Права ребенка в России — гражданские и личные, нормативные правовые акты 2019 год

По назначению нормы ювенального права подразделяются на:

  • а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции и ряде отраслевых федеральных законов;
  • б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. № 113, 18.06.1996.«, гл. 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.«, гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921..

По территории действия можно выделить:

  • а) международные правовые акты. В их числе: Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др. Декларация прав ребенка от 1959 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. — М., 1989; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С. 10 — 13; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс».;
  • б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4, ст. 445; Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Российская газета. № 17, 27.01.1996; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.03.2013) // Российская газета. № 238-239, 08.12.1994 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 01.09.2012) // Российская газета. № 147, 05.08.1998..;
  • в) региональное законодательство, включающее, например, Постановление Губернатора Белгородской области от 24.02.2009 № 9 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области» Постановление Губернатора Белгородской области от 24.02.2009 № 9 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области» // СПС «Консультант Плюс».,

По юридической силе можно выделить:

  • а) международные нормативные правовые акты;
  • б) Конституцию;
  • в) законы РФ и федеральные законы;
  • г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);
  • д) законодательство субъектов РФ;
  • е) акты органов местного самоуправления.

По отраслевой принадлежности выделяются нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иного регулирования общественных отношений.

Особое место в определении правового статуса несовершеннолетнего занимает Конституция РФ 1993 г. Ее юридическая и социально-политическая сущность выражается помимо прочего в том, что она закрепила отношение государства к различным социальным группам, каковыми являются семья и ее члены. Содержание этих установлений служит основой всех последующих нормативных правовых актов, определяющих положение ребенка в семье.

Расширение международно-правовых связей России, ее приобщение к европейскому сообществу, признание и ратификация целого ряда международных договоров обусловили необходимость соответствующего пересмотра действующего законодательства, особенно в духе Конвенции о правах ребенка, признанной Россией обязательным для нее международным актом.

Принципиально важными для семьи являются установления ст. 17 Конституции РФ, признающей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4, ст. 445.. Их государственная защита обеспечивается положениями ст. 45 Конституции. Согласно ст. 46 каждому, следовательно, и несовершеннолетнему гарантируется судебная защита его прав.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, запрет произвольного вмешательства в дела семьи.

Общая идеология Конституции РФ повлияла и на принципы семейного законодательства (п. 3 ст. 1), в частности приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Конституция России предоставила право субъектам Федерации развивать собственное законодательство в области охраны прав детей, отнеся семейное законодательство и координацию вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. п. ж», «к» ч. 1 ст. 72).

Семейный кодекс развивает конституционные положения применительно к внутрисемейным отношениям, тем целям, которые это законодательство преследует. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой «линия на сближение Основного Закона государства (Конституции) и закона отраслевого (Семейного кодекса) идет по нескольким направлениям, куда входят:

  • — признание самостоятельности прав ребенка;
  • — усиление начал свободы выбора средств и способов защиты интересов несовершеннолетних;
  • — последовательное воплощение в действительность идеи приоритета прав ребенка;
  • — превращение семейно-правовой нормы в действенный инструмент помощи детям;
  • — соблюдение требований Конвенции «О правах ребенка Нечаева А.М. Россия и ее дети: ребенок, закон, государство. — М., 2012. С. 217.«.

В данном контексте положениями Семейного кодекса РФ, имеющими наиболее принципиальное значение, являются: стратегия, направленная на расширение и защиту прав индивида в семье; адекватные современным требованиям подходы к регулированию имущественных отношений; усиление правовой защиты детей, в том числе воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторые положения Семейного кодекса имеют перспективный характер. В этом отношении интерес представляет регулирование его нормами правового статуса ребенка в семье. По методу правового регулирования в сфере действия ювенального права следует выделить два основных вида правовых норм:

  • а) императивные нормы — категорические и строго обязательные предписания, не допускающие отступления от их формулировки (присущи в наибольшей степени нормам уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);
  • б) диспозитивные правовые нормы, предписывающие вариант поведения или предоставляющие субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению (примером таковых могут служить нормы гражданского, гражданско-процессуального, семейного права).
Это интересно:  Убрать отца из свидетельства о рождении возможно! 2019 год

Ювенальное право как наука составляет часть юридической науки. Оно представляет собой систему идей, взглядов, представлений, знаний, положений, предложений о правах и законных интересах несовершеннолетних в российском обществе и государстве, истории развития и становления правового статуса ребенка в России, особенностях правового положения несовершеннолетних за рубежом и специфике международных стандартов в области правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних. Эта наука находится в стадии своего развития, привлекая к себе внимание все новых и новых исследователей.

Предметом науки ювенального права необходимо признать теоретические положения, касающиеся правового положения несовершеннолетних как участников правоотношений; взаимоотношения ювенального права с другими отраслями отечественной системы права; изучение особенностей деятельности специализированных органов и учреждений (органов ювенальной юстиции); основные направления ювенальной политики на современном этапе развития общества и государства.

Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, ибо в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.

Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический, статистический.

  • — теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;
  • — изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;
  • — исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;
  • — анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;
  • — разработка рекомендаций по дальнейшему улучшению правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних;
  • — формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;
  • — изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.

Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.

Заключая обзор законодательства о несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы. Изначально правовое регулирование положения ребенка осуществлялось в рамках внутрисемейных отношений, поскольку только через семью реализовывалась большая часть связей личности и общества. Семейное законодательство в России, на развитие которого оказывали влияние социально-экономические и политические изменения, в определенной степени отражало правовое положение ребенка в семье, но в большинстве своем не рассматривало его как самостоятельную личность.

Принятие Конституции РФ 1993 г. способствовало развитию семейного законодательства, что выразилось в его новой кодификации, а также в признании за несовершеннолетним самостоятельного субъекта прав, поставив задачу приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами. Однако ни Семейный кодекс РФ, ни другой закон, в определенной мере способствуя развитию и совершенствованию семейных отношений, обеспечению прав членов семьи, в том числе несовершеннолетних, по существу, не может выразить права и законные интересы детей в полном объеме и рассматриваться как системный нормативный правовой акт в этой сфере.

Поэтому в развитие конституционных положений о государственной поддержке семьи целесообразно разработать Концепцию об охране семьи, на основе которой возможны обсуждение и принятие пакета законодательных актов, в том числе Федеральных законов «Об охране семьи в Российской Федерации», «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», «О государственной поддержке многодетных семей».

Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины — изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

  • осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
  • соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
  • демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Это интересно:  Льготы на налог на землю 2019 год

Аннотация. В данной статье рассматривается современное положение законодательства по защите прав детей. Права ребенка оказываются под большей угрозой, чем права взрослых людей, прежде всего потому, что ребенок просто не в силах самостоятельно защитить свои права.

Ключевые слова: права человека, права детей, международные нормы, защита прав.

Права и свободы человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий показателем цивилизованности и демократичности. Именно права человека становятся важнейшим показателем развития государств, ориентирующихся на демократические ценности, скрепляя все системы жизнеобеспечения человеческого общества [1, с. 39-40].

В настоящее время пристальное внимание уделено защите прав ребенка во всем мире. Одним из критериев уровня зрелости государства и гражданского общества является законодательство в области защиты прав детей. Наличие в обществе таких опасных явлений, как преступность и насилие, жертвами которых чаще всего становятся дети, терроризм, наркомания, алкоголизм, международные вооруженные конфликты и т.п., обуславливает необходимость разработки такого законодательства.

Для реализации этой цели государствам необходимо в полном объеме обеспечить наличие законодательных актов, затрагивающих наиболее важные сферы жизни детей.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь – государство или семья. Несомненно, виноваты и те и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи «сходят на нет» или превращаются в свою противоположность, превращаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку [2, с. 3].

На международном уровне сложилось правовое регулирование сферы детства, обеспечивающее определенные гарантии защиты прав ребенка. В соответствии с принципами Конвенции о правах ребенка обеспечение и защита прав детей является важным предметом внутригосударственного правового регулирования. На основе международно-правовых стандартов защиты и обеспечения прав детей каждое государство-участник разрабатывает и принимает соответствующие правовые акты [3, с. 38].

Основные права детей регулируются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другими законодательными актами.

Следует обратить внимание, что защита детства как конституционный принцип был впервые закреплен только в действующей Конституции РФ. Конституция СССР 1977 г. впервые закрепила принцип государственной заботы о семье, который реализовывался путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по рождению ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также другим видам пособий и помощи семье (ст. 53 Конституции) [4].

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» приводит перечень основных конституционных прав, свобод и обязанностей и закрепляет, таким образом, общий статус гражданина Российской Федерации, а также статус любого человека, находящегося в пределах ее юрисдикции. Разумеется, под используемыми Конституцией категориями «гражданин», «каждый» имеются в виду и дети, и, следовательно, права ребенка. Конституция РФ гарантирует следующие основные права ребенка:
– право на жизнь (ст. 20);
– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
– право на социальное обеспечение (ст. 7, 39);
– права на свободу человека в сфере труда (ст. 37);
– право на образование (ст. 43);
– право на жилище (ст. 40).

Статья 38 Конституции РФ обеспечивает защиту государством материнства и детства [5].

Семейный кодекс РФ, принятый 29 декабря 1995 г., усилил гарантии детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. Глава 11 Семейного кодекса РФ закрепляет за детьми следующие права [6]:
– право жить и воспитываться в семье (ст. 54);
– право на общение с родителями и родственниками (ст. 55);
– право на защиту (ст. 56);
– право выражать свое мнение (ст. 57);
– право на имя, отчество и фамилию (ст. 58);
– право на изменение имени и фамилии ребенка (ст. 59);
– имущественные права (ст. 60).

В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Как отмечается в ст. 4 указанного Закона, целями государственной политики в интересах детей являются [7]:
– осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений;
– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ее законодательством и традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;
– защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Кроме базового закона, закрепляющего общие принципы обеспечения и защиты прав ребенка, в Российской Федерации приняты специальные законы, которые регламентируют отдельные, специфические вопросы прав детей.

Это интересно:  Страхование жизни при автокредите: как отказаться, обязательно ли оно? 2019 год

В сентябре 2009 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка. Назначает на эту должность и освобождает от нее Президент РФ [7].

Следует сказать, что в Российской Федерации накоплен значительный объем нормативного регулирования сферы детства. Как показала практика, число законов, предназначенных для защиты прав ребенка, безусловно, растет. Но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами со своей присущей им спецификой.

1. Ковалев А. А. Международная защита прав человека: Учебное пособие. – М.: Статут, 2013.
2. Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика. Материалы научно-практической конференции. Институт государства и права РАН. – М., 2004.
3. Неровная Н.Н. Защита и охрана прав детей в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. – Челябинск, 2013.
4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 г. // СПС КонсультантПлюс.
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС КонсультантПлюс.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. // СПС КонсультантПлюс.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
8. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 // СПС КонсультантПлюс.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (62) 2017

Международные правовые акты, а также принятые на федеральном и региональном уровнях нормативные документы постепенно создают правовое поле для работников социальных служб, которое позволяет им успешно выполнять свои обязанности по социальной поддержке детей, пострадавших от насилия.

До недавнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывалось настолько узко, что их нельзя было использовать при решении многих проблем, касающихся женщин и детей, в частности проблем насилия в семье. Но за последние годы правозащитники отстояли, а международные органы признали более широкую интерпретацию правозащитных документов и норм.

Основными источниками международных норм в области прав человека являются договоры и конвенции, а также общее международное право.

Международное законодательство можно условно разделить на два вида: документы, касающиеся прав человека вообще, и документы, касающиеся прав женщин и детей. Здесь мы приводим документы относительно прав ребенка. Это:

· Международная конвенция о защите прав ребенка,

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Кроме того, ООН разработала Модельное законодательство о насилии в семье, которое также непосредственно касается прав ребенка. Оно предлагается как основа для разработки законодательных актов в области насилия в семье в разных странах.

Основным международным документом по правам детей является Международная конвенция о защите прав ребенка. Это первый официально утвержденный международный документ, включающий в себя полный перечень прав человека (гражданские и политические права наряду с экономическими и социальными правами ребенка), что подчеркивает их важность в равной степени. Конвенция о защите прав ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована практически всеми государствами мира, в том числе и Россией.

Положение о защите ребенка от грубого обращения, о недопустимости пренебрежения ребенком и необходимости заботы о нем изложено в ст. 19 Конвенции.
Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию, должны принимать все меры с целью защиты ребенка от всех форм насилия и пренебрежения.

Законодательство Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод ребенка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В России основные права человека, в том числе женщин и детей, отражены в Конституции, Семейном кодексе, Уголовном кодексе, в Федеральном законе «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации».

Конституция РФ. В ст. 2 заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В ст. 21 говорится о том, что достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В ст. 22 указывается: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Семейный кодекс РФ. В ст. 56 говорится о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов, кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей.

Уголовный кодекс РФ. В ст. 134, 135 говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а также за развратные действия с несовершеннолетним. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством. Кроме того, установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением к детям.

Федеральный закон «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации». Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защиты его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Государство имеет право вмешаться во внутреннюю жизнь семьи и взять на себя функции защиты, когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.

Главным недостатком нормативно-правовых актов, действующих в настоящее время в Российской Федерации в отношении насилия над детьми (в том числе домашнего насилия), является их направленность, главным образом, на ликвидацию последствий случившегося, а не на предупреждение и профилактику насилия против детей.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, 03.xn--b1aew.xn--p1ai, narodirossii.ru, studopedya.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий