Лечебная физкультура при ДЦП 2019 год

Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.

В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:

  • развивать непосредственность и легкость торможения движений;
  • уменьшает гипертонус мышечной ткани;
  • позитивно влияет на координацию движений;
  • способствует улучшению подвижности суставов;
  • приобретать необходимые в быту навыки;
  • благотворно влияет на возможность самообслуживания.

Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет. Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача. Однако стоит отметить, что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.

Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:

  • занятия должны быть регулярными;
  • подход – индивидуальным к каждому ребенку;
  • следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
  • увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
  • при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.

Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.

Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:

Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома. Также существуют специальные курсы.

Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.

Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.

Применяются следующие способы стимуляции:

  • непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
  • валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
  • катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
  • глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
  • растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
  • легкое поколачивание, пощипывание.

К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:

  1. Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
  2. Специальный эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
  3. Ходунки или прыгунки. Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.

Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.

Водные процедуры проводятся не более получаса. Не следует переутомлять мышцы. Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха. Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами:

  1. Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой. Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
  2. При первом спуске в воду следует быть начеку. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой. Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
  3. Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков. Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
  4. Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне. Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.

На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.

Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о методике лечения ДЦП В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.

ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.

При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП.

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

  • Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
  • Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
  • Активизирование ослабленных мышц;
  • Борьба с искривлением позвоночного столба;
  • Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
  • Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

  1. Для расслабления;
  2. Для улучшения динамики;
  3. Для стимуляции действий;
  4. Упражнения в положении лежа, сидя;
  5. Занятия игрового типа и др.

Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:

  • Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
  • Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
  • На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
  • Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…

Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:

  1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
  2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
  3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
  4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
  5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
  6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.
Это интересно:  Снос самовольной постройки: судебная практика, порядок, иск 2019 год

Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:

  1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
  2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
  3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
  4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
  5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
  6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

  1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
  2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
  3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:

  1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
  2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
  3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
  4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.

Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на:

  • Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
  • Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
  • Укрепление мышц рук и ног.

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой). Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

  1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
  2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
  3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!

На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) это паралич центральной нервной системы, который проявляется в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Существует огромное количество методик, применяемых для лечения таких пациентов, но в данной статье речь пойдет об ЛФК при ДЦП, или, другими словами — все о применении лечебной физкультуры для лечения больных ДЦП.

ДЦП проявляется в затруднении выполнения некоторых движений или, наоборот, непроизвольному выполнению тех или иных движений. ЛФК призвана не только укрепить организм пациента, но и научить его осуществлять контроль над своим телом. Можно сказать, что ДЦП и спортзал неразрывно связаны друг с другом.

Физические нагрузки методом ЛФК преследуют следующие цели:

  1. Обучение бытовым навыкам и умениям.
  2. Знакомство пациентов с трудом (метод трудовой терапии).
  3. Обучение больного приемам самообслуживания.

Основные принципы лечебной физкультуры

  • систематичность и регулярность (непрерывный характер занятий крайне важен, так как мышечная память довольно быстро забывает некоторые моменты);
  • увеличение нагрузки должно происходить не скачкообразно, а плавно, учитывая состояние пациента;
  • индивидуальный подход (в подобной ситуации только работа индивидуально, групповой подход исключен);
  • прием во внимание возраст ребенка и его состояние.

Так какую же роль оказывают физические упражнения на организм малыша, страдающего ДЦП:

  • общеоздоровительное;
  • препятствует формированию спаек между нервными окончаниями;
  • укрепляющее;
  • способствует активизации ослабленных мышц;
  • устраняет сколиоз (искривление позвоночника);
  • улучшает кровообращение (за счет этого происходит активизация мозговой деятельности).

Можно применять для ЛФК метод доктора Бандурина. Который в себя включает тридцатиминутные занятия лечебной физкультурой и часовой сеанс массажа.

ЛФК для детей с ДЦП включает в себя несколько самостоятельных направлений. Как правило, это не всегда гимнастика, но и некоторые другие формы в том числе упражнения:

  • для осуществления поддержки двигательных функций;
  • укрепления суставов;
  • мышц живота;
  • туловища и шеи;
  • коррекции дыхания;
  • мимики;
  • эмоций.

Помимо прочего, различают такие подвиды ЛФК, как лечение:

Кстати, для лечения ДЦП применяют массаж и йогу.

Для поддержки двигательных функций малыша применяют следующий комплекс упражнений:

Исходное положение — ребенок сидит на пятках.

Доктор (родитель) встает перед ним и кладет руки пациента на свои плечи. Ребенок должен встать на колени из исходного положения. Задача доктора стимулировать такие попытки

Перенос веса с одной ноги на другую

Исходное положение — специалист поддерживает ребенка подмышками, находясь сзади.

Доктор плавно перемещает ребенка влево и вправо, чтобы пациент научился переносить вес с одной ноги на другую. Важно, чтобы во время переноса веса тела на одну ногу вторая нога была оторвана от пола, а руки разведены в стороны.

Исходное положение — ребенок находится в положении сидя на корточках.

Специалист надавливает на колени малыша руками из-за спины и постепенно наклоняет туловище пациента. В таком положении колени самопроизвольно должны начать разгибаться.

Исходное положение — ребенок сидит на стуле

Врач становиться перед ним и слегка наступает на его ноги. Нога врача не должна причинять малышу боль или дискомфорт. Руки больного поднимаются вверх и слегка тянуться специалистом, что провоцирует самостоятельный подъем со стула.

Исходное положение — малыш стоит, причем одна нога выставлена вперед.

Для данного упражнения потребуется присутствие двоих взрослых. Один становиться перед лицом, второй за спиной у больного. Поочередно производятся толчки (не диагонально, а напрямую в грудь и спину). Упражнение тренирует равновесие у малыша.

Исходное положение — ребенок стоит.

Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях.

Врач контролирует, чтобы стопы пациента давили в поверхность пола. Данное упражнение позволяет повысить опороспособность.

ЛФК для детей с ДЦП состоит из большого количества упражнений как в тренажерном зале, так и без применения специальных приспособлений. Работа над суставами важная составляющая успешного лечения больного. Комплекс упражнений для активизации работы суставов в себя включает:

Исходное положение — ребенок лежит на спине, причем его конечности выпрямлены вдоль тела.

Врач поочередно сгибает в колене то правую, то левую ногу, стараясь достать до живота (если это вызывает дискомфорт, можно ограничиться обычным сгибанием конечности в колене).

Исходное положение — пациент лежит на боку.

Специалист помогает пациенту отводить в сторону бедро верхней ноги. Данное упражнение помогает развивать суставы нижних конечностей.

Это интересно:  Какие выплаты положены ребенку-инвалиду: ежемесячные и единовременные 2019 год

Исходное положение — ребенок лежит на животе на столе, причем его ноги свисают вниз.

Так как больной ребенок, скорее всего, будет поджимать ноги данное адаптивное упражнение заключается в стимулировании малыша постепенно разогнуть ноги.

Исходное положение — малыш лежит на животе, а под тазом у него находится валик (можно использовать свернутое махровое полотенце).

Врач приподнимает ребенка за руки и начинает делать небольшие рывки, чтобы происходили пружинящие движения.

Исходное положение — ребенок лежит на спине, его голова повернута влево или вправо, в зависимости от того, какая рука будет выполнять упражнение.

Врач производит сгибание той руки, на которую смотрит пациент. Это позволяет не просто отработать автоматизм при сгибании, но и помогает осознать малышу, что именно происходит с его телом в тот или иной момент.

Методика тренировки мышц живота похожа на тренировку обычных спортсменов, выполняющих упражнения для мышц брюшного пресса, с той разницей, что ребенку с ДЦП необходима помощь постороннего человека.

Исходное положение — малыш располагается на коленях у мамы и прижимается спиной к ее груди.

Мама вместе с малышом наклоняется вперед, после чего держит его ноги и тазобедренный сустав, для того, чтобы малыш вернулся в исходное положение самостоятельно. Возможно, на первоначальном этапе он не сможет этого сделать, тогда мама должна будет помочь.

Исходное положение — ребенок лежит на спине.

Врач помогает малышу выполнить мах левой или правой ногой, тем самым провоцируя его перевернуться со спины на живот и обратно. Подключать к перевороту руки не следует.

Исходное положение — пациент лежит на спине.

Фитнес имеет много упражнений, связанных с дыханием, одно из таких применяется во время ЛФК для детей с ДЦП. Ребенок делает вдох и выдох, причем на выдохе живот должен втягиваться, а на вдохе округляться.

Исходное положение — ребенок сидит на полу, ноги вытянуты вперед и немного разведены в стороны.

Врач располагается позади пациента и помогает ему выполнить наклон вперед. Наклон выполняется до тех пор, пока руки не достанут до пола. В идеале необходимо коснуться кончиком лба пола.

Данное упражнение имеет разный эффект. Помимо того, что оно является классическим упражнением для мышц живота, оно тренирует гибкость, растяжку, устраняет проблемы с искривлением позвоночника и нормализует кровообращение.

Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.

Врач помогает больному выполнить прогиб в позвоночнике, причем важно, чтобы его конечности не отрывались от пола.

Исходное положение — ребенок лежит на спине, прямые ноги подняты вверх.

Врач контролирует малыша, чтобы он смог дотронуться пальцами ног поверхности пола за головой. Выполняется своеобразное запрокидывание. Контроль при выполнении данного упражнения должен быть тотальным, во избежание травмирования пациента.

Для развития мышц туловища и шеи можно выполнять следующие упражнения:

Исходное положение — ребенок лежит на спине.

Специалист фиксирует двумя руками тело больного в районе плеч и начинает выполнять раскачивающие движения влево и вправо. После этого такое же упражнение проводится с головой, дополняя его поворотами шеи влево и вправо.

Важно — ребенок не должен оказывать сопротивление.

Исходное положение — ребенок лежит на левом или правом боку, нижняя рука под головой, верхняя вдоль тела.

Задача врача не больно подталкивать малыша в грудь или спину, провоцируя его держать равновесие. Падать можно только по сигналу специалиста.

Исходное положение — пациент сидит на кресле, руки на подлокотниках, голова опущена и прижата к груди.

Специалист начинает крутить головой в разные стороны. Пациент не должен сопротивляться этому. При фиксации головы в одном из положений необходимо расслаблять мышцы шеи, чтобы голова под собственным весом «упала» обратно на грудь.

Для более полного усвоения упражнений, необходимо на собственном примере продемонстрировать больному, что от него хотят.

Гимнастические упражнения заключаются не только в развитии мускулатуры тела и тренировки мышц, дыхательные упражнения занимают не последнее место в лечебной физкультуре для детей с ДЦП.

Необязательно обращаться в реабилитационный центр, чтобы с малышом выполняли данный комплекс, родители в состоянии будут выполнить упражнения для коррекции дыхания в домашних условиях.

Все упражнения выполняются либо лежа на спине, либо стоя.

Малышу объясняют, как правильно делать глубокий вдох и выдох через нос и рот. Для развития интереса к упражнению рекомендовано выдыхать на какую-то легкую вещь (лист бумаги, перо) или надувать мыльные пузыри.

В данном упражнении малышу предстоит делать глубокий вдох на счет 1,2,3 и глубокий выдох на счет 4,5,6. Можно подключать пальчиковую методику и показывать цифры на пальцах. Для развития интереса ребенку можно предложить выполнять выдох в таз с водой.

Малыш учится произносить различные звуки на выдохе с различной интенсивностью. Нелишним будет привнести в данное упражнение элементы игры (использование свистка или губной гармошки, разучивание песен.)

Эмоции неразрывно связаны с мимикой человека, а дети, больные ДЦП не всегда в состоянии проявить те или иные чувства мимикой. Важно научить малыша демонстрировать улыбку или грусть. Достигается это регулярным повторением и тренировками. Специалист на собственном примере показывает, как выглядит улыбка или печаль и т. п.

Данный раздел ЛФК называется — психогимнастика.

Проявление эмоций, как и мимические проявления важны не меньше, и научить ребенка с таким заболеванием, как ДЦП выражать удивление или страдание не так уж и сложно. Для этого потребуется тесный контакт с малышом.

Важное условие — доброжелательное отношение, так как такие дети крайне чувствительны.

Для выражения той или иной эмоции необходимо пробудить у ребенка соответствующие чувства, например:

  1. Радость — попросите малыша представить, что ему подарили огромную игрушку или изобразить слоненка, который нашел свою маму.
  2. Отвращение — пациент должен воспроизвести употребление невкусной каши или горького лекарства.
  3. Страх — представляем маленькую мышку, которая увидела кота.
  4. Вина — представляем, что малыш разбил любимую вазу родителей.


И так далее, вариаций с выражением эмоций может быть огромное количество, главное, включить фантазию и поделится ее с малышом.

Лечебная физкультура при ДЦП, основанная на фиксации одного положения (кинезиологический способ) в течение 1–2 часов распространенной вариант реабилитации. Как правило, его выполняют на ранних этапах развития болезни.

На более поздних этапах стараются фиксировать положение таким образом, чтобы фиксирующие шины располагались непосредственно около мышц пациента.

Выглядит это следующим образом — ребенка кладут на спину, под шею накладывается валик, таким образом, чтобы максимально наклонить голову к груди. Кроме того, валик устанавливается под коленные суставы, чтобы ноги находились в полусогнутом состоянии. В таком положении малыш должен провести от часа до двух, в зависимости от пациента и его состояния.

Что касается такого летнего вида лечения, как занятия в воде, то их можно проводить в любое время года, в бассейне. Современный бассейн для пациентов с ДЦП имеет в своем арсенале огромное количество специальных тренажеров, которые облегчают проведение занятий для самых осложненных случаев и для любых возрастов.

Польза от упражнений на воде очевидна. Даже для здорового человека несколько минут проведенных в плавательном бассейне сродни нескольким часам расслабляющего массажа. Тело не просто чувствует расслабление всех мышц, оно наполняется энергией.

Занятия лучше проводить в утренние часы, когда малыш недавно проснулся.

Для детей с гемипарезами или в особо тяжелых случаях показано применение специального поддерживающего тренажера Гросса, о котором можно подробнее прочесть в этой статье.

В бассейне можно выполнять следующие упражнения:

Исходное положение — пациент находится у борта бассейна в воде, опершись о него двумя руками.

Поочередно, назад отводится левая и правая ноги (по пять раз на каждую ногу), после этого ноги разводят в стороны (не меньше десяти раз).

Исходное положение — малыш повернут спиной к борту бассейна и держится за него руками.

Необходимо поднять вверх две ноги и максимально развести их в стороны (повторяют до десяти раз).

Исходное положение — пациент располагается на животе и держится руками за бортик (инструктор поддерживает пациента под живот).

Необходимо поднять вверх левую и правую ноги (по пять раз на каждую конечность), развести в стороны ноги (до десяти раз), согнуть поочередно правую и левую ноги в колене у груди (по пять раз на каждую конечность).

Исходное положение — пациент лежит на спине и держится руками за бортик.

Требуется поднимать вверх две ноги одновременно (до десяти раз), разводить ноги в стороны (до десяти раз), выполнять упражнение ножницы (до десяти раз).

Исходное положение — в полусидячем состоянии нужно прижать спину к борту бассейна.

Выполняется упражнение велосипед (до 1020 повторений на каждую ногу), поднять ноги под углом 90 градусов и выполнять ими круговые движения

Центральная нервная система человека довольно нежна и капризна, как и настроение больного ребенка, поэтому иногда для продуктивных занятий требуется привносить в них элементы игры. К примеру, занятия с использованием фитбола (по-простому специального мяча).

Тренировка с мячом в себя включает следующие упражнения:

Исходное положение — малыш расположен к мячу спиной.

Требуется опереть ноги пациента о фитбол и откатывать его назад, после чего возвращать в исходное положение.

Это интересно:  Льготы на третьего ребенка 2019 год

Исходное положение — малыш лежит на мяче на животе

Придерживая пациента за ноги (бедра), толкайте мяч вперед, удерживая малыша верхом на нем.

Исходное положение — ребенок сидит на мяче.

Покачивания из стороны в сторону снижают тонус мышц.

Дети с ДЦП тоже хотят учувствовать в различных видах спорта. Так, возможно, проведение с ними соревнований по такому виду спорта, как настольный теннис. Доказано, что больные с ДЦП вполне в состоянии держать ракетку и выполнять необходимые для этой игры движения. Более того, больной тренирует не только свои мышцы, но и социально адаптируется.

Помимо общеукрепляющих упражнений, следует повышенное внимание обращать на улучшение общей моторики рук у детей больных ДЦП. Для этого существуют различные упражнения с мелкими предметами, которые основаны на перебирании их и выполнении различных других действий.

Помочь нормально жить может ЛФК при ДЦП, ведь детский церебральный паралич — это самое тяжелое нарушение двигательной функции, которое может возникнуть по разнообразным причинам, которых насчитывают примерно четыреста. При ДЦП нарушается тонус мышц и координация. ДЦП делает людей инвалидами.

ДЦП встречается у деток, которым меньше трех лет. Статистические данные очень печальные: в основном дети не доживают до более старшего возраста. Но все же если вовремя начать принимать какие-то меры по лечению паралича, то ребенок будет иметь шанс на хорошее будущее.

Лечить ДЦП необходимо на протяжении многих лет. Само лечение направлено на восстановление функций двигательного аппарата, запоминание элементарных движений. Это очень-очень тяжелый труд мамы и папы, а также и самого ребенка.

Одними лекарственными препаратами невозможно вылечить эту болезнь. Необходимо постоянно заниматься лечебной физкультурой, которая позволит малышу научиться правильно двигаться. Лечебная физкультура при ДЦП дает положительный результат в любом случае. Родители детей, страдающих детским церебральным параличом, должны определиться с возрастом, с которого необходимо проводить различные упражнения при ДЦП. Ответ очень прост: с рождения, но под тщательным присмотром врача.

Лечебная физкультура имеет положительное влияние на человеческий организм. Она дает стимул тканям и мышцам в теле укрепиться. В организме происходит регулирование обменных процессов. Деятельность мозга и сердечно-сосудистой системы намного улучшается.

Но стоит помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Необходимо создать целостный комплекс, в который будет входить массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия, различные закаливания организма.

Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений. Во все комплексы входят следующие виды занятий: с мячом, в положении лежа и сидя, расслабляющие упражнения, стимулирующие упражнения.

Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно. Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата. Комплекс упражнений должен подбираться квалифицированным специалистом для каждого маленького пациента индивидуально.

При этом необходимо учитывать сложность заболевания и все особенности протекания болезни. Физические нагрузки должны постепенно увеличиваться.

Упражнения для деток, которые имеют детский церебральный паралич, должны развивать абсолютно все мышцы, суставы. Для этого в комплекс гимнастики должны входить упражнения:

  • для растяжки мышц;
  • чтобы выработать силу и чувствительность мышц;
  • для развития чувствительности нервной системы;
  • для укрепления основных групп мышц, которые принимают участие во всех движениях;
  • чтобы все органы имели хорошую выносливость;
  • чтобы расслабить мышцы, снять судороги и спазмы;
  • чтобы научить ребенка правильно ходить;
  • чтобы органы чувств были развиты;
  • для улучшения равновесия пациента и чувства опоры.

Существует наиболее распространенная форма ДЦП — атоническая. Она проявляется тем, что у ребенка сильно нарушена координация и наблюдается низкий тонус мышц. При этой форме паралича особое внимание необходимо уделить тем занятиям, которые способны укрепить мышцы, в особенности мышцы туловища. Ведь именно мышечный корсет — основной стержень двигательной системы человека в целом.

Эффективными в данном случае являются элементарные упражнения, например, поднимать и опускать туловище из исходного положения лежа на спине. Также можно совершать эти движения, лежа на животе. Можно делать разнообразные наклоны из сидячего положения. С этого же положения можно пытаться делать круговые повороты туловища. В этот комплекс можно включить и упражнения, которые будут укреплять руки и ноги.

Необходимо понимать, что ДЦП затрагивает также и функциональность головного мозга ребенка.

Лечебная физкультура должна помочь мозгу научиться отвечать за те движения, которые напрямую зависят от его работы: движения рук и ног, ползание на четвереньках, приседание, бег, ходьба. Развитие участков мозга, отвечающих за эти движения, достигается посредством регулярного, многоразового повторения одних и тех же действий.

В результате этого возникает эффект «прочувствования», после которого можно выполнять ряд конкретных упражнений:

  1. Исходное положение: ребенок сидит на пятках. Необходимо стать перед малышом, взять его руки и положить их на плечи себе. Зафиксировав ребенка в тазовой области, начать ставить его на колени.
  2. Исходное положение: ребенок стоит на коленях. Необходимо поддерживать малыша под мышками. Переносить массу его тела с одной ноги на другую, поочередно отрывая их от пола.
  3. Исходное положение: ребенок сидит на стульчике. Брать малыша за руки, а ноги его зафиксировать на полу. Пробуждайте в ребенке желание встать, потягивая его за руки вверх и вперед.
  4. Исходное положение: ребенок стоит с выставленной вперед одной ногой. Очень легко подталкивать малыша в спину и грудную клетку, чтобы вырабатывался навык равновесия.
  5. Исходное положение: ребенок стоит. Брать его за руки и толкать в разные стороны, чтобы он мог сделать шаг самостоятельно.
  6. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Опороспособность малыша улучшается, если ребенок надавливает своими стопами на какую-нибудь твердую поверхность.
  1. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Одну ногу необходимо удерживать в разогнутом положении, а вторую — сгибать. Желательно, чтобы бедро доставало до живота.
  2. Ребенок лежит на боку. Согнуть ногу ребенка в колене и аккуратно отводить бедро.
  3. Ребенок лежит на животе на какой-либо поверхности так, что его ноги свисают вниз. Очень медленно конечности необходимо разогнуть.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно сгибать и разгибать колени малыша.

Упражнения, которые тренируют мышцы живота:

  1. Исходное положение: посадить ребенка к себе на колени. Прижать его спинку к себе. Производить вместе с малышом наклоны, а подниматься он должен самостоятельно.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на спине с прижатыми к телу руками. Малыш должен попытаться перевернуться со спины на живот, при этом не задействовать руки.
  3. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Необходимо делать глубокий вдох, а на выдохе малыш должен втянуть в себя живот.

Комплекс упражнений на растяжку:

  1. Ребенок сидит на полу. Ноги вытянуть вперед, спина ровная. Руки вытянуть вперед параллельно ногам. Малыш должен сделать глубокий вдох , а на выдохе согнуться и прикоснуться пальцами рук к пальцам ног.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на животе с вытянутыми руками. Делая упор на ладони, малыш должен приподнять верхнюю часть тела над полом.

Что касается упражнений на развитие мелкой моторики, то здесь просто необходимо выполнять повороты кисти руки ребенка в разные стороны.

  1. Необходимо поставить ребенка спиной к мячу. Ножки должны опереться на игрушку. Посадить ребенка в центре мяча и откатить немножко назад. Это упражнение хорошо развивает равновесие.
  2. Положить ребенка животом на мяч, который подходит малышу по размеру. Руки должны быть протянуты вперед. Держите ребенка за бедра, а мяч немножко толкайте вперед.
  3. Если положить малыша на мячик и легко покачивать его взад-вперед, то отлично снижается тонус мышц.

Упражнения на развитие ходьбы:

  1. Возьмите ребенка за бедра, стойте позади него. Понемногу поворачивайте малыша за бедра в разные стороны, чтобы спровоцировать его сделать самостоятельный шаг.
  2. Помогайте ребенку совершать приседания — 50 в день.

Прекрасным помощником является специальное приспособление, под названием вертикализатор. Он может фиксировать малыша в стоячем положении. Он просто незаменим при тренировках или же при подготовке ребенка к самостоятельному выполнению основных функций. Вертикализатор фиксирует туловище ребенка, а при необходимости его стопы и колени.

Можно сделать вывод, что упражнения для ДЦП достаточно разнообразные и подбираются для каждого пациента индивидуально. Особое внимание при составлении комплекса упражнений необходимо обратить на развитие координации, на улучшение мелкой моторики рук, на мимику лица. Чтобы облегчить жизнь ребенка, можно использовать различные тренажеры, которые помогут прогуливаться на свежем воздухе. Не стоит забывать об упражнениях, которые помогут вашему ребенку самому совершать необходимые гигиенические процедуры.

Статья написана по материалам сайтов: fiziotera.ru, blog-travuscka.ru, nervivporyadke.ru, nervzdorov.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий