Международное усыновление 2019 год

Термин «международное усыновление» носит в известной степени условный характер и означает усыновление, в котором усыновитель и усыновляемый имеют гражданство различных государств либо факт усыновления имел место за границей. Усыновление детей иностранны­ми гражданами — явление широко распространенное, чему способству­ет деятельность специально созданных для данных целей организаций (например, в Италии — Организация независимых посредников).

К сожалению, на практике нередко встречаются ситуации зло­употребления иностранными усыновителями своими правами в отно­шении усыновленных детей, что придает криминальный оттенок международному усыновлению в целом. Ситуация усугубляется тем, что ребенка увозят в другую страну и государство может контроли­ровать его судьбу только через его посольство и консульские учреж­дения в соответствующем государстве. Однако не обо всех случаях международного усыновления становится известно российским загранучреждениям. В целях исправления ситуации постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. утверждены Правила поста­новки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (в ред. от 10 марта 2005 г.).

По итогам проверки Генеральной прокуратуры в 45 субъектах РФ, организованной в 2005 г. в связи со значительным ростом количества иностранных усыновлений российских детей, было установлено, что в последние два года темпы роста иностранных усыновлений начали во многих субъектах превышать внутрироссийское усыновление. Прокуро­рами установлены многочисленные нарушения законов в деятельности различных органов, которые обязаны обеспечивать приоритет россий­ского усыновления, но не делают этого. В нарушение ст. 122 СК РФ информация о детях, оставшихся без попечения родителей, направляется в органы опеки и попечительства и в государственный банк данных таких детей несвоевременно. К примеру, в Свердловской области в 2005 г. несвоевременно представлены в государственный банк данных сведения о 841 таком ребенке. Аналогичные факты выявлены в Чувашской рес­публике, Костромской, Новосибирской, Томской и ряде других областей. Изучением анкет детей установлено, что в Красноярском, Приморском краях, Владимирской, Тверской, Ярославской областях в них отсутству­ют сведения о мерах, принятых к устройству детей в российскую семью. Деятельность органов опеки и попечительства по-прежнему сведена к подбору детей только тем российским гражданам, которые сами обра­тились с такой просьбой. Работа по подбору детям родителей не ведется. В г. Москве в 2005 г. иностранными гражданами усыновлено 113 россий­ских детей. При этом в Департаменте образования в отношении 106 из них отсутствуют сведения о конкретных лицах из числа российских граждан, которым эти дети предлагались для усыновления. Установлены факты внесения в анкеты сфальсифицированных сведений о мерах, принимаемых по устройству детей в российские семьи. Установлено, что в Приморском, Красноярском краях, Свердловской, Владимирской, Ивановской, Пермской, Псковской и других областях наряду с экскур­сионными турами организовывались поездки, основной целью которых являлось знакомство детей с потенциальными иностранными усынови­телями. Российские дети без какого-либо документального оформления неделями проживали в семьях иностранцев, а потом ими же усыновля­лись, что противоречит требованиям законодательства о международном усыновлении. Для устранения выявленных нарушений закона Гене­ральной прокуратурой внесено представление министру образования и науки РФ.

Согласно ст. 21 Конвенции установлено, что усыновление в дру­гой стране может рассматриваться в качестве альтернативного спо­соба ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невоз­можным. При этом государства-участники должны обеспечить, что­бы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усынов­ления внутри страны.

Россией подписана, но пока не ратифицирована Конвенция о за­щите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г.

Конвенция определяет, что усыновление может иметь место только в том случае, когда компетентными властями государства происхожде­ния: 1) установлено, что ребенок может быть усыновлен; 2) определено после надлежащего рассмотрения возможностей устройства ребенка в государстве происхождения, что межгосударственное усыновление наи­лучшим образом отвечает интересам ребенка; 3) приняты меры к обес­печению того, чтобы компетентные власти, ответственные за усыновление, дали свое согласие свободно, в надлежащей правовой форме и в пись­менном виде и такое согласие не было получено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации. Принимая во внимание возраст и степень зрелости ребенка, компетентные власти обязаны обеспечить надлежащее информирование ребенка о последствиях его согласия на усыновление. При этом должны быть учтены желание и мнение ребенка. Усыновление может состояться в том случае, когда властями прини­мающего государства: 1) определено, что потенциальные усыновители заслуживают доверия и обладают соответствующими качествами; 2) га­рантировано, что с потенциальными усыновителями проведены необхо­димые консультации; 3) установлено, что ребенку позволено или будет позволено постоянно проживать в данном государстве. В Конвенции определены функции центральных инспекций и уполномоченных орга­низаций, создаваемых для контроля над международным усыновлением, требования к процедуре международного усыновления, признания госу­дарствами последствий усыновления.

Семейный кодекс России ввел судебный порядок усыновления при соблюдении ряда условий: необходимость получения разре­шения на усыновление, наличие у усыновителя условий для содер­жания детей, близость языка и культуры и др. Как и ранее действо­вавший КоБС РСФСР, Семейный кодекс РФ допускает возможность усыновления детей — граждан РФ иностранцами. Иностранному усыновлению посвящена ст. 165 СК РФ, а также ряд специальных нормативных актов, среди которых постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. (в ред. от 10 марта 2005 г.) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осущест­вления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без граж­данства».

Большинство континентальных европейских государств, традици­онно открытых для иностранных усыновителей, подчиняют иност­ранное усыновление личному закону усыновителя. Логика данного подхода заключается в том, что иностранный усыновитель, как пра­вило, увозит ребенка в свою страну, поэтому необходимо соблюдение требований, прежде всего соответствующего иностранного законода­тельства. В США, напротив, применимое право к международному усыновлению — это право страны суда. Однако во всех странах законом страны суда определяются императивные требования к усыновлению: необходимость получения согласия со стороны усыновляемого, до­стигшего определенного возраста (от 10 до 21 года); особые требо­вания к возрасту усыновителей (от 18 до 50 лет); наличие разницы в возрасте между усыновляемым и усыновителем (от 10 до 30 лет); запрет на усыновление единственным усыновителем ребенка противо­положного пола; запрет усыновления лицами, уже имеющими детей, и даже признание усыновления недействительным в случае последу­ющего рождения в семье ребенка.

Россия следует подходу стран континентального права: согласно ст. 165 СК РФ усыновление в России иностранными гражданами российских детей производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Если иностранный усыновитель состоит в браке с российским гражданином, то усыновление российского ребенка производится в порядке, установленном для граждан РФ. В некоторых договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам усыновление может регулироваться также законодательством государства, в котором усы­новитель имеет свое постоянное местожительство.

Должен быть соблюден порядок усыновления: 1) постоянно прожи­вающие за пределами РФ российские граждане, а также иностранцы, не являющиеся родственниками детей, могут усыновлять российских детей по истечении трех месяцев со дня включения сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без по­печения родителей; 2) дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновите­лей, прокурора, а также органов опеки и попечительства, которые представляют заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

Однако, прежде чем дело дойдет до судебного заседания об уста­новлении усыновления, иностранные кандидаты в усыновители долж­ны представить в компетентный российский орган ряд документов: заявление с просьбой о подборе ребенка на усыновление с указанием своих данных и данных о ребенке, которого они хотели бы усыно­вить; заключение компетентного органа государства своего граждан­ства об условиях их жизни и возможности быть усыновителями; письменное обязательство о постановке на учет в консульском уч­реждении РФ усыновляемого ребенка и др.

Порядок усыновления, в том числе порядок международного усы­новления, регламентируется гл. 24 ГПК РФ. В данной главе отражены некоторые особенности международного усыновления: иностранцы подают заявление об усыновлении в суд субъекта РФ (российские граждане — в районный суд). Наряду с документами, требуемыми для российских граждан, иностранные усыновители должны также представить заключение компетентного органа государства их гражданства или постоянного места жительства об условиях их жизни и о возмож­ности быть усыновителями, а также разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребен­ка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства. Документы иностранных усыновителей должны быть легализованы и переведены на русский язык (перевод должен быть нотариально удостоверен).

Практика показывает, что нарушения при международном усы­новлении достаточно часты.

Так, в 1998 г. Санкт-Петербургский городской суд вынес решение об удочерении американскими гражданами дагестанской девочки Айзанат при ее живой матери и при отсутствии ее согласия на удочерение. Мать узнала об удочерении своего ребенка только тогда, когда судья известил ее о вынесенном решении телеграммой. В данном конкретном случае не было правовых оснований еще в период внесудебной подготовки дела передавать сведения о девочке потенциальным усыновителям. Дееспо­собная мать не была лишена родительских прав, место ее нахождения всем было известно. Она имеет высшее педагогическое образование, воспитывает без мужа еще двоих детей. Третий ребенок родился вне брака. Поэтому до разрешения вопроса признания маленькой Айзанат дагестанскими родственниками мать решила временно поместить ее в Санкт-Петербургский дом ребенка, о чем и указала в своем заявлении. Суд в процессе рассмотрения дела о международном усыновлении не привлек ни мать девочки, ни других близких родственников к участию в процессе.

Посредническая деятельность по усыновлению детей запрещена. Однако такой посреднической не считается деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государ­ствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора или на основе принципа взаимности (ст. 216.1 СК РФ).

В этой связи постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. утверждено Положение «О деятельности органов и органи­заций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за ее осуществлением» (действует в ред. от 10 марта 2005 г.). В соответствии с Положением деятель­ность иностранных организаций по усыновлению детей осущест­вляется на территории РФ через их представительства, решение об аккредитации которых принимает Министерство образования РФ по согласованию с рядом российских министерств.

В Положении перечислены основания для отказа в аккредитации, в том числе наличие негативной информации о деятельности иност­ранной организации или ее представительства. Представительства представляют соответствующим российским органам документы об иностранных кандидатах в усыновители для подбора ребенка на усы­новление, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновле­ния, направляют в соответствующие российские органы отчеты об условиях жизни детей в семьях усыновителей и т.п.

Это интересно:  Право и организация социального обеспечения -  импульс для успешной карьеры 2019 год

Иностранцам при усыновлении ребенка, являющегося граждани­ном РФ и проживающего за пределами РФ, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление от властей того субъек­та РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории РФ.

В связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, Генеральной прокуратурой РФ в 25 субъектах РФ организованы и проведены проверки исполнения требований законов в деятельности представительств иностранных агентств, занимающихся усыновлением, и органов власти и управления России, работающих с ними. Проверками установлены многочисленные нарушения закона в этой сфере, что, в свою очередь, является условием, способствующим усыновлению детей недобросовестными иностранными гражданами. В нарушение требований гл. 19 СК РФ и изданных в его развитие постановлений Правительства РФ деятельность указанных представительств на территории России Министерством образования РФ надлежащим образом не организована и контроля за ней не осущест­вляется. В частности, по состоянию на 12 мая 2005г. на территории России в установленном порядке было аккредитовано только одно предста­вительство. У остальных 86 представительств сроки аккредитации истек­ли. Прокурорами установлены факты наделения региональных предста­вителей агентств полномочиями, выходящими за рамки действующего законодательства. В частности, сотрудникам агентства «Зе Эдопшн Рисорс сентер, инк.» (США) в нарушение закона предоставлялось право запрашивать и получать в официальных органах и организациях по каждому усыновляемому ребенку полную и подробную информацию о состоянии его здоровья, умственном и физическом развитии, условиях жизни и воспитания, производить его видео- и фотосъемку в детском учреждении. Кроме того, установлены факты совмещения руководите­лями государственных и муниципальных образовательных учреждений их должностей с работой в иностранных представительствах по усынов­лению. В некоторых личных делах усыновленных детей обнаружены документы, свидетельствующие о различного рода поборах за услуги, оказываемые усыновителям представителями агентств по усыновлению. Вопреки п. 16 постановления Правительства РФ от 28 марта 2000г. № 268 иностранные представительства несвоевременно направляют в со­ответствующие органы субъектов РФ отчеты об условиях жизни и вос­питания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

Контрольные вопросы

1. Каков основной метод регулирования семейных отно­шений с иностранным элементом в международном частном праве?

2. Правом какого государства регулируются форма и ус­ловия заключения брака по законодательству России и зарубежных стран?

3. В суды какого государства целесообразно предъявлять иск о взыскании алиментов, если между государства­ми отсутствует договор о взаимном признании и ис­полнении судебных решений?

4. Закону какого государства подчиняется международ­ное усыновление?

Международное усыновление

Условия, при которых дети – граждане Российской Федерации могут быть усыновлены иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение):

гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей;

лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Усыновление на территории России иностранными гражданами ребенка – гражданина Российской Федерации производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении. При этом должны быть также соблюдены соответствующие требования Семейного кодекса Российской Федерации с учетом положений международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление допускается только в интересах детей с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, усыновляют детей – граждан Российской Федерации в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Требования к усыновителям – иностранным гражданам

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Ребенок может быть усыновлен как супругами, так и одним лицом, состоящим или не состоящим в браке. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Не могут быть усыновителями:

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;

(Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, включает следующие заболевания:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы).

лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лица, не имеющие постоянного места жительства;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;

лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации (далее – кандидаты в усыновители), могут представить документы о прохождении подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители, не прошедшие подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, вправе пройти указанную подготовку на территории Российской Федерации.

Требование обязательного прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не распространяется на следующие категории кандидатов в усыновители:

близкие родственники ребенка;

лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд также вправе отступить от указанного требования и в отношении других граждан с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств;

Порядок обращения иностранных граждан с целью получения информации о детях

Кандидаты в усыновители вправе обратиться за информацией о детях, которые могут быть усыновленыв орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), по своему выбору.

Обращение кандидатов в усыновители с целью получения информации о детях в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома и другие) не допускается.

Граждане могут обратиться:

а) лично к региональному оператору;

б) через представительства иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации (далее — представительство иностранной организации по усыновлению).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору документы, удостоверяющие его личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и представляет следующие документы:

а) заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

Это интересно:  Очередь на программу «Молодая семья» в Тольятти 2019 год

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Отец Феодосий и его жена Надежда берут в свою семью самых безнадёжных – подростков со сложными диагнозами

Встречи с будущими родителями запланированы на 21 и 28 февраля

В стране прорабатывают новую форму устройства сирот.

Размер ежемесячных выплат семьям, у которых под опекой или попечительством находятся дети, необходимо установить на уровне равном или превышающем величину прожиточного минимума ребёнка в регионе. Соответствующий законопроект разработали член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов и член комитета по федеративному устройству Юрий Волков, передает RT.

Усыновление – сложная процедура, которая требует учета целого перечня нюансов, от которого зависит дальнейшее комфортное существование ребенка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако, желая найти родителей для малышей, находящихся на его попечении, государство старается не создавать излишних сложностей.

Так, принять малыша в семью могут не только граждане РФ, но и лица с иностранным гражданством.

Международное усыновление отличается от стандартного и имеет ряд нюансов, о которых стоит узнать заранее.

Международное усыновление – форма пристройства, во время реализации которой детей, оставшихся без родителей, передают на попечение гражданам другого государства, способным обеспечить надлежащий уход и уровень жизни.

Выполнение манипуляции приводит к возникновению следующих последствий:

  • у усыновителя и усыновленного появляются права на имущества друг друга;
  • усыновитель должен будет оказывать материальную поддержку ребенку до достижения им 18 лет;
  • приемный родитель получит право принимать участие в воспитании ребенка и получении им образования.

Когда процедура международного усыновления завершена, взаимодействие с ребенком будет регламентироваться действующим законодательством той страны, гражданином которой является родитель.

Сегодня осуществляется строгое правовое регулирование международного усыновления. Государство стремится защитить маленького гражданина.

Усыновление регулируют:

  • Декларация прав ребенка;
  • Женевская конвенция о защите детей;
  • Женевская декларация прав ребенка;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Гаагская конвенция о защите детей.

Существуют и нормы РФ, регулирующие процедуру. Претенденту на усыновление рекомендуется ознакомиться с СК РФ, в частности изучить 12 главу.

Кроме того, стоит изучить положения ГПК РФ, Постановления Правительства РФ № 275.

Ознакомившись с действующим законодательством заранее, человек сможет составить представление об основных нюансах процедуры и ускорить ее выполнение.

Чтобы стать родителем приемного ребенка в 2019 году, иностранный гражданин должен соответствовать перечню выдвигаемых требований.

Так, претендовать на усыновление могут:

  • лица, достигшие совершеннолетия;
  • люди, которые успешно прошли медицинское обследование;
  • дееспособные граждане;
  • семейная пара, находящаяся в законном браке;
  • люди, прошедшие специальную подготовку;
  • не имеющие серьезных проблем со здоровьем граждане;
  • лица, не ограниченные в возможности и не лишенные права быть опекунами.

Изучая поступившие заявления, органы опеки стремятся передать российских детишек на воспитание к заявителям, которые состоят в браке и имеют малышей или имели их.

Получить малыша на воспитание в России не смогут лица, состоящие в однополом браке.

Кроме того, государство не доверяет детей лицам, имевшим неснятую судимость или подвергавшимся уголовному преследованию в прошлом.

Органы опеки обращают внимание и на состояние здоровья будущих родителей.

Забрать малыша на воспитание не получится, если человек:

  • имеет болезнь, которая приводит в России к присвоению 1 группы инвалидности;
  • страдает алкоголизмом или наркоманией;
  • болеет туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями с высокой ремиссией;
  • имеет психические расстройства;
  • злокачественные заболевания любой локализации;
  • расстройства психики.

У претендента на усыновление в обязательном порядке должно иметься место жительства и источник стабильного дохода.

Несоответствие хотя бы 1 требованию ведет к тому, что просьба иностранного гражданина об усыновлении будет отклонена.

Если ребенка хочет усыновить житель другой страны, процедура будет сложнее классической.

Человек, решивший пройти через процесс, должен запастись терпением и быть готовым к сбору большого количества бумаг.

Как взять ребенка из роддома на усыновление? Порядок действий тут.

Манипуляции, которые потребуется совершить иностранному гражданину для оформления усыновления российского ребенка, похожи на классическую схему действий, однако существует ряд существенных отличий.

Чтобы принять малыша в семью, человеку придется пройти следующие процедуры:

  1. Обратиться в любой банк данных, где содержится список малышей, нуждающихся в родителях. При себе необходимо иметь пакет документации, который был предварительно переведен на русский и заверен у нотариуса.
  2. Если человека утвердили, он получит право ознакомиться с ведомостями на каждого заинтересовавшего ребенка.
  3. Посетить детдом и познакомиться с понравившимся ребенком. После завершения процедуры гражданин должен в обязательном порядке сообщить о результатах посещения учреждения и принятом решении.
  4. Подготовить пакет документации для усыновления в судебном порядке.
  5. Узнать решение суда. Если суд одобрит просьбу иностранных граждан об усыновлении, документы будут переданы в ЗАГС на регистрацию.

Следует помнить, что государственные органы будут осуществлять контроль за условиями жизни ребенка. Место, где будет проживать малыш, может посетить комиссия.

Практика показывает, что государственные органы проводят 4 проверки в течение первых 3 лет с момента усыновления.

Чтобы органы опеки смогли рассмотреть кандидатуру иностранца в качестве усыновителя, потребуется подготовить пакет документации. Его состав будет сообщен в момент обращения в ООП.

Следует помнить, что потребуется 2 пакета документации. Один потребуется для признания заявителя кандидатом в усыновители, а другой для обращения в суд.

Все бумаги должны быть переведены на русский язык.

Образец заявления об усыновлении ребенка здесь.

Стандартная процедура усыновления в РФ длится 1-3 месяца. Однако если принять малыша в семью хотят иностранные граждане, сроки увеличиваются. Длительность усыновления увеличивается до 18 месяцев.

Процедура усыновления в РФ является бесплатной вне зависимости от гражданства участников. Кроме того, государство выплачивает пособия.

Иностранные государства пособий не выплачивают.

Усыновление ребенка приводит к появлению прав и обязанностей, как у приемных родителей, так и у малыша.

Так, должны соблюдаться следующие правила:

  1. Тайна усыновления охраняется. Чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на выполнение права, родители могут изменить ФИО ребенка, также число его рождения.
  2. Усыновитель и усыновленный приравниваются в своих правах к кровным родственникам, а именно к родителям и детям.
  3. Усыновители несут ответственность за выполнение взятых обязательств в рамках законодательства РФ и той страны, гражданами которой являются.
  4. Приемные родители обязаны опекать ребенка, а также обеспечить ему нормальные условия для жизни и обучения.

Несоблюдение прав и невыполнение обязанностей становятся поводом для привлечения гражданина к ответственности.

За иностранными гражданами, взявшими на воспитание российского ребенка, будет осуществляться контроль. Для этого существуют специальные международные комиссии. Их задача – следить за исполнением прав и обязанностей.

От имени РФ контроль осуществляется консульскими представительствами, в одном из которых усыновленный ребенок должен быть поставлен на учет.

В процессе международного усыновления нередко возникает перечень вопросов. Чтобы ускорить процедуру, лучше заранее изучить ответы на наиболее популярные из них.

Если малыша усыновили, он не теряет гражданство РФ, но и приобретает новое.

Вопрос принадлежности к государству должны решить родители ребенка. Если они захотят, малыш может стать гражданином их страны.

Каковы последствия разглашения тайны усыновления? Информация здесь.

Требуется ли согласие ребенка на усыновление? Подробности в этой статье.

Усыновление может быть отменено, однако действие выполняется строго в судебном порядке. Обычно усыновление отменяют из-за того, что приемные родители не выполняют взятые на себя обязательства.

После того, как действие будет выполнено в судебном порядке, права между субъектами процесса прекращаются.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

В международном частном праве регулируются такие вопросы как: установление и оспаривание отцовства (материнства); права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей; усыновление (удочерение). Регулируются также алиментные обязательства совершеннолетних детей в отношении родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи (статьи 162 – 165 СК).

Право применимое при установлении и оспаривании отцовства (материнства).Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребёнок по рождению (п.1 ст.162).

Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется российским законодательством (п.2 ст.162).

Проживающие за пределами территории РФ родители ребёнка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, в случае, когда установление отцовства (материнства) разрешается в органах записи актов гражданского состояния, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (п2 ст.162).

Усыновление (удочерение).В статье 165 СК предусмотрены несколько ситуаций усыновления:

Усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребёнка, являющегося гражданином РФ.Оно производится в соответствии сзаконодательством государства, гражданином которого является усыновитель,а в случае усыновления лицом без гражданства – в соответствии с законодательством государства, в котором усыновитель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (либо его отмене), абзац 1 п.1 ст.165. При этом должны быть соблюдены требования целого ряда статей СК с учётом положений договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Статьи СК РФ, которые должны быть соблюдены при таком усыновлении, касаются вопросов: в отношении каких детей допускается усыновление, порядок усыновления детей, учёт детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей; лица, имеющие право быть усыновителями и т.д. Практически, перечислены почти все статьи главы 19 СК (абзац 2 п.1 ст.165).

Это интересно:  Права и обязанности несовершеннолетних детей 2019 год

Усыновление на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся гражданами РФ. Такое усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (абзац 3 п. 1 ст.165).

Усыновление на территории РФ гражданами РФ ребёнка, являющегося иностранным гражданином. При таком усыновлении необходимо получить согласие законного представителя ребёнка на усыновление и компетентного органа государства, гражданином которого является ребёнок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством этого государства согласие ребёнка на усыновление (абзац 4 ст.165).

Усыновление ребёнка, являющегося российским гражданином и проживающего за пределами РФ, произведённое компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Такое усыновление признаётся действительным в РФ при условии предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребёнок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы РФ (п.4 ст.165).

Усыновление не может быть произведено, а произведённое подлежит отмене в судебном порядке, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребёнка, установленные законодательством РФ или международным договором РФ (п.2 ст.165).

Защита прав и законных интересов российских детей, усыновлённых иностранными гражданами и лицами без гражданства, за пределами РФ осуществляется консульскими учреждениями, в которых эти дети состоят на учёте, если иное не предусмотрено международным договором РФ, в пределах, допускаемых нормами международного права (абзац 1 п.3 ст.165).

Порядок постановки на учёт консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновлённых иностранными гражданами и лицами без гражданства, определяется Правительством РФ (абзац 2 п. 3 ст.165).

Международная унификация норм об усыновлении связана с необходимостью защиты прав и интересов детей, обретающих новую семью в чужом для них государстве, предоставления им определенных гарантий.

Защита прав ребенка провозглашена в качестве основополагающего принципа в ряде международных документов. Начало современной международной унификации соответствующих норм было положено в 1924 г., когда была принята Женевская декларация прав ребенка. Она явилась первым документом, специально посвященным правам ребенка и предоставлявшим особую защиту детям независимо от расы и национальности. В ней впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита — это не только обязанность семьи, общества или даже отдельной страны, но и предмет заботы всего человечества. В 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация прав ребенка, в которой наметилась тенденция признания ребенка уже в качестве субъекта прав (в Женевской декларации дети рассматривались исключительно как объект защиты).

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла документ, ознаменовавший новый подход к защите детей, — Конвенцию о правах ребенка,которая не просто декларирует права детей, а юридически закрепляет меры защиты их прав. Ребенок рассматривается как самостоятельный субъект права, интересы детей являются приоритетом. В Конвенции формулируются основные требования, выполнение которых должно обеспечить права детей на выживание и здоровое развитие.

Зафиксированные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов детей применительно к усыновлению реализовывались в конкретных положениях международных договоров относительно процедуры усыновления, сотрудничества между учреждениями «принимающей» страны и страны «происхождения» и определения подлежащего применению права. В международные договоры включались положения, направленные на то, чтобы избежать злоупотреблений, нередко имеющих место в процессе усыновления.

Наиболее значимый универсальный международный договор в данной области — Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г.Конвенция применяется в случаях, когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве, будучи усыновленным, переезжает в другое Договаривающееся государство. Она распространяется только на те случаи усыновления, в результате которых возникают постоянные отношения между сторонами как между родителями и детьми.

В Конвенции определяются последствия признания усыновления. Специально устанавливается, что никто не должен получать неоправданную финансовую или иную выгоду от деятельности, связанной с международным усыновлением (ст. 32). Конвенцию подписали (присоединились к ней) как государства, граждане которых чаще усыновляются, так и государства, в которые усыновленные дети, как правило, переезжают вместе с усыновителями.

Россия подписала данную Конвенцию 7 сентября 2000 г., однако до сих пор не ратифицировала ее.

Из европейских конвенций следует упомянуть Конвенцию об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г. заключенную в г. Страсбурге,направленную в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. В ней определены условия, при соблюдении которых усыновление, произведенное в одной стране, будет признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся по закону совершеннолетними.

Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная) от 27 ноября 2008 г. заключенная в г. Страсбурге, разработана, как указано в ее преамбуле, в качестве дополнительного международного инструмента Совета Европы по усыновлению детей, «способного стать эффективным дополнением», в частности, к вышеназванной Гаагской конвенции 1993 г. Конвенция 2008 г. заменяет Европейскую конвенцию об усыновлении детей 1967 г. Признается, что некоторые положения Конвенции 1967 г. не отвечают требованиям времени и противоречат прецедентам Европейского суда по правам человека. При разработке Конвенции 2008 г. ставилась цель способствовать сокращению препятствий, вызываемых различиями в национальном законодательстве, и защите интересов усыновленных детей.

Конвенция применяется к усыновлению ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, не состоящего и не состоявшего в браке, не состоящего и не состоявшего в зарегистрированных партнерских отношениях и не достигшего совершеннолетия; она применяется только к такому институту усыновления, который порождает постоянные отношения «ребенок — родитель». Усыновление действительно лишь в случае его установления судом или административным органом (компетентным органом). При этом решение об усыновлении не принимается, пока не доказано, что усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка.

Положения Конвенции — это в основном материально-правовые предписания. Страны-участницы обязываются принять такие законодательные или иные меры, которые необходимы для обеспечения соответствия ее законов положениям Конвенции. Коллизионных норм Конвенция не содержит. Предписания касаются порядка и условий усыновления.

Конвенция формулирует единые унифицированные правила по вопросам, которые по-разному решаются в законах отдельных государств (в частности, оценка возможности усыновления совершеннолетних лиц, факта наличия у усыновителей собственных детей, возрастной разницы между усыновителем и усыновленным и др.). Вопросы международного сотрудничества в области усыновления, признания вынесенных компетентными органами решений, взаимодействия государств в процессе усыновления в Конвенции не рассматриваются. Они относятся к сфере действия Гаагской конвенции 1993 г.

Следует отметить, что правила Конвенции 2008 г. в основном соответствуют российскому законодательству, например, нормы ст. 3 (усыновление действительно лишь в случае его установления судом или административным органом), п. 1 ст. 4 (компетентный орган не должен устанавливать усыновление, пока не доказано, что усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка), ст. 13, 14, 18 и др. Существенно правило ст. 17 о запрете получения неправомерной финансовой или иной прибыли от деятельности, связанной с усыновлением ребенка.

Вместе с тем формулирование положений Конвенции в виде обязательных для стран-участниц материально-правовых норм, не всегда совпадающих с нормами российского законодательства, потребовало бы с учетом приведенной выше ее ст. 2 внесения ряда изменений в Семейный кодекс РФ и, возможно, в другие акты. Следует, в частности, отметить, что, хотя в Конвенции говорится, что «зарегистрированное партнерство» применяется, если подобный институт разрешен, а применение положения об однополых браках можно исключить путем оговорки при присоединении к Конвенции, остается неясным, будет ли в этом случае признаваться в России усыновление, установленное за границей. В России в качестве брака рассматривается добровольный союз мужчины и женщины, а института зарегистрированного партнерства не существует. На наш взгляд, первоочередной задачей в настоящее время является ратификация Российской Федерацией Гаагской конвенции 1993 г., рассматривающей актуальные вопросы сотрудничества государств в процессе усыновления, а также признания вынесенных решений.

Среди многосторонних договоров, затрагивающих вопросы усыновления, — Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 г.Согласно ст. 37 усыновление или его отмена определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является. При усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, усыновление или его отмена производится в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих сторон. В пункте 4 этой же статьи определяется и компетенция учреждений, принимающих решение об усыновлении: компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель, а если ребенка усыновляют супруги, — учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание. На дела об усыновлении распространяются и общие правила Конвенции относительно судебных поручений, процессуального положения граждан, признания судебных решений и т.п.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., содержит коллизионные нормы об усыновлении, в основном повторяющие положения ст. 37 Минской конвенции. Однако без изменения основной привязки к гражданству усыновителя Кишиневской конвенцией введена оговорка: эта основная привязка применяется, если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное. Таким образом, прежняя основная привязка стала условной.

Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.

Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, www.usynovite.ru, nam-pokursu.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий