Развод в исламе по мусульманским обычаям по инициативе жены 2019 год

Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.

Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку. Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.

Мусульманин имеет право жениться на женщине любой веры, а вот мусульманка должна выходить замуж только за мусульманина. Обязательно также, чтобы свидетели были мусульманами, совершеннолетними и дееспособными.

Отметим, что на территории России последствия на уровне законодательства имеет лишь один тип брака – гражданский, то есть официальный брак, заключаемый в ЗАГСе. При вступлении в него супруги берут на себя ряд определённых обязательств перед законом.

Другие же браки, например, православный или мусульманский, могут быть важны не своими «официальными» последствиями, а для самих супругов. Если они являются мусульманами и выполняют все необходимые согласно Корану действия, то и в брак должны вступать именно по указываемому им обряду.

Увы, не всегда брак выдерживает трудности, выпадающие на долю супругов, иногда происходит так, что стороны решают его расторгнуть. Развод по мусульманским обычаям считается крайне нежелательным действием, но всё-таки относится к категории дозволяемых религией. Процедура его проведения устанавливается в нормах Шариата, и её необходимо соблюдать – только в этом случае последствия разрыва брака будут минимизированы. Тем более что нормы Шариата относительно развода весьма гибкие, и позволяют перед тем, как окончательно завершить его, хорошенько всё обдумать, а если супруги чувствуют, что ещё не всё потеряно, можно будет восстановить отношения.

Есть ряд причин, указывающихся в Коране как действительно значимые, по которым женщина может потребовать развод. Среди них:

  • Прелюбодеяние – считается наиболее тяжёлым преступлением в браке, оскверняющим сами семейные узы и нравственность.
  • Рукоприкладство – если муж пускает в ход кулаки в тех случаях, когда религией это не разрешено (обращаем внимание, что религиозные положения и нормы закона РФ на этот счёт могут различаться), последней может быть инициирован развод.
  • Муж не обеспечивает жену материально – тогда ею тоже может быть начат развод.
  • Пропажа мужа более чем на три месяца.
  • Также оговаривается развод при отсутствии интимной близости в течение четырёх месяцев и более – но здесь есть различные варианты, например, при импотенции мужу может быть дан год на то, чтобы её вылечить.
  • Если муж занимается предосудительными делами, способными нанести урон репутации всей семьи.
  • Если в семье не могут появиться дети, и причина в мужчине.

Во всех перечисленных случаях развод будет происходить по вине мужчины, а значит, выплата махра не потребуется. Если же мужчина выполняет все свои обязательства, но женщина всё равно желает развестись просто по причине угасших чувств, то это также можно сделать, но махр отойдёт мужу.

Следует отметить, что это лишь основные правила, и в каждой стране есть свои нормы на этом счёт, и дополнительные правила могут различаться. В особенности это касается мусульманских государств, где религия тесно соприкасается с законами, а религиозные браки являются полностью официальными и законными.

Так, часто встречается норма, по которой право на развод приобретается, если один из супругов скрыл нечто важное, и второй обнаружил это после заключения брака – виновником развода тогда будет тот супруг, который пошёл на обман. В частности, это касается девственности невесты. Если жених до свадьбы не знал, что она уже не девственница, то брак может быть расторгнут из-за этого. Также это относится к опасным болезням. Если заражение произошло ещё до вступления в брак, но этот факт вскрылся, когда он был заключён.

Ранее у читателей мог возникнуть вопрос: почему же описываются причины только для того, чтобы развод требовала женщина. Дело в самой его процедуре: он происходит по инициативе женщины, если мужем не выполняются какие-то из его обязанностей, при этом ей нужно будет обратиться к своему ближайшему родственнику – вали, чтобы он защитил её интересы, и объяснить ему причины решения. Уже затем выполняется обращение к имаму, и он принимает решение относительно того, насколько весомы причины, а значит и что делать с махром.

Для мужчины же процедура проще – он может объявить развод сам, для чего используется арабское слово «талак» либо его переводы на другие языки, понятные супругам.

При этом видов развода в исламе два:

  • с правом возврата (он же талак раджгий), который также можно назвать временным – пока он действует, супруги продолжают жить в одном доме, но в его разных концах;
  • без права возврата (талак баин) – если развод с правом возврата продолжался больше трёх месяцев, и супруги так и не решили вновь жить вместе, то он переходит в эту форму.

Эта традиция позволяет как следует всё обдумать и принять уже полностью взвешенное решение.

До того как появился ислам, у арабов было принято неуважительное отношение к женщинам, в частности, мужчина мог много раз выставлять женщину за дверь, забирая её имущество, а затем возвращать обратно. Потому в Коране введено ограничение: не более двух разводов с правом возврата, а на третий раз развод становится постоянным. При этом, пока длится талак раджгий, женщина вправе пользоваться общим имуществом (этот период называется «идда»), и супруги сохраняют право наследовать друг другу.

Если во время идды супруги решают воссоединиться, то им не потребуется заново заключать брак. Физическая близость между ними в этом период также означает, что брак был возобновлён.

Если же произошёл талак баин, то есть окончательный развод, либо по прошествии идды, либо после третьего временного, к совместной жизни бывшим супругам вернуться уже нельзя – на это содержится прямой запрет.

Но с оговорками: если женщина побывает в другом браке (причём вступит в него, не имея изначально намерения развестись), и у неё будут полноценные отношения с другим мужчиной в этом браке, то после развода с ним она вновь сможет выйти за первого мужа. Но не ранее того. Такие ограничения установлены, чтобы дать понять, насколько серьёзное дело – брак.

В этом качестве может выступить и мужчина, и женщина, однако порядок для них разный: в первую очередь, отличие касается того, что мужчина может объявить о разводе сам, а женщина должна обратиться к своему вали, а уже тот к имаму – и лишь с его разрешения развод станет возможен.

Супругу достаточно объявить женщине, что они разведены, после чего подождать ещё три месяца, в течение которых будет длиться идда – после их прохождения развод будет полностью признан, и бывшие супруги должны жить раздельно, а мужчина более не несёт никаких обязательств. Но если объявляется талак у мусульман, и в этом нет вины женщины, то и махр тоже останется у неё.

Она тоже вполне может развестись, и сделать это даже без уважительных, с точки зрения религии, причин – вся разница будет в том, должна ли она вернуть махр (если уважительные причины отсутствуют) или сможет оставить его себе (если они есть). Такая важность махра обусловлена следующим: свадебный подарок может иметь серьёзную стоимость, и при этом женщина, согласно Корану, не должна работать, от неё требуется лишь полностью сосредоточиться на домашнем хозяйстве и воспитании.

Подарок при этом со временем может утратить ценность либо вообще потеряться, но при разводе по вине женщины она должна вернуть его либо возместить его ценность. Таким образом, в странах, где требования Корана полностью соблюдаются, и женщины не работают, получить развод может быть затруднительно именно из-за того, что требуется вернуть махр.

Ислам ценит брак и даёт супругам множество шансов сохранить его и отказаться от расторжения, перед тем, как они окончательно разведутся. В результате процедура для истинно правоверных мусульман может серьёзно затянуться, но в остальном сложностей она не представляет. Особенно если женщина сама зарабатывает и в состоянии вернуть махр.

В исламе больше чем во многих других религиях отрицательно относятся к разводу. Представителям этой конфессии необходимо иметь четкое обоснование, почему они хотят расторгнуть брак.

Это интересно:  Как подать на алименты самому на себя 2019 год

При этом даже если супруги способны назвать причины, по которым они хотят развестись, их намерения все равно могут вызвать неодобрение у родственников и тех, с кем они общаются. Но несмотря на это, их все-таки разведут.

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  • талак (инициируется мужчиной);
  • хуль (осуществляется женщиной);
  • мубараах (по взаимному согласию);
  • лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.

Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.

А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.

Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе. К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.

Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.

Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).

Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.

В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.

Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.

При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.

Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.

Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.

Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет. Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  • женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  • соответствующий союз обязан быть настоящим;
  • у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  • нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна.

Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.

Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.

Супруга в исламе сравнительно обделена в правах.

Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы.

При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

Маленьких детей, как правило, оставляют матерям. Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.

Мать обязана соблюсти ряд условий, чтобы ее дети были с ней. Ей нужно:

  • находиться в мусульманской вере;
  • не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
  • не иметь супруга махрама (близкого родственника).

Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.

Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.

Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов.

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.
Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.

Россия – светское государство. Поэтому ни одно из описываемых положений шариата, содержащееся в статье, не имеет юридической силы и не является обязательным к исполнению ни одной из сторон. Эти традиции имеют значение лишь для фанатично верующих, которые стараются придерживаться учения Аллаха. Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.

Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки).

В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.

Это интересно:  Как прописать новорождённого в квартиру? 2019 год

Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей. Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.

Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества.

В силу этого женщина в исламе – вещь покупная. Для того, чтобы стать женой, за неё обязательно должен быть уплачен выкуп (калым у российских мусульман) и сделан свадебный подарок – махр (который после замужества становится собственностью женщины на все то время, пока она состоит в браке, но подлежащий отобранию в случае развода по её инициативе).

Невеста может получить очень значительный по стоимости свадебный подарок, но Коран запрещает женщинам работать. Таким образом, став женой она полностью должна сосредоточиться на рождении, воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Материальное обеспечение – это забота мужчины. Сама же женщина не имеет абсолютно никаких источников дохода. Полученный до свадьбы подарок с течением времени может утратить свою стоимость, прийти в негодность, погибнуть или утеряться.

Но требование Корана незыблемо – женщина, принявшая решение развестись с мужем, должна вернуть все то, что было получено ею в качестве подарка.

Иными словами – купить свою свободу в обмен на возврат мужу подаренного имущества.

Тем не менее, если отбросить этот фактор возмездности — развод в обмен на имущество, Коран прямо перечисляет случаи, в которых женщина вправе обратится к судье с требованием развода:

  • Несправедливое отношение мужа (обычно подразумевается домашнее физическое насилие);
  • Неспособность мужа содержать жену и детей;
  • Супружеская измена (при моногамном браке);
  • Отсутствие сексуального удовлетворения (кого не указывается);
  • Неисполнение супружеских обязанностей (супругом);
  • Неисполнение условий брачного договора;
  • Привод в дом второй (третьей, четвертой) жены без согласия первой жены.
  • Вероотступничество.

Следует помнить, что в отличие от мужчины, женщина не может самостоятельно принимать решения о разводе и осуществить его путем произнесения сакральной фразы «Ты мне не муж!».

Решение о разводе должен принять судья или «правитель» — который при наличии веских оснований обяжет мужчину развестись с женой в обмен на выкуп.

Во времена, когда писался Коран, у кочевников не было понятия о такой науке как психология. Поэтому поводы к разводу, содержащиеся в Коране, носят грубо материалистический характер – они связаны либо с финансовой стороной брачных отношений, либо с неудовлетворенностью в сексуальной сфере.

Внутренний мир личностных и интимных переживаний женщины, её мироощущение, схожесть характеров, темперамента, степень интеллектуального развития — не играют никакого значения. Коран – догма. Исполнению подлежит только то, что в нем написано. Перечислены поводы к разводу – они подлежат исполнению. Нет в Коране таких поводов – значит, желание развестись от Лукавого.

Несмотря на допустимость развода в исламе, на практике расторгают брак по законам шариата совсем немного женщин. Обремененные детьми и не имеющие средств к существованию (поскольку не работают), они всецело находятся во власти мужа.

В тех мусульманских странах, в которых развита система светского законодательства (Турция, Египет, Сирия, Индонезия) обычно не приветствуются полигамные браки, а кое-где они просто запрещены законом.

Тем не менее, Коран допускает наличие у одного мужчины 4 жен и неограниченного количества наложниц.
Для женщины, с детства воспитанной в исламской семье, в этом нет ничего удивительного или унизительного, что наряду с ней, муж делит постель еще с 2-3 женщинами.

Но для тех, кто воспитывался в обществе, где приняты моногамные браки, или если женщина приняла ислам исключительно по воле будущего супруга, такое разделение мужа между несколькими женами является недопустимым, прежде всего с этической точки зрения.
Конечно, включая в Коран положение о том, что женщина имеет право развестись, если не согласна с тем, что муж берет вторую (3,4) жену преследовало отнюдь не сохранение психического здоровья женщины.

Прежде всего, речь шла о сохранении спокойствия хозяина дома – таким образом стремились избегать скандалов между женами-конкурентками.
Поэтому, в настоящее время почти незыблемым правилом является получение согласия невесты на то, что муж в последствии наберет себе гарем или, по крайней мере – постановка невесты в известность о возможности такого развития семейных отношений.

В качестве условий развода в исламе основным требованием является, помимо возврата свадебного подарка или уплаты иного выкупа мужу за развод, еще и тщательная привязка этого действа к физиологическим циклам женщины и выяснение подробностей интимной жизни: была ли между супругами близость, и как давно она была.

Для кочевых арабов вопрос о том, беременна женщина или нет, являлся принципиальным.
Во-первых, никто не хотел воспитывать валяду-зина.
Во-вторых, самой важной причиной являлось то, что не только жены, но и дети являлись собственностью мужчины – главы семьи.

Девочки представляли значительную ценность – их можно было выгодно продать (выдать замуж) получив за это значительное количество баранов или верблюдов. Мальчики – вырастая, становились воинами, тем самым усиливая боевые возможности племени.

Так как акушерство и гинекология существовали на уровне знахарок-повитух, то точной даты наступления беременности определять не умели. Поэтому, для надежности, Коран установил довольно продолжительный срок, в течение которого становилось абсолютно достоверно известно беременна женщина или нет – 3 менструальных цикла.

Для женщин, у которых наступила менопауза – 3 календарных месяца. Такая мера предосторожности была вызвана тем, что позаимствовав при создании религии мифологию древних иудеев, арабы из Ветхого Завета знали, что даже 90 летние библейские бабушки успешно беременели после посещения их ангелами.

Если выждав 3 месяца (период очищения), женщина по недоразумению вновь оказывается в постели с мужем – срок возобновляется. Снова надо ждать 3 месяца!

Если это условие было соблюдено, муж и судья убеждались в том, что жаждущая развода женщина не беременна (то есть не унесет с собой принадлежащее мужу имущество – ребенка).

Женщина заплатила за свою свободу выкуп. Муж в принудительно-добровольном порядке наконец произносит сакральную фразу: «Я расстаюсь с тобой!» (вариант: «Я отпускаю тебя»).
После этого женщина становилась формально свободной.

Страны, в которых действуют законы шариата, не признают светского развода, совершенного в суде или иных государственных органах уполномоченных на регистрацию брака.

Поэтому, живя в такой стране, обязательно требуется соблюсти процедуру мусульманского развода в соответствии с шариатом, и только после этого узаконивать развод в государственных органах. Иначе женщина по-прежнему будет считаться состоящей в браке и ей запрещается повторно выходить замуж.

Применительно к России ни одно из указанных в Коране ограничений не является ни действительным, ни обязательным.
Женщина (даже глубоко религиозная мусульманка) вольна в любое время, без объяснения причин, внесения выкупа и вне зависимости от дня менструального цикла или состояния беременности подать иск о расторжении брака в суд или заявление в ЗАГС.

Свадебный подарок мужа (махр) может возвращаться, а может и нет. По крайней мере мужу придется доказать в суде факт его передачи во временное пользование, подтвердив это соответствующим договором.

А подарки, сделанные публично, в присутствии свидетелей на свадьбе, согласно гражданскому законодательству РФ возврату не подлежат. Они переходят в исключительную собственность одариваемого.

В одной из статей на нашем сайте раскрывалась тема развода, согласно исламскому праву. Эта процедура относится к категории разрешённых, хоть и не одобрялась Заключительным посланником Всевышнего Мухаммадом (с.г.в.). Сейчас же рассмотрим некоторые аспекты разводного процесса в особенных ситуациях.

Как быть, если о талаке попросила сама супруга, если муж решил надолго отказаться от интимной близости или в семье произошла недоказуемая измена? Шариат даёт чёткие установки на каждый из таких случаев.

Ислам разрешает передачу права объявления развода жене. Чтобы такая ситуация получила легальное, с точки зрения исламского права, основание, необходимо выполнение одного небольшого, но важного условия. Когда формируется и обговариваются условия брачного договора, либо когда пара уже живёт вместе после никаха, муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Ты сама себе хозяйка». Это позволяет жене инициировать развод. Она может повторить эту процедуру и во второй, третий разы. Тем не менее, в шариатских источниках отмечается, что нельзя злоупотреблять этим правом, в противном случае муж может вернуть себе обратно право инициировать развод.

Это интересно:  Как платить алименты на ребенка: в каких случаях, как правильно официально оформить? 2019 год

Когда жена инициирует развод, она обычно говорит: «Я отделилась от тебя».

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда мужа настигает импотенция. Если вдруг возникает такая ситуация, то супругам даётся один год на сохранение отношений. То есть в течение 12 месяцев они живут вместе, но жена имеет полное право запросить развод (у мужа или, при его отказе, у шариатского судьи – казыя) и уйти после завершения этого срока. Если же по прошествии года мужчина не отпускает жену иклянётся перед судьёй, что у него уже нет проблем с потенцией, а женщина это всё отрицает, то принимается позиция мужа, и брак сохраняется.

В то же время, согласно исламскому праву, мужчина не может объявить развод только из-за каких-то физических недостатков жены, включая бесплодие. (Своеобразной «страховкой», нивелирующий такой риск, в исламе служит право мусульманина на вторую и последующих жён — прим. Islam.Global)

Богословы выделяют несколько видов развода в исламе:

1. Иля – клятва мужа о том, что он не будет иметь интимной близости с женой на протяжении трёх и более месяцев. Логическим итогом реализации этого обещания служит окончательный развод. То есть это такой развод, после которого мужчина и женщина должны заново составить брачный договор (никах). Заметим, что данная ситуация нашла своё отражение в тексте Священного Корана:

«Тот, кто произнёс клятву, что не будет приближаться к своей жене, пусть ждёт три месяца…» (2:226)

Если муж нарушит свою клятву, то ему необходимо выплатить каффарат (искупление). При этом пока оно не будет выполнено, жена не будет считаться такому мужчине разрешённой. Подробно об искуплении сказано в суре «Трапеза»:

«В качестве каффарата необходимо обеспечить питанием десять нищих. При этом объём пищи должен быть равным среднему, чем вы кормите свою семью. Либо вы должны одеть 10 нищих, либо дать свободу одному рабу. Если у нарушившего клятву нет таких возможностей, то он должен держать трёхдневный пост…» (5:89)

2. Хульга – добровольное прекращение брачного договора обеими сторонами. В учебниках по исламскому праву в области муамалята этот вид развода описывается следующим образом. Если отношения между супругами резко портятся, и между ними возникает вражда, погасить которую нет надежды, то супруги разводятся посредством талака-хульги. В этой ситуации мужчина и женщина могут заново вступить в брачные отношения только после того, как женщина выйдет замуж за другого и разорвёт уже с ним брак. Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников. Такой итог возникшей ситуации описывается в суре «Бакара»:

«…Если у вас имеются опасения, что вы не сможете соблюсти ограничения, наложенные Всевышним, то не будет на вас греха, если жена заплатит компенсацию и получит тем самым развод…» (2:229)

Когда нежелание жить вместе с супругой исходит от мужчины, то он не имеет никакого права отбирать что-либо у жены или требовать у неё компенсацию:

«Если вам понравилась другая женщина и вы хотите развестись со своей, то вам нельзя ничего брать себе обратно из того, что было ранее подарено супруге. Неужели вы хотите совершить явный греховный поступок?» (4:20)

3. Зихар – отождествление жены с женщиной, которая по статусу запретна для мужчины. Эта ситуация описывается в суре «Аль-Муджадила», когда муж сравнил свою супругу с собственной мамой, тем самым давая понять, что никакой половой близости теперь между этими двумя людьми быть не может.

«Те, кто посмел возвести собственную жену в ранг запретной женщины, совершают предосудительный и неверный поступок. Жена – это не мать мужа. Матерью может быть только та женщина, которая родила этого самого мужчину [который решил разбрасываться столь абсурдными выражениями]» (58:2)

После произнесения таких слов о жене супруг должен совершить искупление (каффарат), коим будет либо освобождение одного раба, либо совершение поста в течение двух месяцев подряд, либо обеспечение единоразово едой 60 нищих (как описано в 3-4 аятах суры «Аль-Муджадила»). Если искупление не будет совершено в течение одного срока гидды (три периода менструации), то женщина оказывается разведённой со своим мужем. Более того, с возникновением ситуации зихар муж не имеет права совершать половой акт со своей женой.

4. Лиган – развод, который происходит после обвинения одного из супругов в совершении прелюбодеяния, сопровождаемый соответствующей клятвой об этом. Если муж либо жена обвиняет своего партнёра по браку в супружеской измене, произнося перед казыем четырежды: «Клянусь Всевышним, моя жена (мой муж) является прелюбодейкой (прелюбодеем), и добавляя потом: «Если мои слова лживы, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и ждёт ответа от обвиняемой стороны. Если эта сторона (будь то муж или жена) отвергает обвинение, четырежды произнося: «Клянусь Всевышним Аллахом, я не изменял своему супругу (своей супруге)», добавляя: «Если мои слова ложны, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и объявляется этих двух людей запретными друг для друга навечно.

Если обвиняющая сторона откажется от своих слов, то ей положено 80 ударов плетьми в качестве наказания за клевету:

«Те, кто распространяет лживые обвинения в адрес целомудренных женщин и не смогут найти четырёх свидетелей, должны подвергнуться высечению в размере 80 ударов розгами. Свидетельства таких людей нельзя будет принимать больше никогда, так как их слова являются лживыми» (24:4)

  • Развод под принуждением признаётся в Шариате действительным. Но это правило не действует, если человеку угрожают смертью. Также считается совершённым талак, который произошёл в ситуации, когда инициатор был пьяным.
  • Если мусульманин сказал слова о разрыве брачных отношений по ошибке или забывчивости, то и в этом случае развод действителен.
  • Когда человека довели, играя на его самообладании, и, по сути, вынудили сказатьтройной талак, то с этим ничего не поделать – брак считается распавшимся.
  • Если муж или жена произносит слова развода во сне, то в этой ситуации их брачные отношения сохраняются.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. У меня такая история: мой муж был военным и оставив меня у родителей уезжал на службу. Мама его не разрешала ему брать меня с собой. У нас есть сын Исмаил. И он там делал зина и все такое никакого конкретного внимания не оказывал нам. Я сама работаю. Его зарплату брала его мама и мне чуть чуть доставалось тайком от матери он разрешил. Но я раньше не знала что я должна была выпросить талак когда он делал зина. Думала что надо терпеть от незнания. Потом он там женился. Я не знала. Он не соблюдал справедливость. Ко мне приезжал через полгода или 4 5 месяцев. Сейчас сидит в тюрьме. Изменился чуть чуть сделал тавбу. Но незнаю. Помоему это все временно. Недавно его вторая жена нас поссорила наговорила ему гадостей про меня и он позвонив разговаривал недовольно со мной. Могу ли я выпросить талак если нет справедливости и не чувствую к нему ничего.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух! Пожалуйста, помогите разобраться в моем вопросе. Муж в гневе дал сразу тройной талак. Так и сказал: « Даю тебе три талака». Потом мы узнавали, нам сказали, что это считается как один. Он меня вернул. Потом опять все повторилось и не один раз. Сейчас он уже два года как в России. По телефону голосовым сообщение тоже отправил мне три талака за один раз. И тогда я стала узнавать, мне Имам в мечети сказал, что мы уже не муж и жена. Об этом сказала потом своему мужу, но он все отрицает говорит, что мне такого не говорил и что я его жена. А если выйду замуж, то он меня убьёт. Скажите пожалуйста, являемся ли мы супругами или нет?

Статья написана по материалам сайтов: mojurist.ru, prozakon.guru, tvoirazvod.ru, islam.global.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий