормы гражданского права, поскольку ст. 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к исключительной компетенции Российской Федерации. В частности, субъекты Федерации не вправе своими законодательными актами регулировать права и обязанности, ответственность сторон по договору о приемной или патронатной семье (опека по договору, «платная» опека).

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона об опеке нормы, которые содержатся в законах субъектов Федерации и регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, не должны противоречить Закону об опеке.

4. Пункт 4 ст. 31 ГК РФ фактически предусматривает существование особого института законодательства — законодательства об опеке и попечительстве. К числу отношений, входящих в предмет законодательства об опеке и попечительстве, Законом об опеке отнесены следующие:

1) отношения по установлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, когда выявлено в предусмотренном законом порядке нуждающееся в опеке или попечительстве лицо и принято решение о передаче его именно под опеку (попечительство), а не, например, о помещении под надзор специализированной организации (детского дома, психиатрического учреждения и пр.).

К этой группе относятся предшествующие установлению опеки отношения, которые заключаются в отборе лиц, желающих принять обязанности по опеке (попечительству), и установлении соответствия этих граждан требованиям, предъявляемым законом. На данном этапе орган опеки и попечительства обязан в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру опекуна или попечителя, а также проверить обстоятельства, которые могут помешать осуществлению опеки (попечительства) кандидатом в опекуны.

Кроме того, в эту группу входят и отношения по непосредственному установлению опеки (попечительства), складывающиеся между органом опеки и попечительства и конкретным лицом, изъявившим желание стать опекуном (попечителем). Кандидат в опекуны (попечители) обращается к органу опеки и попечительства с заявлением либо получает от него предложение стать опекуном (попечителем). Завершаются эти отношения назначением опекуна (попечителя);

2) отношения по осуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся с момента установления опеки и попечительства до момента их прекращения. В них участвуют органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и сами подопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства — центральные в предмете института. Они состоят в выполнении опекунами (попечителями) возложенных на них обязанностей, а также в надзоре органа опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей);

3) отношения, связанные с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны интересов подопечного в институте опеки и попечительства присутствуют также нормы об основаниях, порядке и последствиях прекращения опеки (попечительства). Поскольку данная форма устройства граждан является временной, закон четко закрепляет причины, по которым она прекратится.

К этой группе отношений относятся также и случаи, когда действиями или бездействием опекуна (попечителя) либо органа опеки и попечительства личности или имуществу подопечного причинен вред. Нормы об ответственности за вред, причиненный подопечному, тоже относятся к институту опеки и попечительства, поскольку тесно связаны с осуществлением опеки, надлежащим исполнением обязанными лицами и органами возложенных на них обязанностей.

5. Комментируемая статья очерчивает наиболее важные задачи опеки и попечительства. Более подробно они определены в Законе об опеке. Задачи института предопределены назначением опеки и попечительства как индивидуальных форм устройства граждан. Центральная из них — защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Все действия, предпринимаемые как опекуном или попечителем, так и органами опеки и попечительства и другими органами, организациями и лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под опекой или попечительством гражданина. Этой задачей обусловлено содержание комплекса прав и обязанностей опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанных субъектов.

Столь же важной является задача обеспечения своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства. Эта задача носит организационный характер, и ее осуществление требует усилий органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку недостатки в психической деятельности лица или малолетство, как правило, не позволяют гражданину самому обратиться за помощью и попросить организовать его устройство.

Обеспечить своевременное выявление недееспособных или не полностью дееспособных граждан весьма нелегко в условиях, когда законодательством практически не предусмотрена ответственность граждан и должностных лиц за неоказание лицам, нуждающимся в установлении опеки, необходимой помощи. Статья 5.36 КоАП позволяет привлекать к ответственности руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в случаях, когда перечисленные субъекты располагают сведениями о несовершеннолетнем, нуждающемся в устройстве в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако другие субъекты, располагающие сведениями об оставленном без надзора ребенке или гражданине, страдающем психическим расстройством, к подобной ответственности за несообщение сведений в орган опеки и попечительства привлечены быть не могут.

Обеспечение достойного уровня жизни подопечных представляет собой организацию мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица: в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и пр., — как основы его нормальной жизнедеятельности. По общему правилу опекуны и попечители обеспечивают содержание подопечных за счет самих подопечных, однако большинство недееспособных или не полностью дееспособных лиц не имеют достаточных средств к существованию. В связи с этим деятельность органов государственной власти должна быть направлена на выявление потребностей подопечных и обеспечение их удовлетворения. При этом необходимо помнить, что важную роль в обеспечении достойного уровня жизни подопечных могут сыграть различные формы благотворительной деятельности.

В настоящее время специальные виды пособий в связи с пребыванием под опекой или попечительством предусмотрены исключительно для несовершеннолетних подопечных. В соответствии со ст. 148 СК РФ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Закона об опеке. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ.

Таким образом, дети, находящиеся под опекой или попечительством, а также воспитывающиеся в приемной или патронатной семье, имеют право на вышеназванное пособие.

В иных случаях государственная поддержка лиц, находящихся под опекой или попечительством, может осуществляться на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

Обеспечение государственной поддержки исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий — особенно актуальная задача. В настоящий период число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющих возможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки должны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иному лицу должен носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которые руководят лицом при осуществлении опеки. Безусловно, при безвозмездном осуществлении опеки (попечительства) в большей степени должны применяться положительные правовые последствия как имущественного, так и неимущественного характера. Такое поощрение может иметь и значение стимула для установления опеки (попечительства).

Это интересно:  Как подать на алименты, если муж прописан в другом городе 2019 год

Обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности обозначены в Законе об опеке как одна из основных задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Представляется, что эта задача поставлена на будущее, так как ее выполнение состоит во всемерной поддержке не только опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, но и всех иных лиц, органов и организаций, которые своей деятельностью способствуют сокращению числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также защите прав и интересов всех категорий подопечных.

Гражданский кодекс РФ — часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ
(текст по состоянию на 01.11.2018 г. )

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Статья 34. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие психического расстройства.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Если основания, в силу которых гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, был ограничен в дееспособности, изменились, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или о признании его недееспособным в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Кодекса.

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного

1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

Это интересно:  Ипотека для молодой семьи в «Россельхозбанке»: условия 2019 год

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник.

Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Главная » Опекунство и попечительство » Права опекуна несовершеннолетнего ребенка

Забота о подрастающем поколении в различных формах всегда оказывается важной для несовершеннолетних детей. Малыши, оставшиеся без полноценной родительской заботы, нуждаются в особенном внимании со стороны опекунов.

Законодательство РФ регулирует опекунство для гарантированной защиты и возможности полноценного воспитания малолетних детей, которые еще не успели приобрести дееспособность. Законодательные нормы в полном объеме и всесторонне раскрывают специфику решения семейных вопросов. Институт опеки отражен в различных направлениях действующего российского законодательства: гражданское, административное, семейное. На законодательном уровне также регулируются вопросы, связанные с органами опеки.

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще! Напишите свой вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Для правильного толкования термина «опека» предполагается необходимость четкого раскрытия сути понятия.

Гражданский кодекс предполагает опеку, являющуюся основным способом защиты прав и интересов детей. Законодатель определяет необходимость воспитания и защиты детей до 14-ти лет (статья 31 ГК). Таким образом, опекуны становятся ответственными за детей.

Глава 20 СК определяет особенности правоотношений между субъектами, основания для начала родственных отношений, порядок осуществления и решения различных вопросов, основания для прекращения опекунства.

Изучая Семейный кодекс, можно понять, что опекун должен способствовать получению качественного образования, оказывать финансовую помощь и правильно воспитывать детей. Объектами подобной заботы и защиты должны выступать дети, которые оказались без родительского попечения (статья 145 Семейного кодекса).

ФЗ «Об опеке и попечительстве» также играет важную роль. Кроме этого, рассматриваются акты, определяющие особенности отношений между детьми и опекунами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Задайте вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Опекун должен заботиться о несовершеннолетнем ребенке с учетом его будущего. Права и обязательства практически идентичны родительским, но некоторые оговорки все-таки допускаются из-за особенных отношений между детьми и опекунами.

Рассматриваются следующие различия:

  • Право на свободный выбор способов воспитания несовершеннолетних детей. Таким образом, методика воспитания может быть выбрана опекуном. При этом следует учитывать рекомендации и указания органа опеки. Мнение ребенка старше 10 лет также должно быть принято во внимание;
  • Самостоятельный выбор учреждения, где можно получить общее образования. Дополнительно учитываются мнения ребенка и указания надзорного органа;
  • Судебное вмешательство. Если требуется возврат опекаемого ребенка от любых людей, в том числе от его родственников;
  • Оформление заявлений с целью получения пенсий и пособий для финансового содержания ребенка;
  • Возбуждение искового производства относительно лиц, которые обладают определенными обязательствами по отношению к ребенку и при этом нарушают существующие законодательные требования;
  • Защита прав и представление интересов опекаемого малыша с соблюдением действующего российского законодательства.

Анализ вышеперечисленных аспектов позволяет убедиться в том, что права опекуна и ребенка непосредственно связаны друг с другом. Предполагается обязательное исключение негативных факторов по отношению к несовершеннолетнему лицу.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Законодательство определяет, что опекун должен безвозмездно выполнять собственные обязательства. При этом исключения зафиксированы на законодательном уровне.

Получение пособий и других специальных выплат, оформление льгот направлены на защиту интересов опекаемого ребенка.

Уполномоченные органы должны контролировать целевое расходование денежных средств.

В чем разница между приемной семьей и опекой, читайте тут.

Кто может стать опекуном несовершеннолетнего, читайте по ссылке: rccs-novobl.ru

Возмездные правоотношения возможны, если опека осуществляется приемной семьей. При этом с членом семьи оформляется договор, который предполагает получение определенной ежемесячной суммы. При наличии подобных договоренностей предусматривается оказание опекунских услуг, которые также разрешены на законодательном уровне.

Действующее законодательство РФ предусматривает разные варианты финансового обеспечения детей, которые являются объектом опекунства. На законодательном уровне предусмотрены следующие разновидности выплат:

  • Разовые пособия;
  • Ежемесячные социальные пособия, определенные на государственном уровне;
  • Региональные выплаты.

Региональные пособия определены органами местного самоуправления, которые вправе назначать дополнительные выплаты. Таким образом, социальные пособия всегда привязываются к федеральному и региональному законодательству.

Размер социальных пособий для граждан, которые проживают в различных регионах России, может существенно различаться. Дело в том, что региональные органы обладают достаточно широкими полномочиями относительно оказания финансовой помощи.

Размер выплат также определяется дополнительными факторами. Например, специалисты принимают во внимание возраст опекаемого ребенка и особенности состояния здоровья. Допустим, дети с инвалидностью могут рассчитывать на получение более значительных сумм.

Все материальные блага, которые предусмотрены для органов опеки и санкционированы государственными властями, всегда используются в интересах опекаемого ребенка. При этом опекун должен гарантировать адресное получение финансовой помощи. Опекун не может использовать денежные средства в личных целях. Орган опеки в обязательном порядке контролирует соблюдение интересов ребенка.

Спросить быстрее, чем читать! Задайте вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Во многих ситуациях опекунство осуществляется на безвозмездной основе. Несмотря на это, государственные власти стараются стимулировать опекунов и предлагать существенные льготы.

Специальные пособия определены нормативными документами, которые связаны со следующими направлениями права:

Нужно отметить, что в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» также предположены дополнительные льготы.

Специальные льготы закреплены на законодательном уровне. Например, предполагается гарантированная социальная защита инвалидов с привлечением государственных органов и соблюдением законодательства.

Опекуны также могут рассчитывать на поблажки в трудовой деятельности:

  • Право на ограниченную или неполную трудовую занятость для того, чтобы график позволял ухаживать за несовершеннолетними детьми;
  • Опекуны, которые осуществляют определенные обязательства в отношении детей младше пяти лет, могут быть привлечены к ночным сменам и сверхурочным работам только после получения письменного согласия. Подобные ограничения также связаны с командировками и некоторыми другими случаями;
  • Локальный ведомственный нормативный акт, который действует в рамках коллективного договора с предприятием, зачастую содержит нормы, предполагающие предоставление опекунам дополнительного отпуска без его оплаты. Продолжительность дополнительного неоплачиваемого отпуска не может превышать 14 дней;
  • Опекун может определять подходящее время для получения обязательного ежегодного отпуска. Если время отдыха способствует успешному выполнению обязанностей по опеке, работодатель должен понять особенности сложившейся ситуации. Например, время отпуска может быть привязано к планам относительно совместного отдыха или сопровождения опекаемого ребенка к месту учебы;
  • Если опекаемый малыш младше трех лет, можно рассчитывать на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком. При этом предполагается получение 40 процентов пособия до достижения малышом полутора лет.

Работодатели наделены достаточно широкими полномочиями. Все меры, разрешенные на законодательном уровне, предполагают предоставление льгот работающим опекунам. Законодательство РФ запрещает ущемление интересов опекуна и несовершеннолетнего ребенка.

Налоговые льготы предполагают возможность получения «налоговых вычетов». Таким образом, определенный размер зарплаты освобождается от налогообложения. Основанием для использования подобной льготы становится подача декларации в налоговый орган с обязательным приложением документов. Предусматривается необходимость прикладывания документов для отражения полученной зарплаты за определенный период времени, а также копий документации, касающихся осуществления опекунской деятельности.

Для граждан, которые осуществляют опекунские обязанности в отношении детей с группами инвалидности, предусмотрены дополнительные льготы:

  • Компенсационные выплаты для тех опекунов, которые не могут вести трудовую деятельность;
  • Неполная занятость по основному месту работы;
  • Право на получение дополнительных выходных дней, которые оплачиваются работодателем. При этом в течение месяца можно получать не более четырех таковых дней;
  • Запрет на сверхурочную работу и другую деятельность, которая может быть неудобной для опекуна. Запрет снимается только при наличии письменного согласия опекуна;
  • Скидка на оплату ЖКХ услуг (можно рассчитывать на экономию до 50 процентов).

Нужно отметить, что опекуны получают дополнительные шансы для получения земельных участков с дальнейшим индивидуальным строительством. К тому же вступление в любые товарищества, в том числе садоводческие, должно происходить по упрощенной схеме.

На законодательном уровне затруднительно разграничить интересы опекаемого ребенка и опекуна. По данной причине льготы опекуна могут создать дополнительные блага для опекаемого малыша и наоборот.

Орган опеки обычно не может полноценно контролировать целесообразное использование финансов. Однако законодательство все-таки создано с учетом того, что льготы рано или поздно должны поспособствовать улучшению условий жизни опекаемого ребенка.

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Большое количество льгот для людей, которые согласились быть опекунами детей, определено именно на региональном уровне. Для получения подобной и актуальной информации о региональных льготах и для их назначения следует обращаться в территориальное отделение управления социальной защиты по месту жительства.

Это интересно:  Взыскание алиментов за прошедший период: можно ли подать в суд за предыдущие годы или краткий срок? 2019 год

Например, можно рассчитывать на следующие предложения:

  • Получение ежемесячных выплат на воспитание ребенка;
  • Получение определенной суммы для компенсации расходов по ЖКХ услугам, использованию телефона;
  • Выплаты подопечным, которые обучаются очно в образовательных учреждениях;
  • Ежемесячная финансовая выплата для детей, которые были подкинуты, оставлены родителями или оказались отказными;
  • Выплата опекуну, который воспитывает ребенка с группой инвалидности;
  • Выплата, являющаяся компенсацией, с учетом подорожания товаров и услуг.

Кроме этого, предполагается предоставление натуральных льгот:

  • Опекун может рассчитывать на получение 50 процентов скидки по оплате услуг детского сада;
  • Опекун может бесплатно пользоваться услугами общественного транспорта;
  • Дети, которые были взяты под опеку, могут рассчитывать на бесплатное двухразовое питание в детском саду и в школе;
  • Возможность бесплатного получения детского питания;
  • Получение лекарств со значительной экономией до 3-летнего возраста малыша;
  • Получение учебников без лишних доплат.

Таким образом, можно рассчитывать на значительную помощь со стороны государственных властей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Напишите свой вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

На законодательном уровне определено, что совместное проживание опекуна и опекаемого ребенка является обязательным.

Граждане, которые не обладают достаточными знаниями в юриспруденции, могут полагать, что осуществление обязанностей опекунов, наделяет дополнительными правами относительно жилья ребенка. В действительности данное мнение считается ошибочным.

Орган опеки не предусматривает возникновение имущественных прав на жилье несовершеннолетнего ребенка. Права собственности или постоянного пользования жилой недвижимости не предусматривается. Опекун должен понимать, что после прекращения опекунских отношений, он должен съехать с жилья подопечного при первой соответствующей просьбе.

На законодательном уровне определено, что опекун не может распоряжаться имуществом ребенка, так как он не обладает имущественными правами. По данной причине продажа, дарение, заложение, обмен квартиры невозможно провести.

На законодательном уровне определено, что опекуны не могут рассчитывать на право наследования имущества подопечного по закону.

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще! Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Опекунство прекращается после того, как ребенку исполнится 14 лет. Это определено частью 2-ой статьи 40 ГК РФ. Без дополнительного оформления опекунство может трансформироваться в попечительство, вследствие чего правовые последствия для обоих сторон исключаются.

В некоторых случаях отказ от опекунства требуется до того, как ребенку исполнится 14 лет. Это может быть обусловлено интересами опекуна или опекаемого ребенка.

Например, если ребенок будет в дальнейшем вновь жить у родителей и воспитываться ими, будет усыновлен или удочерен, опека перестает быть значимой. Для этого выносится специальное постановление органа опеки, которое позволяет досрочно прекратить любые отношения.

Например, прекращение опеки возможно по инициативе опекуна. Письменная просьба должна содержать в себе значимые основания для подобного последствия. Например, наличие конфликта между двумя сторонами может быть значимым поводом для прекращения опекунства. Суд получает исковое заявление, проверяет сообщенные факты. Суд и орган опеки совместно принимают единственно правильное решение. Изменение правоотношений становится возможным только после того, как будет принято положительное решение.

Орган опеки требует от опекуна только ответственного подхода для решения существующего вопроса. Законодательство всегда защищает интересы и права несовершеннолетнего ребенка, который самостоятельно не может постоять за себя.

В связи с этим, к опекунам всегда предъявляются особенные требования и предполагается проведение определенного контроля за выполнением обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего лица. Законодательство определяет, что орган опеки всегда должен помнить о будущем несовершеннолетнего лица и необходимости правильного выполнения обязанностей относительно воспитания и заботы.

Опекунские полномочия должны осуществляться только с доскональным знанием и пониманием действующего российского законодательства. Для того, чтобы гарантировать защиту прав и интересов несовершеннолетних детей и даже подростков, которые не могут защитить себя, предполагается обязательная ориентация на действующие нормы и кодексы законодательства РФ, привлечение уполномоченных органов.

Цели опеки и попечительства (см. ст. 31 и коммент. к ней) исключают выплату опекуну (попечителю) вознаграждения за исполнение его обязанностей. Тем самым практически исключается использование этого института в корыстных целях.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются с целью обеспечить их право на воспитание в семье (п. 1 ст. 31 ГК, п. 2 ст. 54 Семейного кодекса), опекуны (попечители) обязаны проживать с детьми одной семьей. Местом жительства подопечного, не достигшего 14 лет, признается место жительства его опекуна (см. п. 2 ст. 20 и коммент. к нему).

За ребенком, помещенным на воспитание к опекуну (попечителю), в течение всего времени пребывания у него сохраняется жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда, которое ребенок занимал до выезда. Если в жилом помещении, из которого выбыл ребенок, не осталось других членов семьи, оно передается ребенку в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 60 ЖК). Если же площадь, которую он занимал, вернуть невозможно, ребенок имеет право на внеочередное получение другого жилья (п. 2 ст. 37 ЖК). В этих случаях она предоставляется органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации его рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место его рождения находится за пределами России.

Граждане, вселившиеся в жилое помещение подопечных в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на него не приобретают (ч. 3 ст. 54 ЖК). Однако опекун (попечитель) может от имени и в интересах ребенка (как его законный представитель) осуществлять (или давать согласие) все предоставленные ему полномочия по договору найма жилого помещения (в т.ч. и когда несовершеннолетний является единственным лицом, имеющим право на это помещение). В частности, он может в интересах ребенка требовать раздела жилой площади и заключения от его имени отдельного договора найма, обмена жилого помещения и т. д. За опекунами (попечителями) сохраняется помещение, из которого они выбыли в связи с выполнением опекунских обязанностей, на все время до прекращения этих обязанностей (п. 4 ч. 2 ст. 60 ЖК). 3.

Закон допускает раздельное проживание попечителя и подопечного (например, в связи с поступлением на работу или учебу), достигшего 16 лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, если это не отразится на воспитании несовершеннолетнего и защите его прав и интересов. Это, однако, не освобождает попечителя от выполнения возложенных на него законом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, защите его прав и интересов. 4.

О всякой перемене своего места жительства опекун (попечитель) должен известить орган опеки и попечительства. Последний вправе запретить переезд несовершеннолетнего, если это может неблагоприятно отразиться, например, на состоянии его здоровья, и, исходя из конкретной ситуации, решить вопрос об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) (см. ст. 39 и коммент. к ней). 5.

Обязанности опекунов (попечителей) по защите личных интересов подопечных в общем виде закреплены в п. 3 комментируемой статьи.

Однако формы и методы их осуществления различны в зависимости от того, над кем конкретно опека (попечительство) установлена.

Опекун душевнобольного лица (недееспособного) обязан прежде всего заботиться о здоровье подопечного, обеспечивать ему необходимую врачебную помощь и регулярное медицинское наблюдение. Он обязан также осуществлять необходимый бытовой уход, защищать интересы подопечного и в то же время следить за тем, чтобы подопечный не нарушал прав и интересов других граждан. При выздоровлении подопечного опекун должен возбудить в суде дело о признании его дееспособным.

Иными являются обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних, поскольку они, по существу, заменяют несовершеннолетним родителей. В зависимости от возраста детей, состояния здоровья им в семье опекуна (попечителя) должны быть созданы необходимые условия для полноценного развития (уход, питание, лечение, отдых и т. п.). Опекуны (попечители) должны заботиться о воспитании своих подопечных с той же тщательностью, с какой добросовестный родитель заботится о своих детях. Права и обязанности опекунов (попечителей) определены в Семейном кодексе (ст. 150). Они обязаны заботиться о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекуны (попечители) вправе самостоятельно определять способы его воспитания, но с учетом рекомендаций органов опеки и попечительства. При этом должны быть исключены пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление и эксплуатация детей (ст. 65 Семейного кодекса). За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей опекуны (попечители) могут быть отстранены органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК), а если это связано с жестоким обращением — привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), сохраняют право на общение со своими родителями и другими родственниками, за исключением тех случаев, когда родители лишены родительских прав. В то же время опекуны (попечители) вправе требовать возврата подопечного ребенка от любого лица (включая его родителей и других близких родственников), которое удерживает его без законного основания. В удовлетворении иска о возврате ребенка опекуну (попечителю) может быть отказано, если это противоречит интересам ребенка. Как правило, такой отказ влечет последующее прекращение опеки (попечительства).

Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подопечному получение основного общего образования (в пределах 9 классов общеобразовательного учреждения). Выбор конкретной формы образования определяется опекунами (попечителями) самостоятельно с учетом мнения ребенка (ст. 150 Семейного кодекса). 6.

Опекуны (попечители) имеют право на: первоочередное устройство подопечного в дошкольное учреждение, школу-интернат, оздоровительные комплексы; трудовые льготы — ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные и нерабочие праздничные дни и направления в командировки; предоставление дополнительных отпусков; установление льготных режимов труда и др. (ст. 264 Трудового кодекса). Опекунам (попечителям) для ухода за подопечными детьми- инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются также четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 262 Трудового кодекса). 7.

На содержание несовершеннолетнего подопечного опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются специальные средства в соответствии с Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утв. Приказом Минобразования России от 19.08.99 N 199 (БНА РФ, 2000, N 10). При этом размеры выплачиваемых на детей алиментов, пенсий, пособий не учитываются. Опекун должен организовать разумное расходование этих средств в интересах ребенка. 8.

Обязанности попечителя гражданина, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК), сводятся лишь к контролю за распоряжением заработком и имуществом. Пункт 4 ст. 36 не возлагает на такого попечителя обязанности заботиться о содержании своего подопечного, создавать ему необходимые бытовые условия, обеспечивать уход, защищать его права и интересы. Если образ жизни подопечного изменился в лучшую сторону, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения его дееспособности (ст. 263 ГПК).

Статья написана по материалам сайтов: stgkrf.ru, www.proekt-007.ru, rccs-novobl.ru, uchebnikfree.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий