Семья замещающая: что это такое 2019 год

Приемная семья – не единственная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но это наиболее популярная форма после усыновления. С психологической точки зрения разницы между усыновлением и приемной семьей нет, не считая разницы от восприятия самого статуса своего (усыновленного) и приемного ребенка, хотя чаще и эти границы стерты. Какие еще существуют виды устройства ребенка в семью, и на какую помощь может рассчитывать семья? Давайте разберемся.

Замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными являются 3 формы – усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей.

В быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи называют приемными. Того же подхода я и буду придерживаться в статье, так как на психологическую сторону вопроса это никак не влияет. Однако я все-таки считаю нужным осветить основные отличия форм семейного устройства.

Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (= родной) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

Почему я решила упомянуть про эту форму? Есть у нее одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование. Мне кажется, это можно взять на вооружение и нашей стране.

Психологическое сопровождение бывает кризисным, активным и мониторинговым. В рамках него оказывается социально-правовая, медицинская, психологическая и педагогическая помощь замещающим семьям.

Но начинается психологическое сопровождение замещающих семей еще задолго до передачи ребенка. Речь идет о школах и клубах приемных родителей.

Клуб приемных родителей – организации, обеспечивающие регулярные встречи замещающих родителей, в том числе приемных родителей. В настоящее время клубы приемных родителей распространены по всей России, даже в отдаленных и малочисленных городах можно найти такую организацию. Клуб решает следующие задачи:

  • взаимоподдержка родителей;
  • обмен личным опытом;
  • приобретение новых знаний и навыков;
  • помощь в выходе из кризиса.

В рамках клуба также организуются занятия для родителей и детей, проводятся семейные праздники.

В программу для родителей обязательно включены лекции и тренинги по повышению педагогического мастерства, предоставляется помощь специалистов (логопеды, психологи, социальные работники, юристы).

Школа приемных родителей – обязательный элемент подготовки к родительству. Ее посещение доступно всем, нужен лишь паспорт и заявление. Подготовку можно не проходить некоторым категориям населения:

  • отчим (мачеха) для приемного ребенка, то есть человек решает усыновить пасынка;
  • близкие родственники приемных детей;
  • для тех, кто уже был опекуном и не потерял это право.

Участников школы называют кандидатами в приемные родители. Программа школы не отличается по регионам. Она включает одинаковые разделы, всего их 13. Изучаются:

  • особенности потребностей, мотивов приемных детей и родителей, компетенций родителей;
  • психофизиология ребенка как такового;
  • особенности развития детей-сирот;
  • последствия от разрыва с родной семьей;
  • адаптация приемного ребенка;
  • проблемы в поведении приемного ребенка, их причины и родительские навыки управления;
  • обеспечение безопасности ребенку;
  • тонкости полового воспитания;
  • юридические нюансы;
  • сопровождение приемной семьи.

Глядя на это, я пришла к выводу: почему не сделать обязательными такие школы для всех родителей: приемных, кровных? По-моему, отличная идея. Не сдал экзамены – рожать не можешь, как и усыновить ребенка. Но пока это обязательно только для приемных семей.

За время посещения школы происходит не только обучение, но и оценка будущих родителей. Средняя продолжительность – 2-3 месяца. Вполне достаточно для того, чтобы близко познакомиться с кандидатами, их родственниками, образом жизни и условиями проживания. Оцениваются социальные, психологические и экономические характеристики семьи.

  • Диагностику кандидатов чаще всего проводит психолог и социальный педагог. Но также в определенных ситуациях может привлекаться юрист, врач, педагог или другой специалист. Они должны лично убедиться в пригодности будущих условий жизни ребенка. После передачи ребенка в семью органы опеки посещают приемных родителей.
  • Кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению копинг-стратегий поведения.

Копинг-стратегия – это стереотипное, наиболее предпочтительное для конкретного человека поведение в стрессовой ситуации, связанное с особенностями его темперамента, личными качествами и психовозрастными особенностями; иногда не совсем контролируемое самим человеком.

С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Это неизбежные этапы. Ребенку и членам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой полноценной семьей. Но такая цель не может быть достигнута с легкостью за один день, стрессовых ситуаций будет возникать много. И вот вопрос: готовы ли родители адекватно реагировать на них? Верно ли они оценивают свои силы? Могут ли контролировать себя?

В момент стресса копинг-стратегия оказывается доминирующей. Вот почему так важно понимать, как может повести себя приемный родитель в трудных жизненных ситуациях. Так, например, если выяснится, что стереотипным способом решения проблем для человека является физическая сила, но в то же время он утверждает, что понимает недопустимость этого с ребенком, необходимость самоконтроля, то велик риск именно такого привычного поведения (т. е. физического разрешения конфликта).

Потому психологам следует обращать на это особое внимание: проводить дополнительные исследования кандидатов, проверки, беседы, в подготовительной работе делать акценты на каких-то особых, опасных и острых вопросах. Важно исследовать связь копинг-стратегии и личностных особенностей человека. Может оказаться, что какие-то черты характера действительно смогут сглаживать и нейтрализовывать привычное экстренное поведение, а может и наоборот: усиливать его проявление.

  1. Изучите актуальную по данному вопросу литературу.
  2. Обратитесь за информационной и психологической поддержкой в местные социальные учреждения или школу приемных родителей.
  3. Перед принятием ребенка в семью позаботьтесь о формировании у себя соответствующих знаний, умений и навыков. Изучите теорию, опыт других людей.
  4. Обсудите свое желание устройства приемного ребенка с другими членами семьи. Выясните, что они думают по этому вопросу. Как представляют такую жизнь. Готовы ли помогать.
  5. Проанализируйте все мнения родных. Оцените возможные трудности и грядущие изменения.
  6. Подготовьте своих детей (детей ваших родственников) к возможным трудностям. Расскажите о проблемах приемного ребенка, о его жизненных трудностях и о его возможном будущем поведении.
  7. При хорошей воспитательной подготовительной работе с родными детьми вы можете получить неплохих помощников в их лице.
  8. Всегда помните о том, что приемный ребенок поначалу будет, скорее всего, настроен враждебно к вашим родным детям и скептически ко всем членам семьи.
  9. Помните о том, что у приемных детей часто встречается заниженная самооценка.
  10. Поощряйте и хвалите каждое положительное действие ребенка. И даже попытки таких действий стоит отмечать в положительном ключе.
  11. Вы должны осознавать, что приемному ребенку необходимо давать заботы, внимания и любви еще больше, чем родным детям. Будьте готовы к этому.
  12. Не переоцените свои возможности (финансовые, моральные, бытовые и иные)!
  13. Приготовьтесь и подготовьте других членов семьи к требовательности приемных детей.
  14. Проинформируйте своих детей о том, как вести себя с приемным ребенком. Расскажите обо всех нюансах, о возможных «привилегиях» для приемного ребенка. Объясните причины именно такого взаимодействия.
  15. Не забывайте, что поддержка в вопросах приема в семью детей очень важна. Для одного человека это практически непосильная ноша. Важно знать, что среди родных и близких есть те, кто может помочь.
  16. Не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой к специалистам.
  17. Не нужно замалчивать и игнорировать назревающие или возникшие проблемы.
  18. Не молчите о своих подозрениях и страхах. Чаще всего они являются мифами или же легко преодолеваются и разрушаются.
Это интересно:  Узнать очередь в детский сад по свидетельству о рождении: как это сделать? 2019 год

Усыновление, опекунство и другие формы устройства ребенка – сложный и неоднозначный вопрос. Каждый вариант приема ребенка в семью обладает своими нюансами и требованиями к взрослым. Подробнее обо всех тонкостях самого вопроса, особенностях различных форм и взаимодействии с ребенком в приемной семье можно прочитать в книге «Настольная книга приемного родителя» — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. Работа находится в свободном доступе в интернете.

Приоритетной средой воспитания ребенка является кровная (биологическая) семья. При отсутствии возможности воспитания ребенка в кровной семье ребенку должна быть обеспечена возможность воспитания в замещающей семье. В замещающей семье дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Замещающие семьи: семья усыновителей, приемная, опекунская, семейный детский дом, патронатная семья, семейная воспитательная группа.

Воспитателями приемной семьи, патронатной семьи, семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жилье, без вредных привычек, судимости, инвалидности 1-й, 2-й групп, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе “воспитатель замещающей семьи”. Важным условием для приема на воспитание в семью чужого ребенка является абсолютное согласие всех членов семьи, проживающих на данной жилой площади, на осуществление этой деятельности.

Особенностью воспитателей семейной воспитательной группы (СВГ) по сравнению с воспитателями патронатной, приемной семьи является специализация по возрасту, полу, личностным особенностям детей и др. Специализированные семейные воспитательные группы эффективнее справляются со своими обязанностями по установлению контакта с детьми, адаптации ребенка в чужой семье, так как пребывание ребенка в семье ограничено. Наличие у семьи опыта работы с данной категорией детей, отработанные методики, формы, приемы взаимодействия, создание особых условий, подбор для ребенка семьи, которая наиболее подходит для его нужд, особенностей помогают в короткие сроки реабилитировать его в условиях замещающей семьи и подготовить к возврату в реабилитированную кровную семью. Еще одной особенностью именно СВГ является возможность определения на работу в качестве воспитателей как довольно молодых людей от 18 лет, так и людей зрелого возраста — старше 60 лет. Нередки случаи, когда молодые пары просят дать на некоторое время ребенка двух-трех лет, чтобы проверить свои чувства, готовность к рождению собственного ребенка, и в таких случаях важно совместить интересы молодежи и ребенка, мама которого легла в больницу на месяц-два. Как правило, в план по уходу за ребенком таким воспитателям обязательно включается пункт о необходимости посещения матери в больнице с малышом, чтобы и мама, и малыш знали, что ситуация временна, и данный выход — наилучший для всех. Для реабилитации ребенка из асоциальной семьи, подростка, ребенка-инвалида, ребенка с поведенческими особенностями подбираются более опытные воспитатели.

Интересный подход найден в СРЦ “Надежда” г. Саратова, где форма СВГ используется на переходном этапе с момента фактического сиротства ребенка до оформления опеки над ребенком или усыновления. То есть семья — будущая опекунская или приемная — оформляется в качестве СВГ, проходит обследование, обучение, находится под сопровождением специалистов центра и впоследствии оформляет документы по изменению статуса ребенка.

Данная форма помогает и семьям, и детям адаптироваться друг к другу, получить в период адаптации квалифицированную помощь психолога, педагога и впоследствии при необходимости иметь возможность обратиться к специалистам центра за помощью и консультацией. Такая помощь замещающей семье способствует существенному снижению процента отказов от опекаемых и усыновленных детей в подростковый период, что, к сожалению, нередко происходит.

Другие виды замещающей семьи: опекунская, приемная, патронатная — применимы в ситуации, когда у ребенка установлен статус сироты. Патронатная семья является формой семейной реабилитации ребенка-сироты, устанавливаемой детским домом. Патронатный воспитатель также является сотрудником учреждения, получает заработную плату и средства на содержание ребенка. Но лучше всего, чтобы ребенок находился в одной семье до совершеннолетия, что помогло бы ему сформировать устойчивую привязанность, доверительное отношение к воспитателю, приобрести навыки самообслуживания, научиться самостоятельности и ответственности, усвоить семейные обязанности, роли, культурные и нравственные ценности и нормы.

Предпочтительно, чтобы патронатные семьи были полными, мужчина и женщина были в возрасте от 28 до 55 лет, имели возможность, силы, здоровье и желание соответствовать потребностям ребенка в развитии, общении, организации культурного досуга, активного отдыха и спорта.

В некоторых регионах в качестве самостоятельной формы реабилитации функционирует так называемая гостевая семья. Данная форма используется в учреждениях для детей-сирот только в период знакомства ребенка и патронатной (приемной) семьи, для того чтобы и воспитатель, и ребенок поближе познакомились друг с другом и приняли решение о возможности совместного проживания или другом выборе. Ознакомительные встречи не могут продолжаться длительное время.

Существуют Правила организации детского дома семейного типа. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

  • — находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
  • — отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • — лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • — имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
  • — признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

2016 годы”, определившая первоочередные цели:

  • — в сфере профилактики социального сиротства — сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми;
  • — в сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, и недопущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.

Одним из ключевых компонентов Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является переход от интернатного воспитания в детских домах к созданию центров содействия семейному воспитанию (далее — ЦССВ). В условиях ЦССВ возможно комплексно оказывать помощь различным категориям детей, находящимся в трудной жизненной ситуации (воспитывающимся в условиях кровной или замещающей семейной заботы или в условиях семейных групп ЦССВ).

В каждом центре создаются условия, приближенные к проживанию в обычной семье, так называемые семейные жилые группы квартирного типа. В каждой квартире будет проживать группа из семи-восьми детей с постоянно работающей социальной мамой / социальной тетей. Перед открытием в здании проводится капитальный ремонт и перестройка помещений для проживания группы семейного типа в условиях отдельной квартиры, работа по организации новых условий проживания детей-инвалидов.

Это интересно:  Обязанности родителей перед детьми, и до скольки лет они обязаны содержать их по закону? 2019 год

Основными целями деятельности ГБУ ЦССВ являются:

  • — осуществление содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в организацию под надзор;
  • — осуществление социальной реабилитации детей, помещенных в организацию;
  • — предоставление воспитанникам комплексной медикосоциальной и психолого-педагогической помощи и реабилитации, направленной как на преодоление травматического опыта, связанного с насилием, ненадлежащим обращением или с самим фактом разрыва с семьей, так и на обеспечение безопасности и иных потребностей развития ребенка (здоровье и физическое развитие, умственное развитие, образование, развитие познавательного интереса, поведенческое развитие и социальная адаптация);
  • — обеспечение прав и законных интересов воспитанников организаций;
  • — подготовка воспитанников к возвращению в семью или к помещению в замещающую семью;
  • — работа с кровной семьей воспитанников, направленная на возвращение ребенка в семью (поиск родителей, родственников, значимых людей для ребенка, налаживание и поддержание с ними контакта, проведение комплексной социальнореабилитационной работы, предоставление необходимой социальной, психологической, правовой и иной помощи);
  • — предоставление ребенку и семье социально-психо- логической поддержки после возвращения ребенка в семью (при наличии запроса или решения органа опеки и попечительства);
  • — поиск и подготовка замещающих семей для воспитанников организаций, подбор для каждого воспитанника совместимой с ним замещающей семьи;
  • — оказание замещающей семье комплексной психологопедагогической, социальной и правовой поддержки, проведение мониторинга развития ребенка и помощь в выборе оптимальной программы реабилитации (при наличии запроса или по решению органов опеки и попечительства);
  • — организация групп постинтернатной адаптации для воспитанников, не устроенных в семью, для малолетних или молодых матерей, проживающих совместно с детьми, обратившихся выпускников из замещающих семей; предоставление им возможности для проживания, психологической и социальной реабилитации на период получения основного общего, полного среднего и среднего профессионального образования, до достижения возраста 23 лет или до получения жилого помещения.

На базе ЦССВ оказываются следующие государственные услуги:

  • — социальный патронат;
  • — содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — временное содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — реализация дополнительных общеразвивающих программ;
  • — содействие в передаче воспитанников из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства;
  • — подготовка замещающих семей (Школа приемных родителей);
  • — сопровождение замещающих семей;
  • — постинтернатный патронат.

В центрах сформирована система воспитательной работы и дополнительного образования воспитанников по следующим направлениям: художественно-эстетическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, научно-техническое. Дети посещают образовательные учреждения и детские сады, которые находятся в ближайшем социальном окружении ЦССВ.

На сегодняшний день в г. Москве работает 15 ЦССВ.

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье мы рассмотрим проблемы замещающих семей. Вам станет известно определение данного понятия. Разберемся, какие виды замещающих семей существуют.

Каждый малыш жаждет воспитываться в любящей семье, с людьми, которые будут его оберегать и защищать. Но нередки такие случаи, когда ребенок вынужден остаться без ласки и заботы родителей. Замещающие семьи — это те, которые взяли на себя роль родной семьи, но таковой не являются. Данное понятие объединяет в себе различные формы устройства ребенка к воспитателям и некровным родителям.

Необходимо понимать, что малыш, воспитываемый в узком кругу близких людей, пусть и неродных, имеет ряд положительных моментов перед тем, который воспитывается в детском доме. К преимуществам взросления в такой семье относят:

  • забота;
  • эмоциональные связь, теплые взаимоотношения;
  • регулярное общение;
  • особый подход к воспитаннику;
  • возможность общаться с представителями различных поколений;
  • демонстрация взрослыми правильного поведения;
  • общее времяпровождение детей и родителей;
  • передача опыта семьи.

Ребенок в замещающей семье может оказаться путем определенных устройств.

  1. Усыновление. Ситуация, когда у ребенка появляются вторые родители, которые замещают его настоящих. Малыш передается взрослым по решению суда; усыновители указываются, как родные; прекращаются отношения с биологической матерью; обретение всех имущественных, а также неимущественных прав. При этом усыновители не получают денежную поддержку от государства. Основная проблема, которая возникает в данной форме устройства – это продолжительный этап оформления документов, также необходимо пройти судебную процедуру. Стоит учитывать, что к усыновителям будут выдвинуты весьма строгие требования.
  2. Попечительство, опека. Ребенка устраивают на проживание к одному из родственников или к специально подготовленному человеку, желающему взять его на воспитание. Детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста, назначают опекуна, тем, кто старше — попечителя. Особенности данной формы: прикрепление взрослого происходит на основании утвержденного акта о попечительстве, в котором оговариваются сроки воспитания; взрослый принимает на себя роль представителя ребенка, охраняет его имущество; между взрослым и малышом не устанавливаются родственные связи; карапузу разрешается сохранить отношения с кровными родителями. Попечитель или опекун должен отчитываться о проделанной работе соответствующим органом, если он не исполняет требования, должен понести за это ответственность. Воспитание происходит на безвозмездной основе. По исполнению 18 лет государство выделяет ребенку социальное жилье.
  3. Приемная семья. Данный вариант рассматривается, как подвид опеки. Помещение малыша в такую семью происходит на основании соответствующего документа. Гражданам, которые взяли на себя заботу о малыше, выплачивается вознаграждение. «Родитель», который не работает, считается трудоустроенным. К плюсам данной формы относят: возможность для родителей получать дополнительные деньги, а также стаж. Минусы: строгий контроль со стороны опекунских органов, необходимость информирования о методах воспитания, проделанной работе.
  4. Семейный тип детского дома. Взрослого нарекают воспитателем или родителем, а малыша – воспитанником. Количество детей может быть от пяти до десяти. Ребенок находится в таком доме до восемнадцатилетия.

Имеются определенные ограничения для кандидатов, желающих стать воспитателем или родителем. Так откажут в усыновлении или взятии опеки, если имеют место следующие моменты:

  • лишение родительских прав;
  • отсутствие стабильного заработка;
  • недееспособность или ограничение действий;
  • ранее был в роли усыновителя, нарушил данный статус;
  • предоставляет для малыша опасность;
  • имеют место однополые супружеские отношения;
  • страдает алкоголизмом;
  • был осужден за правонарушение, повлекшее за собой вред здоровью или жизни человека;
  • совершил особо тяжкое или тяжкое преступление;
  • отсутствует ПМЖ;
  • ограничение в правах;
  • наличие заболеваний, которые препятствуют нормальному воспитанию;
  • учет в специализированных учреждениях, наркологическом диспансере или психиатрии.

Кроме этого, определенные формы устройства могут предполагать еще и дополнительные ограничения. Например, если предполагается усыновление, то возраст между ребенком и усыновителем должен составлять не меньше 16 лет.

Чаще всего в замещающих семьях оказываются сироты. Также оказаться в новой семье может ребенок, если его родители:

  • несут для него угрозу;
  • были лишены родительских прав;
  • являются недееспособными или имеют ограничения в действиях;
  • находятся на психиатрическом лечении;
  • не имеют возможности воспитывать ребенка;
  • наличие серьезных проблем со здоровьем;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • находятся под следствием;
  • не желают воспитывать ребенка, не живут вместе с ним;
  • отказались от своего чада;
  • уехали в длительную командировку.

Если пришло понимание того, что хотите усыновить или удочерить ребенка, необходимо прислушаться к следующим рекомендациям.

  1. Постарайтесь изучить, как можно больше информации касательно этого вопроса.
  2. Обратитесь за психологической поддержкой в школу приемных родителей или просто к специалисту, который сможет подготовить Вас к данному событию. В специализированной школе изучаются потребности приемных детей, компетенция родителей, особенности развития сироты, психофизиология малыша, последствия, которые могли сказаться на психике крохи, адаптация приемного малыша, родительские навыки обучения безопасности, тонкости полового воспитания, сопровождение приемной семьи.
  3. Перед тем, как брать ребенка на усыновление, обязательно убедитесь в том, что Вы готовы, что получили необходимые навыки, знания и умения.
  4. Важно, чтоб Ваше решение было согласовано с мнением других членов семьи.
  5. Оценивайте возможные трудности, с которыми можно столкнуться при воспитании ребенка.
  6. Если у Вас есть свои дети, подготовьте их к тому, что в семье появится еще один малыш.
  7. Учитывайте то, что на начальном этапе приемный карапуз может враждебно относиться по отношению к Вам или к другим детям. Не забывайте о том, что у таких деток нередко занижена самооценка, очень важное ее повышать, хвалить ребенка за заслуги и поощрять.
  8. Правильно оценивайте свои желания и возможности.

Теперь Вы знаете, что такое замещающие семьи. Вам известно, какие проблемы могут подстерегать детей и родителей, решающихся на усыновление или удочерение. Нужно понимать, что ребенок, оказавшийся среди чужих для него людей, будет испытывать ряд проблем, возможно, возникновение комплексов, страхов. Поэтому задача родителей, которые решились на то, чтоб его приютить, создать максимально благоприятные условия, позволяющие малышу легче и быстрее адаптироваться. Важно, чтоб карапуз не ощущал своей ненужности, не чувствовал себя лишним в Вашей семье.

Это интересно:  Лечебная физкультура при ДЦП 2019 год

Если ребёнок остался без попечения родителей, то чем воспитываться в детском доме для него лучше оказаться в семье. Это способствует более гармоничному развитию и социализации. Формы такой замещающей семьи могут быть разными: от усыновления, при котором ребёнок получает фамилию усыновителей и становится по статусу во всем равен родному, и до детского дома семейного типа, представляющего собой учреждение на полном государственном финансировании, но с попыткой частичного воссоздания семейной обстановки.

Остаться без попечения ребёнок может из-за разных причин: если мама и папа умерли, отказались от его воспитания, или потеряли родительские права из-за нарушений. Жить самостоятельно он не может: ему требуется присмотр со стороны взрослого до времени, когда он достигнет совершеннолетия. Если же такого взрослого не находится, то задача государственных органов – устроить его в одно из заведений социальной защиты, чтобы он получал в нём всё необходимое для жизни и развития до совершеннолетия.

Но гораздо лучший вариант, конечно, устройство в замещающую семью – развитие и воспитание в семье обычно проходит куда проще и эффективнее, чем в детдоме.

Поскольку ребёнок не может проживать самостоятельно, задачей граждан является сообщение о таких детях в органы опеки и попечительства (ООП) – включая и тех, у которых родители есть, однако, совершенно о них не заботятся. ООП обязаны отреагировать на сообщение не позже, чем через три дня и установить, насколько обоснованным было сообщение.

Если обоснованность установлена, отводится месяц на его устройство. За это время могут объявиться родственники, или иные желающие взять его. При их отсутствии сведения о ребёнке направляются в специализированный банк данных региона, сам же он отправляется в детдом.

Но если желающие принять его на воспитание всё же нашлись, в течение этого месяца, или уже позже, и подошли по требованиям, и сам ребёнок не против, то он отправляется к ним. Новая семья будет называться замещающей – в этот широкий термин включены все возможные варианты замещения: усыновление, опека, попечительство, патронат, приёмные семьи и детдома семейного типа.

Естественно, устройство в семью – наилучший вариант, в особенности усыновление, но и любой другой способ замещения из перечисленных лучше нахождения в детском доме. Окружение любящих людей и семейная обстановка способствуют развитию как личности. Это наилучшим образом удовлетворяет психические потребности человека, в особенности растущего, а кроме того, эффективнее даёт навыки социального общения и готовит ко взрослой жизни.

Наиболее часто встречающаяся форма замещения: более половины всех детей в замещающих семьях именно взяты под опеку. Обычно такая форма практикуется, если у оставшегося без родителей ребёнка есть другие родственники, которые и соглашаются воспитывать его вместе с собственными детьми. Но возможно её применение и в других ситуациях – посторонние люди также могут взять под опеку воспитанника детского дома.

При опеке взрослый будет выполнять обязанности, связанные с воспитанием несовершеннолетнего, обеспечением его всем необходимым (но на государстве остаётся обязанность делать определённые выплаты), защитой интересов, и другие – практически все основные обязанности родителя.

С точки зрения законодательства, связь со взятым под опеку не столь крепка, как с родными детьми либо усыновлёнными. После наступления 14 лет форма изменится на попечительство, и частично свои интересы подросток сможет представлять сам. А после наступления совершеннолетия он станет полностью самостоятельным и покинет семью.

Наиболее тесная форма принятия в семью, при которой у усыновителя и усыновляемого возникают отношения, аналогичные отношениям родителя и ребёнка, с точки зрения закона. Усыновлённый будет иметь такие же права, как и родной сын или дочь, и даже при наличии родных детей будет наследовать усыновителю на равных с ними.

Выполняется усыновление на основе решения суда, соответственно, процедура сложнее, чем остальных случаях и предполагает более крепкую связь, которую труднее разорвать. Потому нередко сначала ограничиваются взятием под опеку, а затем, если сложились хорошие отношения, оформляют усыновление.

Усыновление считается наилучшей формой замещения, при которой перед детьми открываются наиболее широкие перспективы. В случае усыновления они обретают полноценную семью без всяких оговорок, которые требуется делать во всех остальных, и могут воспитываться полностью в семейной атмосфере, воспринимая усыновителей как настоящих родителей.

При использовании этого вариант происходит временное помещение в семью, где осуществляется воспитание. Причём для приёмных родителей оно приравнивается к работе, им даже начисляется трудовой стаж, с ними заключается специальный договор. Набор прав приёмного родителя аналогичен тем, что имеет опекун, а после достижения 14 лет – попечитель.

Они точно так же должны заниматься воспитанием и развитием приёмного ребёнка, искоренять дурные привычки, всячески заботиться о здоровье – и тому подобное. Они же должны объяснить временный характер нахождения в семье.

Средства на содержание выделяются государством, но их грамотное расходование также станет заботой приёмных родителей. Кроме того, определённые выплаты получат также они сами – это помогает большему количеству людей брать приёмных в семью, даже не из корысти, а просто потому, что в любом случае воспитание отнимает время, и его компенсация помогает легче решиться на этот шаг.

Во многом данная форма схожа с предыдущей, поскольку патронатный воспитатель также заключает договор и получает плату за свою деятельность, ему начисляется стаж. Ответственность при этом, наравне с воспитателем, несет Уполномоченная служба (в которой патронатный воспитатель должен пройти подготовку) и местный ООП.

Важная особенность патроната: под него могут передаваться дети, у которых нет статуса, позволяющего оформить опеку над ними, или же усыновить их. Таким образом, патронат часто используется как переходная форма до того, как статус будет оформлен.

Воспитательное учреждение, создающееся на базе семьи, если супруги в ней хотят воспитывать сразу много детей – от пяти и более. Общее их количество в ДДСТ может составлять до 12 человек.

ДДСТ одновременно является и замещающей семьей, и имеет статус учреждения, то есть, представляет собой нечто среднее между обычной семьёй и детдомом. Всё же он предоставляет куда более подходящие условия для психологического и социального развития, чем последний, хотя и уступая в этом полноценной семье, где родители могут уделять много внимания каждому ребёнку.

Дети сохраняют права на все полагающиеся им в связи со статусом оставшихся без попечения выплаты, государство оплачивает расходы на их содержание, а один из приёмных родителей или сразу оба могут быть зачислены как воспитатели и получать трудовой стаж и выплаты, также воспитатель получит право на оплачиваемый отпуск. Таким образом, ДДСТ соединяет преимущества государственного учреждения с возможностью воспитания в семье.

Какой бы статус ни имела замещающая семья, главное в ней в любом случае — отношения между её членами. Иногда между усыновителями и усыновлённым в итоге складываются холодные отношения, приводящие в итоге даже к отмене усыновления, а иногда в ДДСТ воспитанники отлично себя чувствуют благодаря тёплым отношениям с воспитателями и другими воспитанниками. Тем не менее важно выбрать правильную форму замещения.

Статья написана по материалам сайтов: psychologist.tips, ozlib.com, psycho4you.ru, mojurist.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий