Орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость 2019 год

Государственную функцию по осуществлению учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

Служба была образована в 2004 году под наименованием Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба). В результате издания указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 с 01.03.2009 Росреестр приобрел современное название.

К числу основных функций службы относятся:

  1. Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
  2. Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
  3. Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
  4. Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.

Из них только первые 2 затрагивают интересы всех субъектов гражданского оборота и входят в предмет нашего рассмотрения.

Росреестр представляет большой объем информации о своей работе, а также выполняет свои функции путем размещения информации и предоставления доступа к электронным сервисам на своем официальном сайте. Состав информации, подлежащей опубликованию на этом сетевом ресурсе, установлен приказом Росреестра «Об официальном сайте…» от 26.07.2016 № П/0359.

Структурно Росреестр состоит из центрального аппарата, находящегося в Москве, и территориальных органов в субъектах РФ.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу службы, является положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.

Подзаконные нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Росреестр, издает Минэкономразвития (ранее ведомство находилось в ведении Министерства юстиции).

Подчиненной по отношению к службе организацией является образованное в 2011 году Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») с территориальными подразделениями в субъектах РФ.

Отношения с другими органами и организациями строятся на основе соглашений. Примером такого документа является соглашение о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 № 28, определяющее основные аспекты взаимодействия (обмен информацией и т. д.).

В течение нескольких последних лет государством успешно реализуется принцип одного окна, когда заявитель обращается в ближайший к нему государственный многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) и получает там же документы, не взаимодействуя напрямую с соответствующим органом власти.

ВАЖНО! Учитывая, что документы по постановке на кадастровый учет и регистрации сделок с недвижимостью оформляются в МФЦ, может сложиться впечатление, что это регистрирующий орган или его подразделение. Но это не так. МФЦ функционируют на основании норм гл. 4 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210.

Что касается работы по приему и выдаче документов для Росреестра, деятельность сотрудников МФЦ регламентируется их должностными обязанностями. В целом же работа этого органа в регионе определяется трехсторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ, управлением Росреестра и филиалом Федеральной кадастровой палаты. На это указывается, в частности, в п. 47 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968.

С 01.01.2017 действует закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон № 218-ФЗ), который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимость (ст. 1, 7 закона № 218-ФЗ).

Если с 15.07.2016 регистрация прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее, то с 01.01.2017 учетно-регистрационные действия удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 закона № 218-ФЗ).

Новый закон не обошел вниманием и уполномоченный орган, выполняющий государственные полномочия в этой сфере. Его компетенции посвящена ст. 3 закона № 218-ФЗ.

  • общие полномочия (координация и контроль, разработка методических материалов и т. д.);
  • частные полномочия (прием и оформление документов, ведение ЕГРН и кадастра и т. д.).

В п. 4 ст. 3 закона № 218-ФЗ предусматривается право Росреестра передавать часть полномочий федеральному бюджетному учреждению (имеется в виду ФГБУ «ФКП Росреестра», которое продолжает функционировать). Кроме того, законом № 218-ФЗ вводится возможность передачи Правительством всех функций Росреестра в рамках одного региона органу исполнительной власти субъекта РФ.

Приостановление государственной регистрации или отказ в выполнении этого или иного законного действия должностным лицом Росреестра может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном для оспаривания действий (бездействия) государственного органа, нарушающих права и законные интересы заявителя.

В соответствии с правилами о подведомственности:

  • граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском по правилам гл. 22 КАС РФ;
  • а юридические лица — в арбитражный суд в соответствии с гл. 24 АПК РФ.

Соответствующие разъяснения были даны в п. 56 постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 № 10/22.

Закон № 218-ФЗ устанавливает ответственность многих субъектов, деятельность которых влияет на правильность выполнения учетных и регистрационных действий:

  1. Росреестр несет ответственность за целый спектр нарушений, перечисленных в законе (ст. 66 закона № 218-ФЗ):
    • несоответствие сведений кадастра или ЕГРН;
    • искажение, неполноту или недостоверность информации;
    • технические ошибки в ЕГРН;
    • необоснованный отказ в выполнении действий или предоставлении сведений и другие нарушения.

В случае такого нарушения убытки возмещаются за счет государства.

  • К регрессной ответственности с 01.01.2020 могут быть привлечены государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица, а также организации, выполнившие кадастровые работы, в результате действий которых РФ возместила ущерб вследствие нарушений при госрегистрации (ч. 4 ст. 66 закона № 218-ФЗ).
  • Отдельная ст. 67 в законе № 218-ФЗ посвящена персональной ответственности государственного регистратора за необоснованное приостановление, уклонение, отказ в государственной регистрации.
  • Кроме того, государство взяло на себя повышенную ответственность за действия третьих лиц. С 01.01.2020 должна вступить в силу ст. 68 закона № 218-ФЗ, предусматривающая выплату в размере 1 млн руб. добросовестному приобретателю или собственнику, не по своей вине утратившему право собственности на единственное пригодное для проживания жилое помещение.

    Итак, Росреестр — уполномоченный государственный орган, консолидирующий информацию о статусе недвижимости и уполномоченный на совершение регистрационных действий. Полномочия и ответственность этого органа установлены новым законом № 218-ФЗ, а также подзаконными актами. Отдельные полномочия (по приему и выдаче документов) делегируются по специальному соглашению МФЦ, которые в этом случае приравниваются к органу регистрации прав на правах полномочного представителя.

    Регистрация прав на недвижимое имущество 2017 году осуществляется по новому закону, вступившему в силу со 2 января 2017 года — Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон 218-ФЗ).

    Существенные изменения законодательства о регистрации прав на недвижимость, введенные в России с июля 2016 года, перешли и в новый закон: Единственным доказательством прав на недвижимое имущество является зарегистрированное право – то есть сведения, внесенные в государственный реестр прав (статья 1 Закона №218-ФЗ). При этом никакие свидетельства на недвижимость — не новые не старые, ни розовые, ни зеленые, больше не действуют. И с 15 июля 2016 года при регистрации собственности на недвижимость в России свидетельства больше не выдают.

    Гражданин или организация является собственником недвижимости, если об этом в реестр недвижимости внесена соответствующая запись. Правило – «Без бумажки ты букашка», с 15 июля 2016 года в отношении недвижимости в России не работает.

    Существенная деталь, которую необходимо знать всем: Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Из чего следует вывод: Что бы защищать свое право на недвижимость это право необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости.

    По российскому законодательству к недвижимому имуществу (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. (статья 130 Гражданского кодекса РФ)

    Согласно кодексу недвижимым имуществом являются жилые и нежилые помещения. И с с 1 января 2017 года недвижимым имуществом в России признаны машино-места. До этого момента такой объект недвижимости признавался только в некоторых субъектах России, например, в Москве.

    Сама по себе регистрация прав на недвижимое имущество 2017 не что то новое, и существует в России с 1998 года. Вместе с тем, новый Закон 218-ФЗ внес много изменений в существовавший порядок оформления сделок с недвижимостью, например, с 2017 года возможно провести регистрационные действия в электронной форме – в этом случае заявители не представляют ни одного бумажного документа, или провести подать документы на регистрацию прав, отправив их почтовым отправлением.

    Как и прежде, в 2017 государственной регистрации подлежат:

    1) возникновение права собственности,

    2) переход права собственности

    3) прекращение права собственности на недвижимое имущество,

    5) регистрация ареста недвижимости

    Регистрация недвижимости в 2017 означает регистрацию:

    • Возникновение права собственности при ее создании в результате строительства, например по Договору участия в долевом строительстве жилья;
    • Переход права собственности на квартирупо сделкам, например от продавца к покупателю при продаже квартиры, при наследовании и т.д.;
    • Прекращение права собственности на квартиру, например у продавца при продаже квартиры, или у собственника при разрушении недвижимости.

    Права на недвижимость 2017 регистрируется в новой электронной системе — Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в который с 2017 года объединены всем известный Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), и Кадастр недвижимости.

    Новый реестр ЕГРН состоит из текстовой и графической частей. В отличие о ЕГРП, выписка из нового реестра ЕГРН теперь состоит из двух частей: 1) таблицы со сведениями по объекту недвижимости, сходными с выдававшимися ранее в выписке из ЕГРП, и 2) из графической части – характерной для кадастрового паспорта на объект недвижимости.

    Кроме того, новый реестр ЕГРН содержит дополнительные сведения, которые отсутствовали в выписках из ЕГРП.

    Возможность запрета регистрационных действий собственником

    Это интересно:  Имущественные права и обязанности супругов: из чего они складываются? 2019 год

    Согласно статье 35 Закона 218-ФЗ собственник недвижимости с января 2017 года располагает возможностью подать заявление в службу гос регистрации и запретить проведение любых регистрационных действий со своей недвижимостью без личного присутствия собственника.

    Оформление прав на недвижимость 2017 году осуществляется по правилам нового Закона №218-ФЗ и Гражданского кодекса РФ.

    Оформление сделок с недвижимостью можно проводить в простой письменной форме, или в нотариальной. Нотариальная форма обязательна в случаях прямо указанных в законе, в противном случае, такие сделки являются ничтожными.

    В нотариальной форме должны быт совершены:

    • Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке;
    • Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;

    Соответственно, для оформления квартиры в собственность в 2017 году в регистрационную службу должны быть поданы документы, на основании которых возникает или переходит право собственности:

    1) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (договоры купли продажи квартир, договоры дарения, договоры передачи (приватизация), и т.д.);

    2) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений;

    3) свидетельства о праве на наследство;

    4) вступившие в силу решения судов.

    5) распорядительные акты государственных или муниципальных органов.

    Порядок регистрации прав на недвижимость 2017

    Без изменений, с января 2017 регистрация прав на недвижимость осуществляется уполномоченным государственным органом – Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр). (Указ президента от 25.12.2008г. №1847)

    1) Для регистрации прав на недвижимость 2017 подается заявление в Росреестр

    Заявление подается от одного собственника (например, при наследовании), или от обеих сторон договора, если право собственности регистрируется по двухстороннему договору, например, по договору купли продажи квартиры, договор дарения квартиры, и заявление подается от нескольких заявителей, если совершается многосторонняя сделка, например, по договору купли продажи квартиры в долевой собственности и т.д.

    Так же заявление может подать нотариус или его помощник, если договор оформлен в нотариальной форме.

    Заявление подается в одном экземпляре

    2) Паспорт каждой из сторон, или паспорт и нотариальную доверенность, если вместо стороны документы подает представитель;

    3) При совершении сделки в простой письменной форме договор, мировое соглашение, свидетельство о праве на наследство и иной документ, который выражает существо сделки.

    Документ на гос регистрацию представляется не менее чем в 2-х подлинных экземплярах. Один из них передается в регистрационное дело по объекту недвижимости регистрирующего органа, второй – возвращается собственнику после регистрации права собственности.

    4) При совершении сделки в нотариальной форме – подается такое же количество, как в случае простой письменной (не менее 2-х).

    5) При регистрации собственности по решению суда представляется 1 заверенная судом копия решения суда.

    6) В установленных законом случаях представляются документы, выражающие согласие на совершение сделки третьего лица (например, супруги продавца);

    7) При продаже жилых помещений приобретенных за счет кредитов или займов, представляется согласие на сделку кредитора (банка, заимодавца);

    8) При необходимости регистратор может потребовать для экспертизы и иные документы.

    9) При регистрации прав на вновь созданную квартиру (в новостройке) подаются документы, подтверждающие факт и законность создания многоквартирного дома, в том числе разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

    Хотя сам уполномоченный в области государственной регистрации прав регистрирующий орган не изменился, заявления и документы на регистрацию прав на недвижимое имущество 2017 граждане (физические лица) могут подать только через многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

    Если сделка совершается в нотариальной форме, подать заявление и документы на регистрацию может нотариус.

    Новым с 1 января 2017 года является возможность подать заявление на гос регистрацию права собственности на недвижимость в любом подразделении регистрационной службы. Это означает, что заявление на оформление собственности на квартиру расположенную в г.Новосибирске можно подать на регистрацию в Москве, или любом другом городе.

    Перечень подразделений регистрационной службы размещен на ее официальном сайте.

    Так же новым является возможность подавать документы для оформления собственности на недвижимость в электронной форме.

    Но есть и обратная сторона. Очевидно, эти изменения упростят жизнь мошенникам всех мастей.

    Согласно новому Закону №218-ФЗ установлены четкие сроки регистрации прав на недвижимое имущество 2017:

    • семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на государственную регистрацию прав и прилагаемых к нему документов;
    • девять рабочих дней с даты приема в МФЦ (многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг) заявления на государственную регистрацию прав и прилагаемых к нему документов;
    • пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации правсудебного решения обязавшего провести государственную регистрацию прав;
    • три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на государственную регистрацию прав и прилагаемых к нему документов 1) по нотариально удостоверенной сделке, 2) по свидетельству о праве на наследство,3) по свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
    • При подаче на регистрацию прав документов по нотариальной сделке через МФЦ срок регистрации – пять рабочих дней;
    • Ипотека жилого помещения регистрируется в течение семи рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления и и прилагаемых к нему документов.

    Подтверждение регистрации прав на недвижимое имущество 2017, перехода права к новому собственнику по сделке, прекращение права, как и с июля 2016 года по ранее действовавшему закону, так и с января 2017, осуществляется только выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Свидетельства о праве на недвижимое имущество с 15 июля 2016 гоад больше не выдаются.

    В отличие от выдававшейся ранее выписки из ЕГРП выписка из ЕГРН содержит развернутый состав сведений по объекту недвижимости, в том числе сведения кадастра недвижимости в графической форме, а так же сведения о собственнике и правообладателях (при наличии), обременениях, арестах, запретах и т.д.

    Выписка из ЕГРН не является свидетельством о праве на недвижимость, и не заменяет свидетельство. А лишь удостоверяет проведенную по заявлению регистрацию.

    Выписка выдается по окончании срока регистрации права одновременно с возвратом подлинников документов.

    Состав государственной регистрации права на недвижимое имущество 2017 определен новым Законом 218-ФЗ и включают в себя (статья 29):

    1) прием заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов;

    2) возврат прилагаемых к заявлению государственной регистрации права документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 Закона 218-ФЗ;

    3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав;

    4) внесение в ЕГРН установленных Законом 218-ФЗ сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав;

    5) выдачу документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

    Новый закон о государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ) содержит закрытый (исчерпывающий) перечень случаев, когда регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации права. Вместе с тем, этот перечень содержит 55 пунктов, каждый из которых можно толковать достаточно широко. Кроме того, согласно закону заявитель может получить отказ уже при подаче заявления о государственной регистрации прав, правда в этом случае регистраторы отказываются принимать у заявителя документы, что равносильно отказу.

    В таких обстоятельствах у заявителя остаются два выхода: 1) Устранить причины отказа, 2) Если устранить причины не возможно — Обжаловать отказ. Какие действия более выгодны заявителю определяется конкретной ситуацией.

    Заявление и документы на регистрацию собственности вернут заявителю без регистрации, если:

    • Заявление оформлено в неправильной форме;
    • Заявление или приложенные документы имеют подчистки, исправления, дописки, заявление и документы исполнены карандашом и т.д.
    • По истечение 5-ти дней с даты приема заявления в базе данных отсутствуют сведения о поступлении госпошлины, а подлинник платежного документа не представлен с заявлением;
    • В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) установлены ограничения или запреты на совершение регистрационных действий;

    Государственная регистрация права собственности на квартиру и другую недвижимость проводится только при уплате государственной пошлины. Сумма государственной пошлины устанавливается Налоговым кодексом РФ.

    С января 2017 года отменена обязанность представлять для оформления собственности документ об уплате государственной пошлины.

    Рекомендует все таки самостоятельно при подаче заявления предоставить подлинник платежного документа и его копию.

    Собственникам недвижимости и покупателям с 15 июля 2016 года нужно быть трижды внимательными — изменения закона о регистрации прав на недвижимое имущество с 15 июля 2016 года отменили действия свидетельств на собственность. Новые свидетелства с этого времени не выдают. Эти же правила перешли в новый закон, свидетельство о собственности на квартиру 2017 год не выдают!

    Подтверждается право собственности на недвижимость только выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Если собственнику квартиры потребуется ее продать, свои права собственника он сможет доказать получив выписку из ЕГРП. Вместе с тем выписка теперь содержит гораздо больший объем информации, но такую выписку может получить только собственник.

    Первое ознакомление с содержанием нового Закона №218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости показывает существенные изменения закона. Практика его применения пока не отработана.

    Вместе с тем, уже сейчас видны очевидно неудачные решения, которые в условиях нашего государства приведут к увеличению числа случаев мошенничества с недвижимостью

    Риски проведения сделок с недвижимостью возрастают.

    Если у Вас имеются какие-либо вопросы об изменениях в законодательство о регистрации недвижимости, или Вам нужна юридическая помощь при совершении сделок с недвижимостью, рассмотренных выше, пожалуйста, обращайтесь к нам.

    Процесс развития системы регистрации прав на недвижимость и учета недвижимос­ти в период с начала 1990-х годов по насто­ящее время можно условно разделить на два основных этапа:

    1) с начала 1990-х годов по 1997 год. В 1997 году был принят Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». На этом этапе регистрация прав на недви­жимость могла осуществляться органами, производившими учет недвижимости;

    Это интересно:  Содержание брачного договора и его форма, положения и условия, порядок заключения 2019 год

    2) начиная с 1997 года, когда было закреп­лено отделение функции регистрации прав на недвижимость, которая отныне могла вы­полняться только учреждениями юстиции, от функции учета недвижимости, по 2002 год.

    Рассмотрим развитие событий в рамках отмеченных этапов более подробно.

    Первый этап развития системы регистрации прав на недвижимость и учета недвижимости (начало 1990-Х-1997 год) 1990 год

    Был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе, а также комитеты по земельной реформе и земель­ным ресурсам в республиках, входящих в состав РСФСР, автономных областях, авто­номных округах, краях и областях, городах и районах.

    Комитеты, среди прочего, должны были осуществлять «ведение мониторинга зе­мель, землеустройства, государственного земельного кадастра», им были переданы некоторые функции, которые ранее выпол­нялись органами системы технической ин­вентаризации (БТИ), например инвентариза­ция земельных участков. Последствия ока­зались неоднозначными. С одной стороны, система БТИ начала «рассыпаться», а с дру­гой — произошла не передача функции от од­ного органа другому, а ее дублирование, и в новых условиях все действия с земельными участками продолжали выполняться органа­ми БТИ, например обязательные обмеры и составление планов земельных участков.

    Начала внедряться практиковавшаяся еще в советский период регистрация сде­лок. Впервые она получила закрепление в принятых 31 мая 1991 года союзных «Осно­вах гражданского законодательства», согласно которым после регистрации договора не требовалось последующей регистрации прав. Такой подход был закреплен и в Зако­не Российской Федерации от 23 декабря 1992 года «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индиви­дуального жилищного строительства», сог­ласно которому обязательному нотариаль­ному удостоверению и регистрации подле­жали договоры купли-продажи земельных участков.

    В этот период регистрация еще не была осознана как институт обеспечения права собственности на недвижимость. Законами и иными нормативными актами решались лишь проблемы введения в оборот отдель­ных видов недвижимого имущества, и эти проблемы рассматривались как частные при создании рынка недвижимости.

    Состоявшийся факт закрепления регист­рации сделок был примечателен тем, что, во-первых, проявилась сильная инерцион­ность в части трансляции в будущее тради­ций социалистического периода. Во-вто­рых, «не была замечена» фундаментальная цель регистрации в условиях рынка недви­жимости — гарантия со стороны государ­ства зарегистрированных прав, которая на­иболее эффективным способом может быть обеспечена не регистрацией сделок, а регистрацией прав. Тем самым был закреп­лен дуализм отечественной системы и свя­занные с ним недостатки, которые прихо­дится (пока без видимого успеха) преодоле­вать и в настоящее время. В-третьих, фак­тически не были сформулированы и предъ­явлены для реализации четкие и непроти­воречивые стратегические цели реформи­рования системы. Иначе говоря, не было продуманной концепции реформирования, что сказалось на дальнейшем развитии со­бытий, которые происходили не по принци­пу «упреждения», а по принципу решения текущих проблем, заведомо неизбежных, но дававших о себе знать на практике по прошествии некоторого времени.

    В это время функции органа регистрации стали также выполнять комитеты по зе­мельным ресурсам и землеустройству, ко­торые, в частности, должны были регистри­ровать договоры купли-продажи земельных участков.

    25 апреля 1991 года был принят Земель­ный кодекс РСФСР, согласно которому функция по учету земельных участков пе­решла к Госкомзему России и его террито­риальным органам. Эта функция вместе с функцией регистрации права пользования земельным участком, которое следовало судьбе здания, ранее выполнялась БТИ.

    В связи с возрастающим объемом работ по выдаче правовых актов на землю были созданы кадастровые бюро, которые форми­ровались в составе райкомземов и горкомзе-мов. Основными задачами кадастровых бю­ро являлись регистрация правовых актов на землю, обеспечение потребителей кадастро­вой информацией, организация подготовки материалов государственной отчетности по вопросам использования земельных ресур­сов, организация сбора и подготовки сведе­ний для ввода в базу данных автоматизиро­ванной кадастровой системы, ведение зе­мельного архива и других реестров.

    4 апреля 1992 года Минстроем России был принят приказ, который примечателен тем, что им закреплялись следующие положения: БТИ существовали при органах местного самоуправления, а выполняемые ими функции не причислялись к государственным (это обс­тоятельство важно отметить в свете последу­ющего развития событий); технический учет преследовал как минимум две цели — обес­печение регистрации прав и налогообложе­ния недвижимости; оценку объектов недви­жимости для целей налогообложения могли выполнять не только БТИ, но и иные органи­зации; техническая инвентаризация должна была проводиться в обеспечение оценки для

    налогообложения на регулярной основе не реже одного раза в пять лет.

    Указом Президента Российской Федера­ции5 предусматривалось создание единой системы регистрации и оформления доку­ментов о правах на недвижимость. Един­ство системы должно было быть обеспече­но тем, что и учет недвижимости (организа­ция ведения земельного кадастра), и реги­страция прав на недвижимость должны бы­ли выполняться одним органом — Комите­том Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его террито­риальными органами на местах. Кроме это­го, планировалось создание поземельной книги, которая по своему содержанию мало чем отличалась от проекта Вотчинного ус­тава конца XIX века. Тем не менее в прин­ципе это было прогрессивное решение.

    Однако в силу разнообразных причин органи­зационно-технического и «ведомственного» ха­рактера реализовать положения этого указа оказалось невозможно. Попытки выдавать пра­во устанавливающие документы на недвижи­мость предпринимались различными государ­ственными органами. В частности, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней выдавали свидетельства на право собственности на имущественные комп­лексы, а бюро технической инвентаризации го­родов (районов) — регистрационные удостовере­ния на отдельные объекты. В этой ситуации ни о какой достоверной и гласной регистрации не могло быть и речи. Документами, удостоверяю­щими права на недвижимость, наряду с госуда­рственными актами на землю также могли быть справки, выписки и иные документы, юридичес­кая правомерность которых не была очевидной.

    Гражданский кодекс Российской Федера­ции впервые на уровне закона отделил государственную регистрацию прав на недви­жимое имущество и сделок с ним от учета отдельных видов недвижимого имущества (статья 131).

    Было установлено, что впредь, до введе­ния в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, применяется действующий порядок регист­рации недвижимого имущества и сделок с ним. На практике государственные органы осуществляли регистрацию исходя из поло­жений различных нормативных правовых актов, следствием чего являлось отсут­ствие единого порядка.

    Был принят Федеральный закон «О госу­дарственной регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним».

    Этот закон упорядочил форму и содержа­ние регистрации. Значение регистрации как обеспечения права собственности и других прав на недвижимость было опреде­лено, но не сформирована система, гаран­тирующая эти права. Вслед за Гражданс­ким кодексом Российской Федерации ука­занный Федеральный закон утвердил дуа­лизм отечественной системы, сочетающей и регистрацию прав, и регистрацию сделок. Закон разделил два компонента системы — регистрацию прав и сделок, производимую учреждениями юстиции, и учет земельных участков и иных объектов недвижимости, а также утвердил раздельную ответствен­ность органов за осуществление двух ука­занных видов действий. Закон номинально провозгласил предоставляемые государ­ством гарантии зарегистрированных прав на недвижимое имущество, однако не обес­печил должных оснований для развития механизма обеспечения этих гарантий для добросовестных приобретателей прав на недвижимое имущество.

    Функция по регистрации прав на недви­жимость, сделок и договоров с недвижи­мостью была окончательно передана уч­реждениям юстиции по регистрации прав, а функция контроля — Министерству юстиции Российской Федерации3. У БТИ остались только функции по государственному учету жилищного фонда, ведению архивов и оценке недвижимости граждан для целей налогообложения. В 1997 был сделан пер­вый шаг на пути создания «государствен­ной вертикали» системы БТИ. Вступило в силу постановление Правительства Рос­сийской Федерации9, в котором впервые было указано, что архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Рос­сийской Федерации и являются федераль­ной собственностью. Кроме того, отмеча­лось, что технический учет жилищного фон­да в Российской Федерации возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации БТИ, в связи с чем встал вопрос о создании на территори­ях регионов специализированных государ­ственных структур технической инвентари­зации регионального (субъекта Российской Федерации) подчинения.

    Были введены в действие единые формы государственного реестра прав на недви­жимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

    Была предпринята попытка администра­тивного объединения органов федеральной исполнительной власти, участвующих в формировании объектов недвижимого иму­щества, с целью устранения существовав­ших межведомственных противоречий. В

    соответствии с Указом Президента Рос­сийской Федерации от 30 апреля 1998 года в результате слияния Государственного ко­митета Российской Федерации по земель­ным ресурсам и землеустройству, Государ­ственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Федеральной службы геодезии и картогра­фии России было образовано Министер­ство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-комму­нальному хозяйству. Это министерство про­существовало немногим более четырех ме­сяцев и в соответствии с Указом Президен­та Российской Федерации от 22 сентября 1998 года было расформировано. Земель­ная служба вновь стала самостоятельным органом федеральной исполнительной власти. Затем согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 года Государственный земельный комитет Рос­сийской Федерации был преобразован в Государственный комитет Российской Феде­рации по земельной политике.

    Постановлением Государственного коми­тета Российской Федерации по строитель­ству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) было определено, что федеральным органом исполнительной власти в области государственного техни­ческого учета и технической инвентариза­ции является Госстрой России, а к органам и организациям технической инвентариза­ции относятся: 1) государственное унитар­ное предприятие «Ростехинвентаризация»; 2) уполномоченные Госстроем России орга­низации технической инвентаризации субъ­ектов Российской Федерации (а также в случае необходимости уполномоченные Госстроем России иные организации техни­ческой инвентаризации); 3) БТИ, которым уполномоченными органами делегированы права по осуществлению технического уче­та и технической инвентаризации на терри­тории соответствующего административно­го образования.

    Это постановление примечательно тем, что, во-первых, в качестве государствен­ной функции был закреплен не только тех­нический учет (который действительно яв­ляется государственной функцией), но и «техническая инвентаризация» (которая связана с подготовкой документов для осуществления государственного учета и сама по себе не может рассматриваться как государственная функция). Иными словами, путем некорректного расшире­ния функций Госстроем России от имени государства неправомерно была монопо­лизирована соответствующая деятель­ность. Во-вторых, возникла ситуация, при которой ранее созданные при органах местного самоуправления БТИ не могли далее автоматически продолжать свою прежнюю деятельность, не получив на то от уполномоченных органов соответствую­щих прав.

    Это интересно:  Как получить льготную путевку в санаторий? 2019 год

    Вступил в силу Федеральный закон «О государственном земельном кадастре». Закон утвердил расширительную трактовку целей создания и ведения государственно-

    го земельного кадастра, в состав которых вошли, помимо обеспечения государствен­ной регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, оценки земель для налогообложения, а также позиции, связан­ные с иной разнообразной деятельностью, которая должна обеспечить необходимые условия для «управления земельными ре­сурсами».

    Вышло постановление Правительства Российской Федерации № 921, в котором было закреплено некорректное смешение государственных (технический учет) и него­сударственных (техническая инвентариза­ция) функций, выполнение которых воз­можно организациями, уполномоченными Госстроем России.

    В развитие указанного постановления вышло несколько приказов Госстроя Рос­сии, направленных на «огосударствление» функции технического учета и технической инвентаризации (которые объединялись как неразрывная единая функция) и выст­раивание «государственной вертикали» в осуществлении этой функции.

    Вышел приказ Федеральной службы зе­мельного кадастра России (Росземкадастр), которым были утверждены формы документов государственного земельного кадастра с закреплением концепции рас­ширительного толкования содержания го­сударственного земельного кадастра (и соответственно, с избыточностью некоторых форм и их отдельных позиций).

    Приказом Госстроя России от 31 мая 2001 года № 120 утверждены «Правила ве­дения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельнос­ти», в которых были описаны структура и состав сведений единого реестра, но не бы­ли утверждены соответствующие формы.

    В соответствии с приказом Госстроя Рос­сии от 19 сентября 2001 года № 217 «Воп­росы федерального государственного уни­тарного предприятия «Ростехинвентаризация» (ФГУП) началось создание дочерних предприятий и филиалов ФГУП «Ростехинвентаризация», которые (75 предприятий) зафиксированы в приказах Госстроя Рос­сии «Об уполномочении дочерних феде­ральных государственных унитарных предприятий федерального государствен­ного унитарного предприятия «Ростехин-вентаризация». Следует отметить, что фор­мально преобразование ГУП «Ростехин-вентаризация» в ФГУП произошло только в декабре 2001 года, когда был утвержден ус­тав ФГУП «Ростехинвентаризация» и упра­зднен устав ГУП «Ростехинвентаризация», действовавший с 1999 по 2001 год.

    Вышел совместный приказ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Федеральной архивной служ­бы России, в котором, в частности, содер­жалась адресованная главам администра­ций субъектов Российской Федерации просьба «оказать содействие в решении вопросов о передаче архивов на объекты недвижимости из муниципальных в госуда­рственные специализированные организа­ции технической инвентаризации, уполно­моченные на проведение государственного технического учета и технической инвента­ризации».

    Таким образом, происходило «огосударс­твление» системы технического учета.

    Принимается Федеральный закон «О госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятиях», запрещающий унитарным предприятиям создавать дочерние предпри­ятия, а ранее созданные предписывающий реорганизовать посредством присоедине­ния к основному предприятию (это надлежа­ло сделать в течение шести месяцев, т. е. до июня 2003 года). Тем не менее работа по созданию дочерних предприятий продолжа­лась. В приказах Госстроя России в период с 2001 по 2003 год было зафиксировано 106 дочерних предприятий ФГУП «Ростехинвентаризация».

    Началась деятельность по разграниче­нию полномочий между различными уров­нями государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе по дальнейшему развитию системы регистра­ции прав на недвижимость и учета недви­жимости. Готовились соответствующие предложения по совершенствованию действующих в этой области законов. Ко­миссией при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разг­раничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами госу­дарственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органами местного самоуправ­ления была подготовлена концепция про­екта нового Федерального закона «О госу­дарственной регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним». Рабо­чими группами также были разработаны проекты изменений других федеральных законов.

    В 2004 году была проведена административная реформа, в результате которой Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»Указ Президента РФ от 09.03.2004 ? 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945. была утверждена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, которая позднее была уточнена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

    В соответствии с названными Указами в структуре федеральных органов исполнительной власти было предусмотрено образование в составе подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных органов — Федеральной регистрационной службы. Спустя почти четыре года Федеральная регистрационная службы была переподчинена Министерству экономического развития Российской Федерации, затем Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6366. переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

    На сегодняшний день именно на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с соответствующей структурой территориальных органов возложено исполнение функций федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации.

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование.

    В статье 9 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество реализован принцип единства системы регистрации прав при оказании государственных услуг по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    С учетом данного принципа государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и действующие в соответствующих регистрационных округах ее территориальные органы.

    При этом п. 3 статьи 9 определена исключительная компетенция данного федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, которой они обладают при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    В частности, только указанные органы вправе См.: Гришаев С. П. Комментарий к законодательству России о недвижимости. М.: Норма, 2008. С. 38.: проверять действительность поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверять наличие ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; проводить государственную регистрацию прав; выдавать документы, подтверждающие государственную регистрацию прав; предоставлять информацию о зарегистрированных правах; принимать на учет бесхозяйные недвижимые вещи; выдавать правообладателям копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

    На основании статьи 9 вышеназванного закона Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии непосредственно совершает регистрационные действия в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества.

    В частности, к таким объектам отнесены предприятия как имущественные комплексы и объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения). В остальных случаях указанная государственная регистрация осуществляется по месту нахождения объекта недвижимого имущества действующими в соответствующих регистрационных округах территориальными органами.

    Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии действуют на основании общего положения, которое определяет структуру указанных органов и принципы их размещения на территориях регистрационных округов. В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 183 было утверждено Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации.Приказ Министерства юстиции РФ от 03.12.2004 № 183 (ред. от 20.12.2007) «Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации» // Рос. газета. 2004. 15 дек.; 2008. 26 янв.

    Согласно названному Положению территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации является главным управлением (управлением) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам). Соответственно юрисдикция соответствующего управления может распространяться на несколько субъектов Российской Федерации, которые включены в соответствующий регистрационный округ. Создаваемые в регистрационных округах управления, так же как и Федеральная регистрационная служба, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.

    Местонахождение управления и его обособленных подразделений в границах регистрационного округа в каждом конкретном случае определяется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Управление возглавляет назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром экономического развития Российской Федерации по представлению директора Федеральной регистрационной службы руководитель, который одновременно является главным государственным регистратором субъекта (субъектов) Российской Федерации.

    Так же как и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, названные управления наделены компетенцией не только в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому, затрагивая вопрос компетенции по осуществлению указанной государственной функции, можно отметить следующие полномочия территориальных управлений:

    1) принимает документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и регистрирует такие документы;

    2) проводит правовую экспертизу представленных документов и проверку законности сделок с недвижимым имуществом;

    3) вносит записи в ЕГРП при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

    4) совершает соответствующие надписи на правоустанавливающих документах и выдает документы, подтверждающие проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

    5) принимает на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

    6) выдает информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества;

    7) выдает правообладателям копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

    Итак, на сегодняшний день Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии с соответствующей структурой территориальных органов является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

    Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, gordon-adv.ru, law-jus.ru, studbooks.net.

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий