выездная налоговая проверка 2019 год

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Суть выездной проверки в 2019 году не изменилась: это мероприятие, направленное на выявление, насколько правильно исчислены и уплачены налоги, путем максимально глубокого и тщательного анализа документации налогоплательщика. А вот порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году претерпел некоторые изменения. Кроме того, стало несколько проще прогнозировать попадание в план-график налогового ведомства.

Обратите внимание! Выездная налоговая проверка может быть проведена в отношении как юрлица, так и индивидуального предпринимателя (ИП) или физлица.

Основное внимание уделим порядку проведения выездных налоговых проверок организаций.

В отличие от камеральных проверок, осуществляемых сплошным методом, выездная налоговая проверка проводится по плану — в большинстве случаев. Первый вопрос, который волнует бухгалтера и руководителя: будет ли проведена выездная налоговая проверка в 2019 году, попала ли фирма в график проверок? Как правило, налоговые инспекции составляют планы в конце каждого года на следующий. Узнать о том, вошла ли организация в план, официальным способом невозможно.

Однако можно оценить риски, зная показатели, которые учитываются налоговыми органами при планировании:

  • изменение объема исчисленных или уплаченных налогов по сравнению с предшествующим периодом (его финансист организации может оценить самостоятельно);
  • нарастающие убытки, преобладание затрат;
  • отклонение показателей деятельности, зарплаты работников и налоговой нагрузки от средних отраслевых, в т. ч. по региону.

Рекомендуем! Для проверки второго показателя воспользуйтесь новым сервисом ФНС, который позволяет сопоставить налоговую нагрузку в разрезе отрасли и региона.

Общие критерии для оценки рисков изложены в разделе 4 Концепции планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который продолжает действовать в 2019 году.

Срок проверки исчисляется от даты ее назначения.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения, вынесенного по форме из приложения № 5 к приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (далее — приказ ФНС № 628). При ознакомлении с этим документом нужно обратить внимание на правильность оформления реквизитов, приведенных в таблице.

Отсчет срока проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ)

Сведения о налогоплательщике

Соответствие наименования, ОГРН, ИНН

Орган, вынесший решение, должностное лицо, подписавшее решение

Указание на уполномоченный налоговый орган — тот, в котором проверяемое лицо состоит на учете (либо по месту учета проверяемого обособленного подразделения, п. 2 ст. 89 Налогового кодекса). Подписывает решение его руководящее должностное лицо. Ненормативный акт, вынесенный неуполномоченным лицом, исполнению не подлежит

Предмет и период проверки (какие налоги, за какие периоды)

Повторность проверок за определенные периоды, соблюдение требований пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ

Состав проверяющих должностных лиц

Взаимодействие по проверке должно осуществляться только с перечисленными в решении лицами

Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки урегулированы ст. 89 НК РФ, письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее — Рекомендации).

Наибольшее количество споров возникает в отношении повторных проверок налоговых органов. Случается, что налоговые инспекторы стремятся надолго расположиться на территории организации. В каких случаях это возможно, расскажем далее.

Выездная налоговая проверка проводится в отношении одного налогоплательщика:

  • по одному или нескольким налогам;
  • за период не свыше 3 лет, предшествующих году назначения проверки (в 2019 году — за 2016, 2017, 2018 годы).

Важно! Не допускается проведение 2 и более проверок по одному и тому же налогу за один и тот же период. При этом выездная налоговая проверка обособленного подразделения не засчитывается за проверку всей организации (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Это интересно:  Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей: как наказать? 2019 год

Случаи, когда выездная налоговая проверка может проводиться в отношении уже проверенного налогового периода, перечислены в пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ:

  1. Проведение проверки вышестоящим подразделением ФНС (в частности, региональным управлением).
  2. Назначение проверки за период, за который налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация.

Обратите внимание! Если в декларации указан налог к уплате в меньшем размере, не действует правило 3 лет. Что это означает? Если были проверены 2014–2018 годы, а налогоплательщик в 2019 году представил уточненку за 2014-й, то 2014 год может быть проверен повторно.

  • Реорганизация или ликвидация.
  • Подготовка к проверке начинается с предварительного сбора и анализа информации и составления программы проверки (п. 1.2 Рекомендаций), поэтому на момент ее начала проверяющие уже располагают некоторыми сведениями о налогоплательщике. При этом перечень действий для предварительного сбора информации НК РФ не регламентирован и не ограничен.

    Обратите внимание! По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, где представители налогового органа пользуются правом знакомиться с оригиналами всех документов (пп. 1, 12 ст. 89 НК РФ).

    Возможно проведение фискальной ревизии по месту расположения налогового органа, если нельзя разместить проверяющих на территории налогоплательщика. Об этом организацию уведомят по форме, утв. письмом ФНС РФ от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@ (приложение № 1 к письму).

    Выездная налоговая проверка проводится налоговым органом в течение 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) с вероятностью продления до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Отсчет начинается со дня вынесения решения о назначении проверки и завершается датой справки о проверке.

    Основания для продления с 04.01.2019 исчерпывающим образом установлены в приложении № 6 к приказу № 628:

    1. Отнесение проверяемого лица к крупнейшим налогоплательщикам.
    2. Поступление из каких-либо источников (госорганов и др.) сведений о нарушениях со стороны проверяемого лица.
    3. Наличие обособленных подразделений (ОП):
      • до 4 ОП — до 4 месяцев (если ОП уплачивают не менее 50% налогов юрлица либо балансовая стоимость имущества ОП составляет 50% и более от общей);
      • от 4 до 10 ОП — до 4 месяцев;
      • 10 и более ОП — до 6 месяцев.
    4. Нарушение срока представления документов проверяемым лицом (п. 3 ст. 93 НК РФ).
    5. Активное противодействие проверке (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
    6. Составление акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ.
    7. Возникновение трудностей при получении доказательств (непредставление документов контрагентами проверяемого лица, неявка свидетелей на допрос и т. п.).
    8. Аварийная или чрезвычайная ситуация по месту проведения ревизии.

    Срок проверки продляется решением вышестоящего налогового органа по форме, установленной приложением № 3 к приказу № 628.

    При исчислении общего срока проверки берется пауза на период ее приостановки.

    Решение о приостановлении проверки (форма должна соответствовать приложению № 7 к приказу № 628) может быть принято руководством налогового органа:

    • если документы о проверяемом лице затребованы у третьих лиц (включая контрагентов) — не более одного приостановления по каждому такому лицу;
    • при необходимости получить информацию от иностранных госорганов;
    • при назначении экспертизы;
    • если есть необходимость в переводе документов на русский язык.

    Обратите внимание! Общий срок приостановки фискальной ревизии не может суммарно превышать 6 месяцев. Дополнительное продление срока приостановления предусмотрено только на случай ожидания документов от иностранных государств — тогда допускается прибавление к сроку еще 3 месяцев.

    Приостановка проверки имеет как положительное, так и отрицательное воздействие на хозяйственную деятельность проверяемого лица. Исходя из ст. 26 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57 (далее — постановление № 57), можно выделить такие обязанности налоговых органов:

    • воздержаться от получения объяснений налогоплательщика, допроса его сотрудников, проведения действий на его территории;
    • возвратить проверяемому субъекту ранее полученные от него в рамках ревизии документы.

    Вместе с тем сохраняются полномочия:

    • осуществлять действия за пределами места дислокации налогоплательщика;
    • получить от проверяемого лица документы, запрос по которым был направлен до приостановки ревизионных мероприятий.

    О возобновлении проверки выносится решение согласно приложению № 8 к приказу № 628.

    В рамках ревизии проверяющие взаимодействуют с самим проверяемым лицом и третьими лицами, которые могут предоставить необходимую для целей проверки информацию. Рассмотрим виды действий при этом.

    Непосредственно проверяемое лицо затрагивают следующие процедуры при проверке.

    Налоговая проверка — это форма налогового контроля по соблюдению законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. В Налоговом кодексе названы две формы таких проверок: камеральные и выездные .

    Налогоплательщикам известна еще одна форма налоговой проверки – встречная. Такого понятия в НК РФ сейчас нет, но есть обязанность представлять по запросу налоговой инспекции документы, связанные с деятельностью определенного контрагента. Естественно, что эти документы дадут представление и о том налогоплательщике, который их представил, а значит, они тоже несут риск налоговых санкций.

    Чтобы налоговые проверки не преподнесли вам неприятных сюрпризов, рекомендуем время от времени устраивать тотальные внутренние проверки, призванные выявить потенциальные налоговые риски и оценить полноту и своевременность сдачи всех отчётностей. Для наших пользователей такая услуга доступна бесплатно.

    Камеральную налоговую проверку неоднократно проходят все налогоплательщики – после сдачи каждой декларации, расчета или других документов о налоговых обязательствах. Выездные налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а выборочно, по одному или нескольким налогам и они могут затрагивать период до трех лет, предшествующих году проверки. Основные отличия этих двух видов налоговых проверок мы привели в таблице.

    Камеральная налоговая проверка
    (ст. 88 НК РФ)

    Выездная налоговая проверка
    (ст. 89 НК РФ)

    Проводится по каждой сданной декларации, расчету или другому документу, представленному в налоговую инспекцию

    Проводится по налогоплательщикам выборочно, за разный период и по разным налогам

    Проводится в налоговой инспекции на основании налоговых деклараций и других сданных документов

    Проводится на территории налогоплательщика, если же он не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то в налоговой инспекции

    Для начала камеральной налоговой проверки не требуется специального решения руководителя налоговой инспекции, о начале проверки налогоплательщику не сообщается

    Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, решение доводится до сведения налогоплательщика

    Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или документа

    Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, с правом продления до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

    Не допускается проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением оговоренных законом случаев

    Если в ходе камеральной налоговой проверки будут обнаружены ошибки, противоречия, расхождения или несоответствие сведений, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить в пятидневный срок пояснения или внести изменения в налоговую декларацию

    В последний день выездной налоговой проверки проверяющие должны вручить налогоплательщику справку о проведенной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения

    Если пояснения налогоплательщиков не удовлетворяют требованиям налоговых органов, то может быть составлен акт и решение о результатах проведенной камеральной проверки

    Акт о проведении выездной налоговой проверке и решение по нему выносится в обязательном порядке, даже если никаких нарушений не выявлено

    Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

    Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

    Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

    Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

    • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
    • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
    • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье про кассовый аппарат);
    • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, об ограниченной ответственности участников ООО по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
    • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

    Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

    Это интересно:  Бесплатная парковка для многодетных семей в Москве: как оформить? 2019 год

    Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского — для организаций), оформления документооборота, своевременно перечислять платежи и налоги, соблюдать трудовое законодательство.

    Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

    Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

    Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

    Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

    По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

    Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

    Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

    Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

    В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

    • выемка документов и предметов;
    • допрос свидетелей;
    • назначение экспертизы;
    • осмотр;
    • инвентаризация имущества;
    • привлечение специалиста, переводчика.

    Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

    Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

    В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

    Если вы хотите подробно разобраться в том, как проходит выездная налоговая проверка с точки зрения выполнения налоговиками своих должностных обязанностей, то рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

    Выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним документом ФНС. В отличие от плана неналоговых проверок, который публикуется на сайте Генпрокуратуры, найти такую информацию в свободном доступе невозможно. Для отбора налогоплательщиков, включаемых в план выездных налоговых проверок, была создана специальная Концепция, утвержденная Приказом ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

    Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок». (Из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

    В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев, рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:

    1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. Рассчитывается налоговая нагрузка как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
    2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
    3. Среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
    4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2017 году – 150 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
    5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
    6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – для организаций на ОСНО.
    7. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
    8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
    9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
    10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
    11. Значительное (на 10% и более) отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами – недобросовестными контрагентами. Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

    Налоговые проверки – неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

    • Своевременно и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
    • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
    • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
    • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
    • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении качественных бухгалтерских услуг.
    • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
    • Соблюдайте осмотрительность при выборе контрагентов.
    • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам – налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг.
    Это интересно:  Как платят алименты индивидуальные предприниматели: ак рассчитывают и взыскивают 2019 год

    Нежданные гости в лице сотрудников ИФНС могут нагрянуть к налогоплательщику с проверкой в любой момент. Первые на очереди — те предприятия, которые ранее уклонялись от уплаты налогов через участие в незаконных схемах и миминизировали свои налоговые обязательства. Именно эти организации в зоне риска. Как проходит выездная налоговая проверка, как избежать негативных последствий и обезопасить себя от возможных санкций со стороны налоговиков — об этом в нашей статье.

    Проведение выездной налоговой проверки: сроки, порядок и что проверяют.

    Перечень проверяемых организаций строго конфиденциален, предназначен для внутреннего использования ИФНС, а потому нигде не публикуется. Так что налогоплательщики узнают о предстоящей проверке только тогда, когда получают решение о ее проведении. По-другому никак.

    Длится выездная налоговая проверка обычно 2 месяца. Но сроки продлевают до 4 месяцев и даже до полугода, если:

    • Проверяется очень крупная фирма.
    • У проверяемого объекта есть территориально обособленные отделы и филиалы.
    • На проверяемом предприятии случилось подтопление, пожар и иной форс-мажор.
    • Проверяющие в рамках аудита получили дополнительную информацию о нарушениях, которые требуется изучить.
    • Проверяемый объект затягивает процесс — не предоставляет инспекторам установленную в этом случае документацию.

    Иногда налоговики запрашивают необходимые сведения у контрагентов, госорганов других государств, проводят экспертизы. Время, занятое этими процедурами, в период проверки не засчитывается.

    Выездные проверки контроллеры проводят группами, в которых всегда есть ответственный. Помимо того, что ответственный инспектор собирает информацию, проверяет фирму, он также руководит действиями других контроллеров и оформляет итоги проверки.

    Если в двух словах, для чего ИФНС проводит выездные проверки? Чтобы установить, своевременно и в полном ли объеме проверяемый выполняет налоговые обязательства. Соответственно, проверяющие имеют полное право требовать у него любые бумаги по исчислению и уплате налогов.

    Выездные проверки более тщательны, чем камеральные. В ходе них инспекторы всегда стремятся выявить существенные недочеты и даже признаки нарушений НК РФ. Проверяемые объекты отбираются по особым критериям, которые отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@.

    Цель выездной проверки — проконтролировать, как налогоплательщик исполняет налоговые обязательства по одному или нескольким видам налогов за последние 3 года. В ходе камеральной инспекторы проверяют правильность начисления и уплаты конкретного налога за отдельно взятый период (месяц, квартал, полгода).

    Рассмотрим другие отличия:

    • Выездные проверки проводят на проверяемом объекте (если это невозможно, то аудит проводят непосредственно в отделении ФНС). Камеральную проводят на территории налоговой инспекции.
    • Выездную проверку всегда инициирует ФНС, однако среди контроллеров значатся исключительно налоговики. В камеральной нередко участвуют полицейские и сотрудники Следственного комитета в качестве проверяющих.
    • По результатам выездных налоговых проверок предприятиям часто доначисляют налоги, пени и штрафы. Но это еще не все. Если есть основания, проверяемый объект могут привлечь к уголовной ответственности или инициировать процедуру его банкротства. Кроме того, на контролирующих лиц могут возложить субсидиарную ответственность. Что касается камеральной проверки, здесь все не так серьезно. По ее окончании у фирмы могут потребовать уточненную декларацию, доплатить пени или налоги, уплатить штраф (в случае несвоевременной подачи декларации).

    Как уже было сказано, узнать заранее о планируемой проверке в отношении вашей фирмы нельзя. Единственный способ обезопасить себя от доначислений и различных негативных моментов — это непрерывный анализ. Нужно постоянно оценивать риски.
    В приоритете для выездных налоговых проверок у ИФНС — организации, у которых:

    • Уровень налоговой нагрузки ниже среднего показателя по компаниям в этой же экономической отрасли.
    • Несколько периодов подряд отражаются убытки в финансовой или налоговой отчетности (например, если фирма убыточно работает в течение двух лет и больше, интерес со стороны налоговиков к ней усиливается).

    Всего указано 12 таких критериев в Концепции системы планирования налоговых проверок. Концепция размещена на официальном сайте ФНС России, и ознакомиться с ней может каждый.

    Хозяйствующим субъектам, желающим избежать встречи с контроллерами, стоит:

    • Исключить подозрительные операции при расчете налоговых обязательств.
    • Сообщить в налоговую о предпринятых для снижения рисков мерах — подать в ближайшее отделение ИФНС уточненные налоговые декларации за периоды, в течение которых проводились сомнительные операции.

    Предприятиям следует понимать, что контроллеры, обсуждая вероятную проверку на том или ином объекте, оценивают не только вероятность выявления нарушений, но и исход процедуры — удастся ли доначислить и взыскать суммы в большом объеме с этого субъекта или инициировать в отношении него уголовное дело.

    Проверка в случае ликвидации — не обязательная процедура. Но если ее назначили, то до завершения данного мероприятия предприятие не ликвидируют. Причина этому проста. Бюджет является одним из кредиторов, а потому ликвидироваться ООО может лишь после уплаты всех долгов.

    В рамках проверки контроллеры проверяют бухгалтерские отчеты, первичную отчетную документацию, все кассовые документы, налоговые декларации и отчеты, которые организация подавала в социальные фонды, а также договоры аренды. Инспекторы имеют право осматривать склады и подсобки и, если нужно, проводить инвентаризацию.

    После того, как предприятие сообщило в ФНС о своей ликвидации, существенные изменения в документы оно вносить не вправе. Однако разрешается:

    • Слегка откорректировать бухгалтерские документы.
    • Выплатить долг по кредитам и сохранить документацию, подтверждающую погашение задолженностей.

    Чтобы проверка не доставила никаких неудобств, необходимо, чтобы к визиту налоговиков у компании был готов ликвидационный баланс, а в СМИ размещены сведения о ее планируемой ликвидации.

    Цель контроллеров в ходе таких проверок — выявить недочеты в бухгалтерской документации и факты нарушения НК РФ. Но вы можете быть спокойны, если:

    • Вовремя и в полном объеме уплачивали все налоги.
    • В установленный срок подавали декларации.

    В некоторых случаях выездная налоговая проверка при ликвидации и вовсе не грозит. В частности, если:

    • У ООО — нулевой баланс.
    • Учредитель всего один, в связи с чем не нужно делить активы.
    • ООО ликвидируется посредством продажи.
    • В течение 3 последних лет фирма не вела деятельность, а ИФНС проверяет хозяйственные операции только за 3 года. При этом в организации не должно быть наемных сотрудников, какой-либо деятельности и хозяйственных операций.

    Перед тем как нагрянуть с проверкой, налоговики досконально изучают сведения о фирме — как из собственных, так и из внешних источников. Нередко ИНФС запрашивает у банка информацию о движении средств по ее расчетным счетам. Если же контроллеры подозревают, что кто-то из партнеров компании является однодневкой — проверка неизбежна.

    По окончании аудита ответственный контролер в группе инспекторов составляет справку. В ней обозначают:

    • Где и когда составлен документ.
    • Данные по решению о назначении проверки.
    • Как называется проверяемый объект (в полном и сокращенном виде), его ИНН и КПП.
    • Что было проверено (какие именно налоги, за какой период).
    • Длительность проверки.

    Наличие справки означает полное завершение проверки. То есть, после ее составления сотрудники налоговой не вправе пребывать в организации, изучать документацию, требовать предоставления тех или иных бумаг и назначать экспертизы.

    Представителю компании выдают справку в день ее оформления, то есть, в последний день проверки. Спустя ровно 2 месяца с момента составления справки инспекторы формируют акт выездной налоговой проверки в двух экземплярах. Один экземпляр оставляют себе, второй вручают налогоплательщику (лично гендиректору или другому уполномоченному представителю организации под роспись). На вручение акта отводится 5 рабочих дней с момента подписания акта.

    Если компания не согласна с итогами проверки, она может обжаловать решение ИФНС в отношении себя. Апелляционная жалоба подается в отделение ФНС, проводившее аудит.

    Подать ее можно 3 способами:

    • Прийти в налоговую и вручить лично.
    • Отправить по почте.
    • Направить через сайт ФНС в электронной форме (пункт «Обратиться в ФНС России»).

    Подавая жалобу, налогоплательщики должны учитывать, вступило решение по проверке в силу или нет. Если решение еще не вступило в силу, то жалобу по нему можно подать в течение 1 месяца. Если вступило, на подачу жалобы дается 1 год.

    Территориальное отделение налоговой получает жалобу и направляет ее вышестоящей инстанции вместе со всеми документами по данному делу. О решении по проверке налогоплательщика извещают письменно.

    Практика показывает, что по итогам выездных налоговых проверок почти всегда осуществляются доначисления (в 97% случаях). При этом их сумма часто варьируется в районе 2 млн рублей.

    Примечательно, что многие компании, даже выявляя существенные нарушения при проверке, не торопятся их оспаривать. Почему? Одни не хотят вступать в конфликт с налоговой, у вторых нет профессиональных юристов в штате, третьи боятся, что понесут очень большие расходы на привлечение квалифицированных специалистов к делу.

    По итогам опроса, более 93% налогоплательщиков отметили, что в ходе аудита не фиксировали нарушения со стороны проверяющих, поскольку предпочитали не ссориться с ними. Такой подход, разумеется, неверен.

    Уголовная ответственность главного бухгалтера 2019

    Блог о налоговых проверках. Как защитить свои права?

    Статья написана по материалам сайтов: nalog-nalog.ru, rusjurist.ru, www.regberry.ru, nalog-blog.ru.

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий