Насилие над детьми, как определить, какое наказание 2019 год

— Мне хотелось бы начать нашу беседу на тему семейного насилия в отношении ребенка с вопроса о его последствиях: каковы они и как проявляют себя в ребенке?

— Разные дети по-разному воспринимают и переживают насилие над собой. Одни живут в страхе и всех боятся как в самой семье, так и тогда, когда они выходят за ее пределы. Часто бывает так, что до конца своей жизни ребенок, травмированный в семье, ведет себя как жертва. Другие наоборот, не будучи способными защитить себя в семье, выходя за ее пределы, подавляют других точно так же, как подавляли их. Делают все, чтобы другие дети их боялись, и в обществе других детей они являются не жертвами, а агрессорами.

Травма от насилия в семье является, как правило, очень глубокой в том случае, если ребенок не получает защиты со стороны других людей — членов своей семьи, учителей, если он остается с насилием один на один. К сожалению, часто дети «из избы мусор не выносят»: в садике они еще делятся подробностями своей жизни, но в школьном возрасте никому ничего о своих бедах чужим людям не рассказывают.

— Как найти грань между излишне строгим воспитанием ребенка и насилием в отношении его? Взрослые часто упрямо настаивают на том, чтобы ребенок выполнял их просьбы или требования, вплоть до ремня или другого телесного наказания. Насилие ли это?

— Насилие — это когда ребенка наказывают просто так, ни за что, просто потому, что родителям захотелось отвести душу, «пнуть кошку». Так они отыгрываются на ребенке за свое плохое настроение. Но если болезненное моральное или физическое наказание следует за дело — то это воспитательная мера, а не насилие.

— Есть ли какие-то допустимые границы в применении в отношении ребенка болезненных для него наказаний?

— Они обязательно должны быть. Бывает так, что родитель не рассчитал своих сил, вошел в раж и забил ребенка до смерти или нанес ему тяжелые травмы. Это уже насилие, которое должно караться. Но грань может быть очень тонкой.

При авторитарном стиле семейного общения, родители часто применяют в отношении детей различные насильственные средства наказаний и побуждений — словесные, психологические и физические. И дети у таких родителей вырастают очень жизнеспособными и работоспособными. Не могу сказать, что это всегда так, но чаще всего целеустремленность у детей, выросших в строгости, выше, чем у их ровесников, которые росли в семьях, где какие-либо наказания были редкостью. Если авторитарный стиль общения качественно выдерживается родителями, то ребенок добивается больших успехов, и потом будет благодарен им. Если родительская строгость направлена на выполнение ребенком недельного или дневного расписания, потому что это надо, надо для развития и образования ребенка, то она оправдана. Но есть вещи, которые вредят развитию личности, которые недопустимы.

— А не становятся ли дети, выросшие у авторитарных родителей, менее способными принимать какие-то свои, самостоятельные решения, зависимыми от своих родителей?

— В разных семьях — по-разному. Это зависит от степени авторитарности. Где-то родители «передавливают» ребенка, а где-то строгостью добиваются какой-то конструктивной и необходимой ребенку цели. Судьбы детей уникальны и при схожем подходе родителей к воспитанию из родительской семьи порой выходят совершенно разные личности.

И все-таки строгость обязательно должна присутствовать в отношениях с детьми. С ребенком нельзя играть в демократию. В разговоре с родителями я всегда спрашиваю их: «Кому вы наливаете первую тарелку супа за обедом?» Обычно они отвечают: «Ребенку». Тогда я говорю: «Значит, ребенок — главный в вашем доме».

Совершенно неправильно, если ребенок становится главным членом семьи. Из-за этого даже разваливаются родительские пары. На самом деле, если папа и мама однажды начали свою жизнь вдвоем, то им и следует продолжать ее с опорой друга на друга и в тесной связи между собой. Когда в семье появляется третий, ему нужно дать место в своей жизни и идти дальше всем вместе по этой жизни, а не сопровождать и не нести этого третьего на руках. Нужно выполнять свои родительские обязанности. Нельзя возлагать на ребенка ответственность, а самим от нее уходить. Родители должны решать, теплую куртку надеть ребенку или похолоднее.

Я считаю, что стиль воспитания должен быть смешанным. Можно иногда либеральничать, но нельзя совсем отказываться от принципиально важных требований и наказаний за их невыполнение. Нельзя относиться к поведению ребенка и его поступкам попустительски. Вы посмотрите, сколько в наши дни вырастает детей, которые натурально терроризируют своих родителей, а те готовы идти на любые уступки, только бы не вступать в конфликты со своими детьми!

— Бывает так, что люди решают расстаться, и им надо попытаться не разрушить при этом жизнь своего ребенка. Как это сделать? Будет насилием в отношении ребенка решение его родителей расстаться?

— Для ребенка это — не насилие. Ко мне приходят люди, которые не могут жениться или выйти замуж, не могут построить здоровые и крепкие сексуальные отношения из-за того, что в детстве постоянно видели конфликты своих родителей; которые пытались терпеть друг друга ради них. Дети сходят с ума, если живут в семье, где родители в любую минуту могут вступить в словесную перепалку или подраться.

— Как вы относитесь к телесным наказаниям? В нашем время многие считают их пережитком.

— Я считаю, что в каких-то ситуациях ребенок должен прочувствовать совершенную им ошибку «через тело». Что же до насилия, то оно бывает не только физическим, но и психологическим. Например, один мальчик потерял интерес к учебе, не хотел идти в школу; постоянно стремился оставаться с мамой. У него пропал аппетит. Он рассказывал: «Папа достает меня каждый день: выучил ли я уроки, не выучил ли… Плохо убрано на столе, не так что-то лежит. У него ко мне постоянно придирки, по каждому поводу».

Я разобралась в причинах этих придирок. Во-первых, отношения супругов были на грани развода. А сын был похож на маму: такой же мягкий, и папа проецировал свое отношение к супруге на этом ребенке. И доходило до того, что они попросту сваливал со стола на пол все вещи сына, если они не были прибраны, и мальчишка в результате такого обращения с собой дошел до грани: перестал спать, есть, ходить в школу. Когда мы стали с ним рисовать, то он нарисовал себя, папу и нарисовал между ними стену. Мама привела ко мне мальчика после попыток суицида с его стороны.

— То есть, даже мелкие придирки, которые не имеют отношения к физическим наказаниям, на самом деле могут расцениваться как насилие?

— Да, они могут быть насилием. Когда они продолжаются изо дня в день, по чуть-чуть. Это доводит ребенка до самоубийства. Тот мальчик просил перевести его хоть в интернат, лишь бы не жить дома с отцом.

Насильственность действий родителей ее всегда очевидна для них самих. Они могут в отношениях с ребенком открыто демонстрировать свой характер, свои настроения, не догадываясь, насколько болезненны эти проявления для их сына или дочери.

Тогда насильственность определяется по ее последствиям — признакам стресса в состоянии ребенка: обмороки, утрата или повышение аппетита, расстройство сна, расстройство стула, повышение температуры, плаксивость — первые признаки неблагоприятной для ребенка ситуации в семье.

— Что следует делать в этом случае?

— Когда один из родителей способен оценивать ситуацию адекватно и видит угрозу в поведении другого родителя, то нужно думать, куда определить ребенка, или выяснить отношения со своим супругом по этому поводу.

— Если родитель заметил за собой склонность к насилию, то как ему исправить свое поведение, чтобы не причинить ребенку вреда, но в то же время и не устраниться от воспитания, не избаловать его?

— Нужно помнить о том, что ребенка нельзя унижать. Прежде всего, мальчиков. В результате постоянного унижения в ребенке либо развивается жертвенная личность, не способная никого защитить, либо наоборот, агрессивная, конфликтующая со всеми. Мальчишек нужно воспитывать с достоинством.

Но нужно заметить, что родители обычно не любят работать над собой. Если один из родителей применяет насилие к ребенку, то другой, как правило, или поддерживает его, или просто молчит.

В семьях с детьми от прежних браков часты ситуации, когда муж проявляет сексуальное насилие в отношении подросших падчериц, но во всех случаях, которые разбирала я, мать никогда не верила этому. Она пыталась убрать их из семьи, отправить куда-то учиться, и это казалось ей решением проблемы.

— Искать защиту. У бабушки, у дедушки, у тети, у социального работника в школе. Пытаться находить сторонников, рассказывать им о том, что происходит. Искать кого-то, кому ты можешь довериться, из взрослых. Иначе дети начинают искать уличные компании и активно включаются в их жизнь, а вот этого делать не стоит. Родители иногда даже не замечают, что их сын попал в дурную компанию, а это происходит по той причине, что они сделали жизнь своего ребенка в семье невыносимой.

Но я знаю мало таких ситуаций, когда оба родителя были бы насильниками для своих детей. В основном — это либо постоянно пьяные люди, либо пьющий папа, видя которого, мама сама от безысходности может избить свое дите.

Не больные алкоголизмом или другими серьезными пороками родители в наши дни «тютюшкаются» с детьми, как с куколками. Они не прививают детям самостоятельности, не учат их жизни среди других людей. И когда дети попадают в социум, то начинают приспосабливаться к его условиям по-своему, и отсюда много юношеских проблем. Родителям надо брать на себя ответственность, воспитывать детей, а не советоваться с ними с малых лет по любому вопросу. Часто родителям просто не хватает терпения, а иногда его слишком много.

— Есть ли какие-то рамки, дальше которых терпимость к поступкам и поведению ребенка не должна заходить?

— Ребенок — это ребенок; его надо принимать таким, какой он есть. Отделять ребенка от его поступков. Я считаю, что наказания должны быть разными. Маленького ребенка можно через игры приучать к мягким методам подчинения. В игровой форме заставить, например, собирать игрушки. До трех лет все воспитательные действия должны проводиться в форме игр, с разными приговорочками, стишками, песенками.

Ребенка постарше можно ставить в угол. Так он не сможет отвлечься от наказания на какую-то другую игру и будет раздумывать о своем поступке. Можно заставить ребенка попросить прощения и освободить его от стояния в углу через пять минут, а не через час.

Есть такая проблема: часто один родитель разрешает то, что другой запрещает. Ребенок при этом думает: «Вы между собой-то разберитесь, а я пока буду поступать так, как хочу». И он не будет слушаться родителей, хотя они и наказывают его, пока они не определятся совместно, что такое хорошо, а что такое плохо.

Иногда ребенка можно и обидно обозвать, и ремнем выпороть за какой-либо проступок, но иногда и за очень серьезные вещи нужно всего лишь поговорить с ним, сказать ему: «Ну, что же ты делаешь? Так же нельзя делать».

Это интересно:  Свидетельство о рождении ребенка 2019 год

За воровство можно выпороть, я считаю, воровство — это крупный грех. Начал парень курить — это тоже грех. Взяли и выпороли. Он должен крепко запомнить, что таких вещей нельзя делать. Никогда.

— То есть в некоторых случаях физическое насилие необходимо незамедлительно в качестве наилучшей меры воспитания?

— Да, в некоторых случаях оно должно быть применено обязательно и незамедлительно. Пока ребенок беззащитен и через боль может понять, что некоторые очень важные вещи нельзя делать, его нужно наказать. Иначе потом, когда он вырастет, справиться с укоренившимися в нем негативными чертами или привычками будет очень сложно.

Но давайте различать физическое наказание и физическое насилие. Давайте я задам вопрос: когда ребенок еще маленький, до годика, и мама ему одевает ползуночки и другую одежду, то это — насилие над ребенком?

— Нет, конечно.

— Это как раз насилие. Иначе — что же это такое?

— Ну, это помощь ему в том, чего он не может пока сделать сам.

— Значит, здесь — помощь? Правильно. Ничего не делается для ребенка плохого, ему причиняется неудобство ради его же блага. Стало быть, когда нечто делается во благо ребенка, то оно может быть связано с причинением ему боли или неудобства. Вот это следует понимать и постоянно иметь в виду. Насилие — это когда человек подвергается какому-то принудительному и болезненному для него воздействию незаслуженно. Наказание — это воздаяние за какие-то провинности; за какой-то поступок, которое призвано предотвратить их повторение.

— Насколько порог терпимости к проступкам ребенка должен снижаться по мере его взросления? Должно ли быть более жестким отношение к ребенку во время его переходного возраста или если ребенок является «трудным»?

— Сейчас таких детей очень много, и проблема их воспитания стоит остро. Разговаривать с ними сложно. Если у вас есть какое-то требование, то на нем всегда нужно настаивать. «Нужно сделать так — и все!».

Но трудный ребенок вырастает из малыша. Он вырастает как плод вашего воспитания, из тех ситуаций, когда вы в прошлом наказывали или не наказывали его. Нужно настойчиво и внимательно заниматься ребенком с малых лет. Нельзя, например, позволять своему ребенку плеваться, где ни попадя. Ребенка надо сразу же останавливать, а потом и наказать. Ребенку нужно объяснять ситуацию сразу, как только она произошла, иначе потом он ее забывает и не чувствует связи между наказанием и своим поступком. Нужно вовремя остановить то действие, которое он совершает, если оно не верно, а для этого нужно часто быть с ребенком, нужно тратить на него много времени и сил.

Суровое наказание вызвано в большинстве случаев невозможностью найти какое-то другое решение проблемы. Если родители бьют ребенка, то, как правило, тогда, когда они уже не знают, что можно еще сделать с ним. Это — вынужденный переход границ. Наказание в этом случае родительского отчаяния может перерасти в насилие. Родителям нужно держать себя в руках.

Не всегда телесное наказание — самое сильное средство. Я знаю такую ситуацию: ребенок унес из магазина спортивную сумку. Родители его немедленно выпороли, и сказали: «Этого делать нельзя». Но сумка осталась дома. Я считаю, что его можно было не пороть, но нужно было, чтобы ребенок прошел стадию стыда за совершенный грех. Нужно было вместе с ним прийти в этот магазин и вернуть эту сумку с извинениями: «Возьмите это обратно и простите моего сына». Ребенок будет упираться жутко, но его нужно обязательно заставить пройти через этот пункт стыда. В нем должно проснуться чувство и стыд. Так же можно поступить, если ребенок забрал только игрушку из детского сада, ведь это уже воровство. Чувство стыда должно быть разбужено как можно раньше.

— Что делать, например, если ребенок требует купить ему какую-то игрушку, плачем, топает ногами?

— Психологи рекомендуют к этому относиться спокойно; сохранять выдержку — не бить ребенка, не ругаться с ним. Ребенка нужно унести подмышкой и дома переговорить с ним.

— Но не купить?

— Нет, конечно! Если на это нет средств, или это не необходимая вещь, или вы не хотите покупать ее, то конечно нет. Нужно воспитывать в ребенке волю, навык отказываться без внутреннего надлома от своих желаний, которые оказываются недостижимыми. Ребенок не научается этому, если ему потакать во всем, а надо, чтобы у него появилась сила воли отказываться, отступать в тех ситуациях, когда его желание не связано с жизненно важными вещами.

— Еще пример: ребенок сидит за столом, а ты пытаешься приучить его правильно есть ножом или вилкой. Ты пробуешь есть вместе с ним, чтобы научить его этому, а он отказывается. Насилие ли это? Ведь он может есть так, как ему удобно. Попустительство ли это?

— Ну, мы же не едим руками, так не принято — правильно? Мы привыкли делать так, как нам удобно, но не всегда можно делать так, как нам хочется. Мне же всегда хочется сесть в метро, но я не могу кого-то выгнать с его места и сесть. А некоторые молодые люди заходят, выгоняют сидящих и садятся сами, потому что их не научили ограничивать свои желания.

В условиях вседозволенности ребенок не научается отдавать, не научается жить без постоянного исполнения своих желаний. Он привыкает только брать, брать и брать. И когда вырастает, он продолжает брать. И отдавать он ничего никому без явной выгоды для себя не будет. Ко мне приходят люди, которые со своего единственного ребенка, образно говоря, сдували пылинки. Теперь он живет отдельно от них, женился. Но и жена, и мама для него всегда находятся на окраине его интересов. Захочет — вспомнит о них, захочет — позвонит. Он живет теперь только для себя, потому что в детстве из него создавали кумира, для которого трудятся все остальные люди.

— Вывод такой: не всякое жесткое наказание — это насилие. Главное, чтобы оно было адекватным совершенному поступку?

— Главное, чтобы оно было на пользу. Наказание должно быть направлено не на то, чтобы унизить ребенка, а на предотвращение повторения конкретного совершенного им сейчас поступка. Насилие же приводит к унижению, оскорблению и боли для ребенка.

— Из двух крайностей, какую вы бы назвали менее вредной: излишнюю жестокость или чрезмерное попустительство?

— Одинаково опасны обе крайности. В любом случае, с ребенком всегда нужно договариваться и своим личным примером показывать, как следует, а как не следует поступать. Родители часто не понимают, что дети повторяют их поведение, и почти никогда не пытаются договариваться с ними. Обычно ребенку либо попустительствуют во всем, либо за любым его непослушанием следует жесткое наказание.

Но я считаю, что иногда человека нужно обидеть, для того чтобы он задумался. Как говорится: посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Одно вытекает из другого. Поступки ребенка нужно отслеживать, оценивать и корректировать. Разница между наказанием и насилием в том, что насилие разрушительно влияет на развитие личности, а наказание корректирует отношение личности к конкретным своим поступкам. Родители должны корректировать и направлять своего ребенка, чтобы он, невзирая на то, что воспитательные меры родителей будут иногда наносить ему обиду, понимал разницу между тем, что правильно, а что нет.

Все взрослые, и особенно родители, должны обращаться с детьми без применения насилия. Всем известно, что бить человека запрещено законом. Несмотря на этот запрет, к сожалению, бывают случаи, когда в семье применяется физическое насилие по отношению к ребенку.

Однако физическим наказанием формы насилия по отношению к ребенку не исчерпываются. Какие виды насилия существуют и как распознать подвергающегося насилию ребенка? Об этом очередной материал Kaktus.media в рамках совместного с ЮНИСЕФ проекта Дети».

Информация взята из книги «Элес и его новые друзья», составленной ОФ «Лига защитников прав ребенка» при поддержке Детского фонда ООН в Кыргызстане (ЮНИСЕФ) и посольства Великобритании в рамках проекта «Защита детей в семье и школе». Книга адресована подросткам и их родителям.

Оскорбления, угрозы, громкий крик, унижение, запирание в темных помещениях, уничтожение личных вещей ребенка, например книжек или игрушек, – все это разные виды психологического насилия.

Симптомы психоэмоционального насилия могут быть следующими:

  1. по сравнению со сверстниками ребенок отстает в физическом и социальном развитии;
  2. нарушение речи, сна и приема пищи;
  3. повторяющиеся действия, такие как раскачивание, сосание пальцев, укусы;
  4. недостаток концентрации внимания;
  5. нехватка эмоций или интереса;
  6. депрессия или отдаление;
  7. агрессия;
  8. мочеиспускание в трусы.

К сожалению, психологическое насилие нередко применяется в семьях. Даже самые лучшие и заботливые родители могут ошибаться, жестоко наказывая своих детей. Часто это происходит, когда родителям сложно мирно договориться и найти общий язык со своими детьми. Плохо, когда дети боятся поделиться со своими самыми близкими людьми, родителями, своим мнением и проблемами. Взрослые люди тоже не всегда легко могут справиться со всеми проблемами самостоятельно. В таких случаях и детям, и взрослым могут помочь специалисты: психологи и социальные работники.

С недавнего времени в Кыргызстане существуют центры помощи детям, пострадавшим от насилия. Такие центры работают в городе Бишкеке, в Караколе и селе Тюп, в Таласе. В этих центрах есть телефон доверия для детей и подростков на случай, если у них вдруг возникают проблемы, также был открыт общий телефон доверия: 111. По телефону с детьми разговаривают специалисты, которые могут помочь и поддержать в сложной ситуации. Содержание телефонных разговоров каждого, кто позвонит, остается анонимным.

Все адреса и телефоны можно найти в конце статьи.

Виды физического насилия могут быть самыми разными. К ним могут относиться подзатыльники, битье рукой, ремнем или любым другим предметом, лишение еды или воды, другие действия, которые сказываются на здоровье ребенка.

Признаками физического насилия могут быть следующие симптомы:

  1. повреждение костей или мягких тканей;
  2. кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы на теле, голове;
  3. определенный тип ожогов (от сигарет, утюга и др.);
  4. синяки, порезы;
  5. следы укусов и т. п.

Физическое насилие особо опасно тем, что его последствия могут быть незаметны сразу, но оно может нанести вред здоровью, который проявится через много лет. Любой человек, который столкнулся с физическим насилием, может и должен сопротивляться и отстаивать свое право на безопасность.

Если в семье применяется физическое насилие к детям, вы можете позвонить и получить консультацию у психолога или социального работника Центра помощи детям, пострадавшим от насилия. Или сразу обратиться в отдел по поддержке семьи и детей, который есть в вашем районе.

Пострадавшему от насилия государством должна быть оказана помощь, включая медицинское обследование и лечение, и, если необходимо, даже социальную помощь в виде предоставления временного жилья в кризисном центре.

При обращении в милицию с жалобой о семейном насилии пострадавший может также получить временный охранный ордер. Это означает, что в течение 15 дней для члена семьи, совершившего насилие, будут установлены специальные правила, выполнение которых будет контролировать милиция. Такие правила могут содержать запрет приближаться к детям или к любому другому пострадавшему члену семьи, а также обязать насильника оплатить лечение пострадавшего.

Это интересно:  Погашение кредов из средств материнского капитала 2019 год

Также во временном охранном ордере обязательно должно быть написано, что еще может сделать человек, чтобы защитить себя от насилия: обратиться в суд, чтобы применивший насилие был наказан; потребовать возместить нанесенный вред; разделить имущество или развестись, если речь идет о супругах (муже и жене).

Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда дети не могут получить от родителей или тех, кто их заменяет, заботы, необходимой для того, чтобы они были здоровы, могли учиться и развивать свои способности.

Когда взрослые люди могут, но не хотят заботиться о своих детях, игнорируют их основные нужды в любви и внимании, в еде и одежде, в лечении и отдыхе, такая ситуация называется пренебрежением. Такое обращение с детьми запрещено законом.

Когда специалисты Центра помощи детям узнают о неблагоприятной ситуации в семье (в случае насилия или в ситуации пренебрежения нуждами детей), они обязательно приезжают и изучают условия, в которых живут дети в своей семье. Они могут побеседовать с родителями, соседями, учителями и любыми другими людьми, которые знают, что происходит в семье. После этого специалисты составляют подробный план по защите ребенка и план работы с его семьей.

В самых экстренных и сложных случаях, если родители бьют и издеваются над детьми или совсем не заботятся о своих детях, так что их жизни угрожает опасность, специалисты отдела по поддержке семьи и детей могут принять решение о том, чтобы забрать детей и разместить их в безопасном месте, например у родственников.

Они также могут обратиться в суд, чтобы родителей, которые бьют детей или совсем не заботятся о них, ограничили в родительских правах или лишили этих прав. Это означает, что о детях в течение определенного времени могут заботиться родственники или другие люди, которые будут определены отделами по поддержке семьи и детей и судом.

Важно помнить, что в суде, как и в любых других ситуациях, где решается его судьба, каждый ребенок может высказать свое мнение о том, как лучше решить проблему. Например, с кем бы он хотел жить – с бабушкой или тетей. Взрослые должны учитывать мнение ребенка и принимать решение в его интересах и для его защиты.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

  1. ласка, демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  2. изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
  3. сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии, фильмы с детьми);
  4. принуждение к просмотру порнофильмов;
  5. проституция.

Симптомы и последствие воздействия сексуального насилия на ребенка:

  1. ребенок проявляет сексуальные познания или действия не по возрасту;
  2. ребенок может показывать половые органы другим детям или приставать к детям, чтобы дотронуться до половых органов;
  3. может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
  4. может жаловаться на физическое нездоровье;
  5. девочка может забеременеть;
  6. ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
  7. скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также из-за угроз со стороны обидчика;
  8. резкое ухудшение успеваемости, слабая концентрация внимания;
  9. молчаливость или неожиданная разговорчивость;
  10. общительность и даже назойливость;
  11. нарушения сна, аппетита;
  12. сексуальные игры с другими детьми.

У подростков могут наблюдаться:

  1. депрессия;
  2. диссоциативные эпизоды – чувство потери ощущений;
  3. в поведении – изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения;
  4. противоречивое поведение.
  1. Телефон доверия Центра помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения: (0312) 54-29-34.
  2. Телефон доверия при Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики: 111.
  3. Центр помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения. Адрес: ул. Карасаева, 73. Рабочие телефоны: (0312) 44-25-20, 44-25-74.
  4. Общественный фонд «Лига защитников прав ребенка». Телефон: (0312) 66-25-87.
  1. Городская детская клиническая больница №3. ул. Байтик Баатыра, 8а.
  2. Травматологический пункт: (0312) 54-77-91.
  3. Секретарь главного врача: (0312) 54-46-55.

Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей (ОПСД) и Управление социального развития (УСР)

  1. Свердловский район. Пр. Чуй, 28, телефоны: (0312) 53-04-16, (0312) 36-01-09.
  2. Ленинский район. Ул. Литвинова,2, телефоны: (0312) 89-70-69, (0312) 65-37-48.
  3. Октябрьский район. 6-й микрорайон, 22/1, телефоны: (0312) 51-02-01, (0312) 42-68-84.
  4. Первомайский район. Ул. Молодежная, 9, телефоны: (0312) 56-52-18, (0312) 56-25-66.

Управление внутренних дел Бишкека

  1. Милиция – 102;
  2. Скорая помощь – 103;
  3. МВД – (0312) 66-23-31;
  4. ГУВД – (0312) 43-71-68;
  5. УВД Октябрьского района – (0312) 54-41-84;
  6. ИДН УВД Октябрьского района – (0312) 56-43-52;
  7. УВД Первомайского района – (0312) 56-60-43;
  8. ИДН УВД Первомайского района — (0312) 56-05-66;
  9. УВД Свердловского района – (0312) 43-28-15;
  10. ИДН УВД Свердловского района – (0312) 43-11-13;
  11. УВД Ленинского района – (0312) 35-29-47;
  12. ИДН УВД Ленинского района – (0312) 65-46-74.

Комиссии по делам детей и защите их прав

  1. Свердловская районная администрация. Пр. Чуй, 28, телефон: (0312) 36-07-07;
  2. Ленинская районная администрация. Ул. Литвинова, 2, телефон: (0312) 65-38-76;
  3. Первомайская районная администрация, Пр. Жибек Жолу, 348, телефон: (0312) 66-15-37;
  4. Октябрьская районная администрация. Ул. Байтик Баатыра, 17, телефон: (0312) 57-82-70.

Контактная информация государственных организаций, оказывающих помощь детям и семьям по защите их прав от насилия и жестокого обращения на территории Кыргызской Республики

  1. Токмокское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03138)6-28-85;
  2. Аламединское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — 45-15-61, 60-39-69;
  3. Жайылское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03133)3-10-71;
  4. Ысык-Атинское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03132)3-25-70;
  5. Кеминское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03135)5-03-07;
  6. Московское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03131)5-23-35;
  7. Панфиловское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03137)5-11-39;
  8. Сокулукское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03134)5-10-11;
  9. Чуйское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03138)5-80-31.
  1. Кара-Кольское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03922)5-26-19;
  2. Балыкчинское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03944)3-06-65;
  3. Аксуйское РУСЗ. Отдел защиты семьи и детей — (03948)9-15-85, 29-48-02;
  4. Иссык-Кульское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03943)4-20-81;
  5. Тюпское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03945)2-45-53;
  6. Жети-Огузское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03946)5-16-60;
  7. Тонское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03947)9-15-40.
  1. Нарынское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03522)5-35-13;
  2. Нарынское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03522)5-11-60;
  3. Кочкорское РУСЗ. Отдел защиты семьи и детей — (03535)5-03-64;
  4. Акталинское РУСЗ. Отдел защиты семьи и детей — (03537)9-23-86;
  5. Жумгальское РУСЗ. Отдел защиты семьи и детей — (03536)2-34-74;
  6. Ат-Башинское РУСЗ. Отдел защиты семьи и детей — (03534)2-35-74.
  1. Таласское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03422)5-36-92;
  2. Таласское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03422)5-82-32;
  3. Кара-Бууринское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (3456) 2-66-62, 29-64-06;
  4. Манасское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03459)5-94-25;
  5. Бакай-Атинское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03457)3-12-37, 29-68-55.
  1. Джалал-Абадское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03722)7-20-52;
  2. Сузакское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03748)5-00-62;
  3. Чаткальское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03749)6-00-49;
  4. Алабукинское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03741)5-01-07;
  5. Тогузтороуское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03738)5-00-17;
  6. Токтогульское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03747) 5-00-41, 29-38-80;
  7. Таш-Кумырское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03745)5-02-26, 29-35-96;
  8. Майлы-Суйское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03744)5-05-69;
  9. Кок-Жангакское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03743)4-16-21, 29-34-06;
  10. Аксыйское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03742)6-00-20;
  11. Базаркоргонское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03736)5-00-94;
  12. Ноокенское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03734)5-01-08;
  13. Каракульское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03746)5-13-93, 29-38-30.
  1. Ошское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03222)2-36-63;
  2. Алайское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03234)5-14-50;
  3. Чон-Алайское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03237)2-20-51, 29-18-00;
  4. Араванское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03231)5-00-53;
  5. Каракульджинское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03239)5-00-62;
  6. Кара-Суйское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03232)5-13-12;
  7. Узгенское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03233)5-05-13;
  8. Узгенское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03233)5-05-36;
  9. Ноокатское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03230)5-01-87.
  10. Баткенская область
  11. Баткенское ГУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03622) 5-09-28;
  12. Баткенское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03622) 5-09-29;
  13. Кадамжайское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03655) 5-06-26;
  14. Кызылкийское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03657) 5-10-01;
  15. Сулюктинское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03653) 5-00-24;
  16. Лейлекское РУСР. Отдел защиты семьи и детей — (03656) 5-00-08.

Физическому насилию, как правило, подвергаются дети из неблагополучных, неполных семей или находящиеся в семьях из группы риска. Неблагополучными признаются семьи, если один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, наркотиками, не работают и ведут асоциальный образ жизни. Именно в таких семьях наблюдается самый высокий процент жестокости к детям. Основной опасностью для несовершеннолетнего в такой ситуации является получение серьёзных травм или даже увечий, способных привести к неблагоприятным изменениям в организме. Существует и еще одна, менее очевидная, но не менее серьёзная опасность для ребёнка в случае жестокости по отношению к нему. Речь идёт о получении психологической травмы в результате насилия. Подобные травмы могут быть не заметными и проявляться через несколько лет, но их опасность для ребёнка чрезвычайно высока.

  • денежный штраф, размер которого может составлять 100 000 рублей или ежегодный заработок обвиняемого в жестоком обращении с детьми;
  • обязательные или исправительные работы в течение срока до трёх лет;
  • запрет на занятие определённых должностей в учреждениях воспитательного или образовательного характера в течение срока до пяти лет;
  • тюремного заключения до трёх лет.

Возможное наказание за жестокое обхождение с детьми не исчерпывается положениями данной статьи.

Иногда путают истязания и побои (ст. 116 УК). Действительно, схожесть состоит в том, что и то, и другое деяние описывает насильственные физические действия. УК РФ, Статья 116. Побои Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, — наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Что же до вреда, то физически эффект может быть и не выражен, но к ребенку такое воздействие применялось неоднократно, через короткие, непродолжительные временные промежутки и воспринималось им однозначно как страдания. Так что тем, кто считает шлепки допустимыми, имеет смысл задуматься не только о целесообразности такого воспитательного приема, но и о его законности.

Это интересно:  Регистрация недвижимости: особенности и нюансы 2019 год

Конвенции о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия. В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр. Физическое насилие Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.

Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми. Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

В большинстве случаев психологического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей или воспитателей.

Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы отреагирования эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога). Психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в семью, лишения родителей родительских прав или привлечения их к уголовной ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить установленные законом средства для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время.

Психическое насилие может принимать следующие формы:

  • высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
  • оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
  • демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).

Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.
Физическое насилие, благодаря внешним проявлениям, легко обнаруживается. Поэтому и принятие мер к родителям или лицам, осуществляющим опеку, может быть достаточно оперативным.

Сложнее обстоит дело с моральным насилием. Доказать факт его существования очень сложно, а последствия для ребёнка не менее серьёзны. Проявляется моральная жестокость в виде психологических унижений ребёнка, ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями.

Этот вид жестокости может происходить и в семьях внешне благополучных, что ещё более затрудняет его выявление. Внешних признаков моральное насилие, обычно, не имеет.

А психологическая травма для ребёнка присутствует практически всегда. Такие дети вырастают с изменениями в психике, иногда доходящими до патологий.

Где чаще всего наблюдается жестокость по отношению к детям? Наиболее распространённым видом является жестокость в семье.

Судебная практика по делам о возмещении морального вреда не очень обширная, но эта практика показывает, что большие суммы компенсации заявлять в иске не имеет смысла. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства [4].

Помните! Защита ваших прав – это ваше личное дело! Только от вас зависит, прекратится ли насилие в ваш адрес или нет. Юлия Иванюшкина Материал подготовлен на основе следующих источников информации:

  1. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» № 122-З от 4 января 2014 года.
  2. Сведения МВД РБ о правонарушениях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений за 9 месяцев 2014 года.
    [онлайн] – Сайт МВД РБ.

В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптировнным. Родители, не способные к конструктивному взаимодействию с ребенком, не получают удовлетворения от общения с ним, они понимают, что допускают ошибки при воспитании.
Однако вновь- и вновь их повторяют. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы. Если родители неспособны объективно оценить ситуацию, выбрать правильную педагогическую тактику и последовательно претворять ее в жизнь. В результате общение с ребенком для них оказывается постоянно связанно с отрицательными эмоциями, вследствие чего формируется отвержение ребенка, восприятие его как неблагодарного, не ценящего заботы родителей, стремящегося досадить им.

Ответственность за истязание ребенка согласно УК РФ: состав преступления и его отличия от иных видов насилия

Как известно, ювенальная юстиция борется с нарушениями прав ребенка и с преступлениями против его личности.

Истязание детей – одна из острых проблем в России.

Ведь в отличие от просвещенного Запада в нашей стране дети долгое время негласно считались собственностью родителей.

Несведущие в правовом плане люди опасаются, что теперь за любой шлепок будут судить как за истязание.

Но вот если будет установлено, что «любящий» родитель использует колотушки или моральное унижение как методику воспитания – это уже вполне может быть квалифицировано как ст. 117 Уголовного кодекса – собственно, истязание.

Ключевое слово здесь именно «систематически», потому что строго говоря, чтобы деяние попало под упомянутую статью, рукоприкладство может и вовсе не понадобиться – сюда относятся и причиняемые нравственные страдания.

Что же до вреда, то физически эффект может быть и не выражен, но к ребенку такое воздействие применялось неоднократно, через короткие, непродолжительные временные промежутки и воспринималось им однозначно как страдания.

Так что тем, кто считает шлепки допустимыми, имеет смысл задуматься не только о целесообразности такого воспитательного приема, но и о его законности.

Преступление будет считаться совершенным, если имели место быть все действия, квалифицирующие именно этот вид деяния, вне зависимости от того, какие были последствия – отреагировал ли на них потерпевший внешне совершенно спокойно или же ему пришлось обращаться за помощью.

Побои будут расценены правоохранителями как истязание ребенка, если маленький был побит два или более раза – то есть уже сам этот факт однозначно попадает под упомянутую 117-ю статью УК и считается причинением как нравственного так и физического вреда.

Также – если распустивший руки взрослый не повредил здоровью потерпевшего или повредил в легкой степени.

На языке юристов, истязанием ребенка считается систематическое применение физического либо психического насилия в отношении лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ.

Под объективной стороной в данном случае понимаются систематическое избиение или нравственное насилие, непосредственно связанные со страданием потерпевшего.

  • Объектом являются общественные отношения в сфере защиты человеческой личности, жизни и здоровья, также права на реализацию личных прав в отношении собственного здоровья.
  • Субъект в данном случае – вменяемый человек, достигший возраста шестнадцати лет, осознающий что он делает и отдающий себе отчет.
  • Субъективная сторона деяния состоит в прямом умысле.
  • Специфическими признаками, однозначно указывающими на то, что имеет место быть именно истязание, являются насильственные действия по отношению к лицу находящемуся в зависимости от агрессора или находящемуся в состоянии беспомощности.

Квалифицированный состав деяния образуется его совершением:

  1. по отношению к группе лиц;
  2. в отношении неких физических лиц или их близких родственников на служебной почве или по причине межрасовой, национальной или религиозной неприязни;
  3. по отношению к беременной женщине ( и агрессор знает, что она в положении);
  4. если применяются пытки;
  5. по найму.

Иногда путают истязания и побои (ст. 116 УК). Действительно, схожесть состоит в том, что и то, и другое деяние описывает насильственные физические действия.

УК РФ, Статья 116. Побои

Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Имеют значение и другие нюансы, благодаря которым, казалось бы, даже очевидно подходящие по составу к описываемой статье действия, не всегда будут квалифицироавться именно так.

Так истязанием не будет считаться один или даже несколько эпизодов неоднократного насилия, как физического так и нравственного, если уже истек срок давности, либо к виновному человеку уже применены меры как минимум административной ответственности и постановления, предписывающие такие меры, по прежнему в силе.

Также не будет считаться издевательством, если ребенок был бит пусть и не единоразово, но с большими временными интервалами (данный момент является спорным и есть конкретные дела, где судьи называли конкретный период – от нескольких месяцев до года).

Так как речь идет о ребенке (заведомо беспомощное лицо!), то наказание будет более суровым, чем просто издевательства над неким частным лицом (истязание несовершеннолетнего уже априори является квалифицирующим признаком обычного преступления «истязание»). За это грозит срок от трех до семи лет лишения свободы.

Тем, кто опасается гнева ювенальной юстиции, бояться на самом деле нечего- если они не нарушают закон. А вот тем, кто избрал в качестве воспитательного инструмента распускание рук или психические издевательства – разумеется, стоит остеречься, такие действия вполне могут быть расценены как преступление, а значит, можно будет лишиться не только детей, но и свободы.

Статья написана по материалам сайтов: www.vetkaivi.ru, kaktus.media, advokat-na-donu.ru, pravovoi.center.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий