Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус 2019 год

В современном российском обществе остро стоят проблемы нестабильности брака, распространения внебрачных рождений, увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей.

С другой стороны, цифра по-прежнему остается высокой, ведь около полумиллиона детей по- прежнему уязвимы в правовом и социальном плане.

Ю.В. Николаева справедливо отмечает, что проблема детей-сирот свидетельствует о бессилии государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами[2].

Тем временем, проблема детской безнадзорности и беспризорность в России является одним из факторов угрозы национальной безопасности

Забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним и важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Нормы международного и российского права подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством[3].

Правовые институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимают особое место в семейном праве Российской Федерации. Формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящен Раздел VI[4].

Кроме того, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя[5].

Именно в нормах данного Закона определен круг лиц, которые относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-первых, это дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Во-вторых, это дети, оставшиеся без попечения родителей. В отличие от первой группы детей, ко второй относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей по одной из следующих причин:

1. в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

2. в связи с ограничением родителей в родительских правах;

3.в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограничено дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

4. в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Таким образом, ко второй категории детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относит, помимо детей-сирот, также детей, имеющих родителей.

Настоящим законом установлены дополнительные (помимо тех, которые распространяются на всех детей) гарантии на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд и социальную защиту от безработицы.

Кроме того, в данном законе регламентировано, каким образом осуществляется судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10).

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Предусмотренные законом дополнительные гарантии играют важную роль для реализации в полном объеме детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, прав, которые предусмотрены для несовершеннолетних.

Отметим, что дети из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Несмотря на достаточно подробную законодательную регламентацию правового статуса детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их жизненное становление, социализация, подготовка к самостоятельной жизни и успешная интеграция в общество на современном этапе протекают достаточно тяжело.

Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери или отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Как правило, эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

При этом тяжелое экономическое положения невольно сокращает количество тех, кто готов это сделать. В особое тяжелое положение попадают дети, осиротевшие в подростковом возрасте, так как чаще всего они уже приобрели за годы жизни в семье асоциальные навыки, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение[6].

В доктрине под правовым статусом личности понимают совокупность прав лица, его обязанностей и ответственности за их невыполнение.

Главным признаком ребенка как носителя специального правового статуса являются возрастные границы, которые обуславливают психофизические особенности несовершеннолетних и определяют специфику их право- и дееспособности, а также деликтоспособности.

Специфика статуса ребенка определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие права не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих и государстве, в лице специальных органов и учреждений.

Общим, объединяющим правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что эти дети живут без родителей и фактически лишены отдельных прав, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации.

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется, с одной стороны, правовым статусом личности несовершеннолетнего ребенка — система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением. Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен прежде всего нормами семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуально- правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями.

С другой стороны, правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется действующим законодательством, анализ которого позволяет сделать вывод, что на реализацию имущественных прав детей существенное влияние оказывают иные субъекты соответствующих правоотношений, прямо или косвенно воздействующие на права ребенка-подопечного. Юридическое содержание правоотношений с таким обязательным субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей.

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 12.05.2017).

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от ред. от 28.03.2017) // Российская газета. № 17.27.01.1996.

3. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ. 1996. № 52. Ст. 5880.

4. Число детей-сирот в России сократилось вдвое за четыре года // URL:http://www.rbc.ru/politics/17/11/2016/582d7c8d9a79474d2f34c7ca (дата обращения 12.05.2017).

5. Николаева Ю.В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. 2009. № 6. С. 14-18.

6. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право.2012. № 6. С. 60-66.

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей, отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

  1. Сироты – несовершеннолетние граждане, оставшиеся без родителей (обоих или единственного) в результате их смерти;
  2. Дети, оставшиеся без попечения – лица до 18-летнего возраста, чьи мать и/или отец не в состоянии выполнять родительские обязанности по следующим причинам:
    • лишения соответствующих прав;
    • ограничения этой функции;
    • признания не дееспособными;
    • заболевания, не позволяющие воспитывать и содержать несовершеннолетних;
    • назначения уголовного наказания в форме лишения/ограничения свободы;
    • уклонения от воспитания;
    • безвестного отсутствия, признанных умершими по суду.
Это интересно:  Исчисление и подтверждение трудового стажа 2019 год

Распространены ситуации социального сиротства, когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин, когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности материотца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют:

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства. Сотрудники попечительского ведомства занимаются устройством брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально. И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить социальное жилье только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы:

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – свидетельство о рождении с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных льгот, социальных пособий, пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Пособие положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. Питание в столовой бесплатно.

Путевки в лагеря отдыха также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям:

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь. При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту, которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»).

Это интересно:  Средняя зарплата по России для расчета алиментов: сумма 2019 год

Вышеуказанный закон категорию детей-сирот выделил в отдельное понятие как один из случаев утраты ребенком родительского попечения.

Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) случай утраты родительского попечения в связи со смертью родителей включен в понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В целях устранения разночтений применяется термин «дети, оставшиеся без попечения родителей», вобравший в себя все случаи утраты детьми родительского попечения.

Согласно статье 121 СК РФ к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, приведенный в пункте 1 статьи 121 СК РФ, не является исчерпывающим. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» также содержит перечень ситуаций, при которых ребенок остается без попечения родителей. В дополнение к СК РФ названы следующие случаи утраты ребенком родительского попечения: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых.

При определении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует учесть все вышеперечисленные случаи утраты ребенком родительского попечения.

Под правовым статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, понимается наличие документов, подтверждающих факт отсутствия (утраты) единственного или обоих родителей в случаях:

1. Смерть единственного или обоих родителей

1.1. Смерть единственного или обоих родителей подтверждается свидетельством о смерти родителя или повторным свидетельством о смерти родителя

Форма свидетельства о смерти утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 года № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее — постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 года № 709).

Форма бланка записи акта о смерти утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 194 «Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния» (далее приказ Минюста РФ от 30 декабря 1998 года № 194).

Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 года № 432 (далее — постановление Правительства РФ от 17 апреля 1999 года № 432).

Заявление о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния (далее – орган ЗАГС) обязаны подать:

— супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

— медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении;

— учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

— орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

— орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

— командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

В случаях, когда органу опеки и попечительства стало известно, что государственная регистрация смерти родителя не была оформлена, но у физических или юридических лиц имеются:

— медицинское свидетельство о смерти (форма № 106/у-08 утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти» (далее — приказ Минздравсоцразвития от 26 декабря 2008 года № 782н);

— судебное решение об установлении факта смерти;

— судебное решение об объявлении родителей умершими;

орган опеки и попечительства принимает меры к тому, чтобы физические или юридические лица, имеющие вышеперечисленные документы, обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка или подает заявление от своего имени.

Если государственная регистрация смерти не была произведена, а медицинское свидетельство о смерти утрачено, орган опеки и попечительства или законный представитель ребенка запрашивает дубликат медицинского свидетельства о смерти и после его получения обращается в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка.

Рекомендации о порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о смерти установлены письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 января 2009 года № 14-6/10/2-178 «О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти» (далее — письмо Минздравсоцразвития от 19 января 2009 года № 14-6/10/2-178).

При невозможности получения необходимых документов для государственной регистрации смерти, законные представители подают исковое заявление в суд об установлении факта смерти родителей ребенка.

В случае установления органом дознания или следствия личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица, в целях установления факта смерти родителей ребенка законный представитель ребенка принимает меры по внесению соответствующих изменений в запись акта о смерти неизвестного лица и получает свидетельство о смерти лица, являющегося родителем ребенка.

В случаях, когда органу опеки и попечительства стало известно, что смерть родителей зарегистрирована, но свидетельство о смерти утрачено или не представляется возможным истребовать его у родственников, орган опеки и попечительства получает повторное свидетельство о смерти родителя ребенка в порядке, установленном статьей 9 Закона «Об актах гражданского состояния».

Органы управления образованием, опеки и попечительства освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повторных свидетельств о смерти их родителей, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленных в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств (статья 333.39 Налогового кодекса Российский Федерации).

Лицу, обратившемуся в орган ЗАГС лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения.

В случае, если лицо обращается в орган ЗАГС с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу (статья 9 Закона «Об актах гражданского состояния»).

2. Родители (единственный родитель) отсутствуют (неизвестны)

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

  • 1. дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
  • 2. лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
  • 3. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;
Это интересно:  Лишение родительских прав: судебная практика и подсудность, основания согласно Семейному кодексу 2019 год

опека и попечительство -форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • · лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • · лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • · отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • · бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • · лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

  • -воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
  • -заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  • -вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно приложению.

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства РФ.

Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью , подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

Характеристика с места работы;

Документ, подтверждающий наличие жилья у лица ( лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение) ;

Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

Медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью ( ссылка на приказ минз о мед освид ) .

Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем , должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

Статья написана по материалам сайтов: izron.ru, posobie-help.ru, detimordovii.ru, vuzlit.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий