Уполномоченный по правам ребенка при президенте в Российской Федерации: функции, деятельность 2019 год

Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.

В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.

Поскольку по закону ребенок в РФ – это полноценный гражданин, он при рождении наделяется определенными правами.

Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.

Помимо общих прав, прописанных в действующем законодательстве, ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, подпадает под особую защиту со стороны уполномоченного. Рассмотрим, какие дети могут получить помощь от омбудсмена в РФ.

За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:

  • ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
  • если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
  • малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
  • ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
  • малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.

Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.

В целом, механизм, позволяющий защитить ребенка от возможных негативных воздействий, достаточно прост. Данные функции возложены на различные социальные и исполнительные органы, а также непосредственно на родителей.

Уполномоченный является элементом общей системы и, соответственно, наделен специальными полномочиями и выполняет конкретные функции. Следует отметить, что уполномоченный – это не один человек.

Данная должность существует на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ответственное лицо назначается лично президентом РФ, а на региональном — местными властями. Некоторые уполномоченные осуществляют деятельность на общественных началах (к примеру, в Ивановской области).

Значимым моментом является то, что омбудсмен, назначенный на федеральном уровне, обладает неприкосновенностью до того момента, пока не отрешен от должности. Иными словами, он не может быть привлечен к ответственности, помещен под арест или обыскан.

Законом определены задачи, которые ставятся перед уполномоченным по правам ребенка. В общий перечень входят следующие:

  1. Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
  2. Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.

Данные задачи могут быть достигнуты путем наделения ответственного лица определенными полномочиями. Омбудсмен может посещать любую организацию и знакомиться с ее деятельностью. Кроме того, уполномоченный может потребовать объяснений у должностных лиц и запросить любую информацию.

При введении на территории субъекта или государства чрезвычайного положения омбудсмен продолжает заниматься своей деятельностью.

Дополнительно стоит указать, что уполномоченный не может выносить окончательные решения по вопросам проживания ребенка.

Такое право есть только у судебной инстанции, однако он может обратиться с исковым заявлением или с законодательной инициативой. Как правило, у омбудсмена есть своя общественная приемная, куда может прийти любой гражданин, в том числе ребенок, для подачи заявления на оказание помощи.

Уполномоченный по правам ребенка- это лицо, которое занимается защитой прав и интересов детей в любых сферах деятельности и жизни. Омбудсмен наделен определенными правами и полномочиями, а также имеет полную неприкосновенность в правовом поле до момента снятия с должности.

Указанные возможности, по сути, взяты из закона, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека. Однако детский омбудсмен не наделен таким широким кругом возможностей. В частности, он не может знакомиться с судебными материалами, приговорами, решениями, определениями, в том числе по отказам в возбуждении судопроизводства. Однако в Указе президента содержался немаловажный пункт. Региональным властям предписывалось определить порядок, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность Уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте.

Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.

При рождении в России ребенок автоматически обладает общими правами, которые закреплены в Конституции российской Федерации, а так же в декларации прав ребенка. Данные права в силу закона, являются базовыми и охраняются на равнее вместе со взрослыми. Но законодательством, так же предусмотрено, что для ребенка существуют особые права, по которым ребенок обладает особой защитой, включая Уполномоченного по правам ребенка при Президенте российской Федерации.

Сложность в защите детских прав связана с тем, что нарушения в этой сфере носят системный характер. Законодатель принял усиленные меры для решения данной проблемы. Однако возникает необходимость принятия дополнительных ресурсов. Институт Уполномоченного по правам ребенка является одной из самых молодых организаций по защите детских интересов в стране. Какие функции выполняет омбудсмен, и на какую реальную помощь могут рассчитывать несовершеннолетние?

Социальное предназначение института Уполномоченного по правам ребенка — улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних

На местах региональные детские омбудсмены сосуществуют с региональными Уполномоченными по правам человека, которые также назначаются и финансируются властями субъектов Российской Федерации. Отношения между «специализированными» и «общим» омбудсменами складываются по-разному. Например, в Челябинской области у «общего» и «детского» омбудсменов один рабочий аппарат. Еще дальше пошли в Тверской области — там в 2010 году Уполномоченный по правам ребенка был подчинен областному Уполномоченному по правам человека в статусе помощника [4] . В Красноярском крае по состоянию на 2016 год региональный Уполномоченный по правам человека назначает (с согласия Законодательного собрания края) Уполномоченного по правам ребенка [5] .

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основеОб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.

В течение первых нескольких лет работы омбудсменов стало ясно, что достаточно остро стоит проблема не только ненадлежащего исполнения компетентными госструктурами и учреждениями своих обязанностей, но и нарушения ими охраняемых законом интересов несовершеннолетних. К сожалению, организация деятельности участковых уполномоченных полиции не охватывает всего спектра вопросов, касающихся института детства. Сотрудники правоохранительных структур исполняют широкий круг обязанностей. Однако их работа затрагивает интересы детей в малой степени. Основной их задачей выступает обеспечение правопорядка. Организация деятельности участкового уполномоченного предполагает взаимодействие с различными структурами, в том числе, специализирующимися непосредственно на работе с несовершеннолетними (ОДН). Однако, как показала практика, этого крайне недостаточно. В этой связи утверждение на территории каждого субъекта должности уполномоченного по правам детей выступает как целесообразный шаг на пути к формированию качественно новой системы юридической защиты. В своей работе омбудсмен дополняет существующие в регионе формы и методы обеспечения сохранности интересов несовершеннолетних.

Это интересно:  Выплаты алиментов на детей 2019 год

На практике имеет место пересечение функций региональных омбудсменов с детскими Уполномоченными. Например, в докладе Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзляковой за 2016 год защите прав детей посвящены несколько разделов, но в докладе даже не упоминается фамилия регионального детского омбудсмена И. Р. Морокова [7] .

Семья Кузнецовых также инициировала проведение общественных программ по защите сирот, малоимущих, безнадзорных, пропагандировала сокращение количества абортов, помогала семьям, оказавшимся в сложной ситуации. В 2011 Анна Юрьевна учредила «Покров» — фонд помощи малоимущим семьям, открыла приют для женщин. Также она возглавляла проекты помощи детям-сиротам, отказникам, запустила «линию доверия», оказывающую помощь беременным, запустила ряд вебинаров на эту тему.

Институт Уполномоченных по правам ребенка ведет активную работу в субъектах Российской Федерации.

В Конвенции о правах ребенка закреплено, что дети обладают особыми (по сравнению со взрослыми) правами и эти права нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот — узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института — независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ре бенка.

Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных различен:

– уполномоченные включены в систему исполнительной власти и назначаются главами администраций или указами президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

– уполномоченные назначаются законодательным органом или с его согласия. Тем самым уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что повышает эффективность их работы. В ряде субъектов Федерации (например, в г. Москве, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Саха (Якутия), Ивановской, Кемеровской и Самарской областях и др.) должность уполномоченного по правам ребенка учреждена на основе региональных законов.

– ряд уполномоченных работают на общественных началах — в Ивановской и Новгородской областях, г. Волжском Волгоградской области и другие.

– уполномоченные являются депутатами законодательных собраний, наделены дополнительными специальными полномочиями в сфере защиты прав ребенка, например в Ивановской области, Республике Дагестан, Красноярском крае и др.

– в ряде случаев уполномоченный по правам ребенка является заместителем уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с отдельным объемом компетенции или работает в штате аппарата регионального уполномоченного по правам человека.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

— обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

— анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

— посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

— проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

— при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

Это интересно:  Ипотека для многодетной семьи: как взять кредит на жилье, какие условия ипотечного кредитования? 2019 год

— готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

— привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы региональных Уполномоченных по правам ребенка свидетельствует, что данный институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

В отличие от других существующих сегодня в Российской Федерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, главным назначением института Уполномоченного является:

— осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;

— защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;

— содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения — детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка — такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что, в соответствии со смыслом института Уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Лицо, избираемое (или назначаемое) на должность Уполномоченного по правам ребенка, обладает общественным авторитетом. Сама процедура назначения на эту должность предполагает, что Уполномоченный — лицо незаурядное, обладающее помимо высоких профессиональных и необходимыми личными качествами. Особенно ярко это проявляется в отношении тех Уполномоченных, которые действуют на основе специального регионального закона и назначаются законодательным органом или с его согласия. Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

Подробную информацию о региональных детских омбутсменах можно посмотреть на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка , на сайте Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в РФ .

В международной практике предусматривается создание специальных механизмов по защите прав ребенка, к которым относятся деятельность уполномоченных но правам ребенка и система ювенальной юстиции (специального правосудия по делам несовершеннолетних). В России указанные механизмы действуют лишь в отдельных регионах в качестве эксперимента. Несмотря на то что защита прав ребенка осуществляется не специализированными органами, а органами общей компетенции – суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления, необходимо рассмотреть и специальные механизмы по защите прав ребенка.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по нравам ребенка – должность, введенная Указом президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Уполномоченный назначается на должность и освобождается от нее Президентом России. Данная должность введена «в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации».

Основные функции уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – контрольная и консультативная; формы деятельности уполномоченного – направление запросов, проведение проверок, направление заключений и рекомендаций об обеспечении прав ребенка в Российской Федерации, работа с заявлениями граждан. Так, например, уполномоченный по правам ребенка может провести проверку, какой процент алиментных обязательств фактически исполняется в России. Для этого он направляет запрос в Федеральную службу судебных приставов о количестве исполнительных производств по взысканию алиментов и их фактическом исполнении. Затем уполномоченный по правам ребенка вправе направить в данный орган рекомендации о том, какие меры необходимо предпринять для обеспечения права ребенка на алименты. Также он вправе рассмотреть заявление гражданина с целью оказания ему помощи в пределах своей компетенции.

Это интересно:  Комитет по защите прав ребенка, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав 2019 год

Таким образом, уполномоченный осуществляет свою деятельность, не дублируя и не подменяя деятельность других органов власти, служб и ведомств, призванных обеспечивать защиту прав детей в различных сферах жизни, в соответствии с законом.

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации также учреждена должность уполномоченного по правам ребенка, при этом в отдельных регионах уполномоченного назначает губернатор (например в Алтайском, Приморском краях, Архангельской области), в других – законодательный орган (например, в Ленинградской, Калужской, Пензенской областях).

Основными задачами региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

  • 1) обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка;
  • 2) развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;
  • 3) всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • 4) анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Юридическая защита прав ребенка и рассмотрение дел, касающихся несовершеннолетних, во многих странах возложены на органы ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция – это правосудие по делам несовершеннолетних. Понятие ювенальной юстиции включает особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов для несовершеннолетних (ювенальных судов), а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Как особая система уголовного судопроизводства ювенальная юстиция возникла в конце XIX в. В 1899 г. в Чикаго на основании закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был учрежден первый в мире суд по делам несовершеннолетних. В развитых странах существуют специальные суды для подростков, и большинство приговоров по нетяжким преступлениям сводятся к принудительным работам или договору о примирении сторон. В России особая система ювенальной юстиции существовала в 1910–1918 гг., частично была восстановлена в 1920 и окончательно упразднена в 1935 г.

В Российской Федерации первый ювенальный суд открылся 25 марта 2004 г. в Таганроге в соответствии с постановлением президиума Ростовского областного суда от 9 января 2004 г. «О дополнительных мерах но совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних в Ростовской области». В некоторых регионах России, в частности в Санкт-Петербурге, Саратовской и Липецкой областях, также начали создаваться специальные ювенальные суды. В последние десятилетия в России при посредничестве и активном участии Центра «Судебно-правовая реформа» (Москва) активно внедряются различные элементы ювенальной юстиции, как в столице, так и в ряде регионов (Пермь, Ростов-на-Дону, Тюмень и др.). Все более широкое распространение получает практика так называемых служб примирения при муниципалитетах, школах, учреждениях дополнительного образования и введение института социальных педагогов/работников при судах различной юрисдикции.

В отличие от традиционных для Запада примирительных подходов в России выработан так называемый восстановительный подход к осуществлению процедур урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних. Суть его глубоко педагогична. Целью организации примирительных встреч является не только и не столько непосредственное возмещение ущерба, нанесенного обидчиком пострадавшей стороне, сколько работа по психологическому и социальному восстановлению участников конфликтной ситуации (восстановление доверия к миру и окружающим, веры в себя, утраченной способности конструктивно общаться с окружающими и т.д.).

Следует особо отметить, что медиация и ювенальная юстиция не имеют ничего общего с так называемой технологией «оповещения» (информирование населением социальных служб о признаках насилия над ребенком, изъятие ребенка из семьи на период освидетельствования и установления возможных причин произошедшего и т.д.), принятой в целом ряде западных стран и США в сфере органов социальной защиты и опеки с целью профилактики жестокого обращения с детьми в семье. В нашей стране, в том числе в СМИ, эти понятия, к сожалению, необоснованно смешиваются, зачастую подменяя друг друга и формируя ошибочно негативное отношение общества и представителей органов исполнительной власти к медиационным процедурам, в частности, к идее ювенальной юстиции в целом.

В ювенальной юстиции ведущими считаются следующие принципы:

  • 1. Если общественные интересы не требуют противного, уголовные процедуры не должны возбуждаться против ребенка или молодого человека, если есть альтернативные способы решения дела.
  • 2. Любые меры, используемые при решении дел против детей или молодых людей, должны быть направлены:
    • • на укрепление семьи, семейного клана и племени, к которым принадлежит ребенок или молодой человек;
    • • развитие способности семьи, семейного клана и племени разрабатывать свои собственные средства реагирования на правонарушения своих детей и молодых людей.
  • 3. Ребенок или молодой человек, совершивший правонарушение, должен оставаться в своем местном сообществе, пока это возможно и согласуется с потребностью общества в обеспечении безопасности.
  • 4. Любые санкции, налагаемые на ребенка или молодого человека, совершившего правонарушение, должны:
    • • принимать такую форму, чтобы поддерживать и способствовать развитию ребенка или молодого человека внутри его или ее семьи, семейного клана и племени;
    • • иметь наименее ограничивающую форму в соответствии с обстоятельствами.

Как видно из приведенных принципов, ни о каком изъятии ребенка из семьи или сферы ближайшего окружения либо иных дискриминационных мерах речи не идет.

В России принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ΦЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, в том числе возникающим из гражданских и семейных правоотношений. Есть надежда, что помощь посредника (медиатора) при разрешении семейных споров позволит в большей степени учесть интересы ребенка, достичь договоренности между сторонами (неразрешенный же либо затянувшийся конфликт между родителями может существенно повлиять на права ребенка, на его психическое и физическое здоровье, поэтому крайне важно достичь договоренности, согласия, в этой связи отмечается особая значимость процедуры медиации именно для семейных споров). Специфика производства по делам несовершеннолетних закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (гл. 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» и др.). Однако в целом в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации судопроизводство по делам подростков не рассматривается как процедура, коренным образом отличающаяся от разбирательства уголовных дел взрослых. Производство по делам несовершеннолетних подчинено общим принципам и нормам уголовного процесса и является его органической частью.

Статья написана по материалам сайтов: grazhdaninu.com, zakonandpravo.ru, acadprava.ru, studme.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий