Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика, психология 2019 год

Ребенок – это маленький, еще только формирующийся человек. И именно от того, в каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.

Огромное количество детей ежегодно страдает от жестокого обращения взрослых. Что же представляет собой эта столь актуальная в наши дни проблема? Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред малышу. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают.

Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.

Некорректное, точнее, выходящее за рамки общепринятых норм, отношение к малышу со стороны родителей, как правило, не возникает просто так. Этому способствуют определенные факторы. Ниже приведен список причин, которые наиболее часто влекут за собой насилие над ребенком:

  • Наркотическая или алкогольная зависимость. В таких случаях жестокое обращение с детьми происходит из-за невозможности контролировать свои действия.
  • Проблемы социального характера (бедность, развод). Как правило, родитель пытается сорвать на ребенке все свое отчаяние либо же просто упивается горем, предоставив малыша самому себе.
  • Психические расстройства. Иногда медики выявляют у одного из членов семьи, практикующего жестокое обращение с чадом, диагноз, провоцирующий такое поведение. Например, человек может быть болен шизофренией или подвержен сильной депрессии.
  • Травма детства. Часто оказывается, что неблагополучные родители сами подвергались насилию со стороны взрослых в школьном возрасте, что вполне могло оставить отпечаток на их отношении к воспитанию.

Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:

  • Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
  • Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
  • Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.

Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:

  • Физическое.
  • Сексуальное.
  • Эмоциональное.
  • Пренебрежение ребенком.

Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму. В идеальном случае малыш должен ощущать, что родители – это его крепость, люди, которым важна его безопасность. Если же ребенок подвергается жестокому обращению, он начинает воспринимать себя как существо, которое стало для всех обузой. Такое чадо не видит в своих родителях стабильности, а ожидает, что в любой момент ему могут снова нанести удар.

Факты жестокого обращения с детьми в виде нанесения им телесных травм — далеко не редкость. Родители или другие люди, несущие ответственность за ребенка (либо ухаживающие за ним), могут осуществлять такую форму насилия как преднамеренно, так и по причине невозможности контролировать свои действия.

В первом случае нередко избиение малыша сопровождается осознанной необходимостью наказать его. Здесь нужно уметь распознать тонкую границу между воспитанием и проявлением жестокости. Ведь цель наказания состоит в том, чтобы научить малыша отличать плохое от хорошего, а не патологически бояться своих родителей. Если меры воспитания превращаются для ребенка в пытку, оставляющую травмы на его теле (синяки, переломы, порезы, ожоги и т. д.), то это уже можно считать физическим насилием.

Непреднамеренное жестокое обращение с детьми может возникнуть вследствие сильных вспышек гнева, не позволяющих вовремя остановиться. В любом случае это не делает родителя менее виноватым перед своим чадом.

Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.

Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.

По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия. Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий. К таковым относятся:

  • Оскорбления и унижение ребенка.
  • Насмешки.
  • Угрозы в словесной форме.
  • Постоянная критика ребенка.
  • Изоляция малыша от сверстников и других людей.

Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности.

Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.

Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:

  • Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
  • Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
  • Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).

Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.

Независимо от того, насколько сильный был причинен ребенку вред, он в любом случае оставляет свои отпечатки на развитии малыша как личности. Последствия жестокого обращения с детьми – это целый комплекс нарушений психологического, когнитивного и эмоционального характера. У ребенка он может проявляться в заниженной самооценке, а также в неумении выражать и контролировать свои чувства. Если малышу всю жизнь пытались доказать, что он никчемен, то он и будет так думать. Если родители приучили своего ребенка к тому, что страх – это его постоянный спутник, то он будет постоянно испытывать тревогу, даже без видимой на то причины. В итоге без своевременного медицинского вмешательства может сформироваться эмоционально подавленная личность, склонная к постоянным неврозам и чувству недоверия к окружающим.

Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.

Любая форма насилия над несовершеннолетними — это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.

Предотвращение подобных случаев должно происходить в первую очередь через медицинские учреждения. Во-первых, врач может выявить склонность матери к насилию еще на момент ее беременности (например, если женщина не соблюдает банальных рекомендаций, совершенно не заботится о здоровье будущего малыша). Во-вторых, при каждом посещении больницы с родителями должны проводиться профилактические беседы. Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия. Возможно, все происходит только на начальной стадии и еще есть возможность успешной коррекции взаимоотношений в семье. Для достижения положительных результатов профилактика жестокого обращения с детьми должна быть комплексной и затрагивающей все слои населения.

Никогда не стоит бояться помогать тем, кому это нужно. А дети как раз нуждаются в чьей-то опоре и поддержке. Поэтому помочь пресечь насилие над ними – это не только задача специализированных служб. Это в первую очередь цель всего общества.

Марина Трофимова
Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Доклад социального педагога

на общесадиковом родительском собрании

«Профилактика жестокого обращение с детьми в семье».

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.

Это интересно:  Как узаконить и оформить самострой в собственность 2019 год

Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Жестокое обращение с детьми: умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты, приведенные по статистическим данным:

— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

— 67% детей младше одного года, 80% — младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков — родители ребенка, 11% — родственники жертвы, 2% — люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей — это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокости по отношению к детям:

• Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)— Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.

• Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.

• Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)— Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы, которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные) Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Практикум «Оценка ситуации»: Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения. Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

Уважаемые родители! Мое выступление – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми» Консультация для родителей. «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми». Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Цель: Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах. Задачи: 1. Побудить родителей задуматься.

Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка» Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека.

Выступление на обучающем семинаре. В выступлении прослеживается история борьбы с жестокостью в отношении детей

Просмотр содержимого документа
«Профилактика жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. Ответственность.»

Отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрации Рассказовского района Тамбовской области

Профилактика жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. Ответственность.

Педагог-психолог: Каратеева Н.А.

ТОГБУ «Центр поддержки семьи и

помощи детям им. А.В.Луначарского»

Профилактика жестокого обращения с детьми в замещающих семьях, ответственность

Лишь в 18-м веке появились представления о необходимости гуманного обращения с детьми. До этого времени чрезвычайно высокая рождаемость приводила к тому, что во многих семьях рождалось больше детей, чем родители могли прокормить и воспитать.

В России на рубеже XIX-XX веков предписывалось родителям давать несовершеннолетним пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное по своему состоянию. Кроме того, рекомендовалось все внимание обращать на нравственное образование. Но при этом законодательно не устанавливалось никаких санкций за уклонение родителей от следования этим предписаниям. Единственное, за что могли привлечь к ответственности — это за упущения в религиозном воспитании.

Получение ребенком имени ещё один способ признания его права на существование. Согласно христианским представлениям ребенок должен был пройти обряд крещения и получения имени. Дети, рожденные вне брака, долгое время считались незаконными и поэтому часто становились жертвами детоубийства.

Первое в России «Общество защиты детей» появилось в Москве в 1913году. Его председателем стал присяжный поверенный В.Н. Герард. «Общество» стремилось ограждать детей от жестокого обращения, от эксплуатации, от развращающего и вредного влияния на них взрослых, а также осуществляло надзор за соблюдением материальных и нравственных обязанностей со стороны родителей и опекунов по отношению к детям. Отделы по защите детей руководствовались принципом: «Если общество не может в настоящий момент вырвать с корнем жестокие нравы, то нашей обязанностью является спасать беззащитные создания от воздействия таких жестоких нравов».

Это интересно:  Пенсия по потере кормильца 2019 год

В 1989 году Организацией Объединенных Наций была принята «Конвенция о защите прав ребенка».

Статья 19 этой Конвенции говорит о необходимости государственной защиты ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем, и создании соответствующих социальных программ предупреждения злоупотреблений и лечения пострадавших.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в жизни общества, положение детей сегодня нередко сходно с тем, что было в прошлом. Ярким подтверждением этому является широкая распространенность заброшенности детей в современной России, и как результат недостаточное внимание к проблемам семьи и детства. Даже в настоящее время нам приходиться слышать такие случаи, как убийство матерями новорожденных детей, половые сношения с лицом, не достигшим половой зрелости, неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

Значение жестокого обращения с детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на здоровье, благосостояние и развитие ребенка, но также во многом определяет жизнь будущих поколений. Когда дети вырастут, станут взрослыми, и будут воспитывать собственных детей, их поведение во многом будет определяться впечатлениями детства.

Жестокое обращение с детьми подразделяется на четыре формы:

физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);

психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);

сексуальное насилие (нарушается психосексуальное развитие);

пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое развитие).

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое (эмоциональное) насилие. Оно сопровождает все формы жестокого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребёнка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.

Так же специалисты выделяют несколько основных видов психологического насилия.

Основные типы психологического насилия в отношении детей.

— неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребёнку;

— лишение ребёнка необходимой поддержки, сочувствия;

— игнорирование его основных нужд в безопасном окружении.

— открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;

— предъявления чрезмерных требований к ребёнку, несоответствующих его возрасту и возможностях;

— публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

(Пример. Родители или учителя постоянно говорят ребёнку: что он бездарь и тупица, и, как следствие, ребёнок начинает хуже учится, боится контрольных и экзаменов, отказывается предпринимать попытки к повышению успеваемости.)

— угрозы наказанием, побоями или совершением насилия по отношению к ребёнку или к тому, кого он любит;

— оскорбление, унижение достоинства.

— установление безосновательных ограничений на общение ребёнка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;

— запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

— побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);

— вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;

— поощрение к саморазрушающему поведению.

Какие же последствия в результате нас могут ожидать?

Последствия жестокого обращения.

— задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;

— высокий уровень агрессивности, направленный как на других, так и на себя;

— низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;

— замкнутость, недоверие к окружающим;

— высокая тревожность, боязливость;

— подавленное настроение, вплоть до депрессии;

— психосоматические и нервные расстройства.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребёнка за внимание или власть, желание мести, демонстрацию своей несостоятельности.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с Российским законодательством

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.5.35).

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст.111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта); ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 (побои); ст. 117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст. 124 (неоказание помощи); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера); ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 (развратные действия); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); ст.157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и другие.

Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса РФ), отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Как помочь детям с эмоциональными проблемами

Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические. Но тут опять вступает в силу наше любимое правило: ваша любовь, забота и поддержка плюс помощь специалистов, если она необходима, поможет преодолеть любые трудности. А ребёнку необходимо в первую очередь:

— атмосфера тепла и принятия;

— возможность выражать свои чувства;

— уважение, эмоциональная поддержка;

Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Для этого:

— замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им;

— сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;

— хвалите за конкретные достижения.

Особенности эмоционального контакта с тем, кто находится рядом с ребёнком, играет решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в атмосфере любви и взаимопонимания может обеспечить благоприятные условия для детей перенёсших психологические травмы.

Обеспечение безопасности и соблюдение интересов ребенка является прямой обязанностью государства, а проявление жестокости по отношению к детям всегда признается преступным деянием, так как ничто не может оправдать причинение любого вреда здоровью малышей.

Жестокость в отношении к детям проявляется повсеместно. Проблема взаимоотношения родителей с детьми, когда матери или отцы вымещают свою злость на детях, актуальна во всех странах мира.

На глобальном уровне регулированием вопросов о жестоком обращении с детьми занимается ООН, объединяя все возможные нормы, законы и правила поведения по отношению к детям, которые призваны защитить малышей от их неадекватных родителей, в едином документе, который будет универсальным мерилом нарушения прав детей.

Такой документ называется Международной Конвенцией о правах ребенка. На уровне государственной ответственности Конвенция призывает к соблюдению прав детей и оказанию посильной защиты каждому малышу.

Государства, которые принимают участие в формировании законодательных норм и гарантий для неприкосновенности жизни малышей, согласно ст. 19 указанного документа обязаны защищать любого малыша от нанесения ему физического или психического ущерба, оградить детей от насилия, оскорбления личности, использования в личных корыстных целях, от грубости и отсутствия заботы.

Но все это слишком глобально и далеко от реальных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, находясь в различных городах, семьях, пребывая в невероятных условиях проживания.

Для многих детей, особенно тех, кто имеет увечья, жестокость слов, оскорбляющих малыша, имеет большие разрушительные последствия, чем побои. Отсутствие ласки матери, заботы отца, внимательности со стороны родителей приводит к глубоким травмам неокрепшей психики детей.

Как можно сформулировать понятие жестокого обращения с детьми, как создать условия для обеспечения максимально возможной защиты для ребят?

В законодательных нормах, действующих в современной России, нет четкого понятия для этого термина. В нормативно-правовых актах есть упоминание о том, что на основании жестокости родителя к ребенку можно требовать через суд лишить родителя его неотчуждаемого права по отношению к ребенку, но что же считать жестоким обращением.

Для детального понимания вопроса необходимо изучить различные кодексы, законы и подзаконные акты, компилируя информацию в единое понятие.

Жестокость к детям, выраженную в действиях, направленных на осознанное причинение вреда психическому или физическому здоровью, с целью нанести урон ребенку, в бездействии преступного характера, когда родитель понимает, что его невмешательство может привести к травмам или гибели ребенка, которая проявляется со стороны родителей, родственников, воспитателей, учеников, иных лиц, в ответственность которых вменена обязанность обеспечения нормальных условий жизни ребенка для его роста, развития, взросления, принято считать совокупностью составляющих жестокого отношения к детям.

Для более конкретного понимания проблемы выделяется несколько форм жестокого отношения к детям:

  • Насилие, связанное с причинением вреда физическому здоровью ребенка, выраженному в нанесении увечий, травм, ран либо прямых угроз совершения перечисленных действий;
  • Влияние или прямое воздействие на психику ребенка, цель которого заключается в формировании атмосферы страха, унижения, оскорбления, ругани, ненависти, отвержения ребенка. Часто такое воздействие проводится опосредованно, чтобы постепенно сформировать в ребенка комплексы, которые позволят взять под контроль деятельность ребенка помимо его воли. Выражаются такие воздействия в смене поведения малыша, в появлении нервных тиков, заторможенности развития, пугливости и депрессии в ярко выраженной форме, замкнутости. Все это постепенно переходит в стадию проявления жестокости уже самого ребенка сначала к живым организмам, затем к сверстникам;
  • Побуждение или принуждение к действиям сексуального характера, выраженное в домогательствах, в требованиях совершать определенные действия;
  • Лишение ребенка внимания, нежности со стороны родителей, ласки и заботы, намеренно грубое и резкое отношение ко всему, что делает или говорит малыш. Проявляется в отсутствии обеспеченности ребенка всеми необходимыми для нормальной жизни предметами, вещами обихода, одеждой по сезону, обувью, предметами личной гигиены, медикаментами.

Для того чтобы появился повод обратиться в органы правопорядка с целью проверить условия проживания и содержания малыша, необходимо знать признаки жестокости в отношении к детям.

Детально перечислить их необходимо в следующей последовательности:

  • Явные следы нанесенных травм, ранений, увечий, нарушение целостности кожных покровов, следы ударов, удушения, переломы. За такие действия в отношении несовершеннолетних установлена уголовная ответственность согласно гл. 18 УК РФ;
  • Следу надругательства, попытки совращения, увечья от прямого насилия, за эти действия со стороны любых лиц предусмотрена уголовная ответственность;
  • Сильные нарушения в состоянии здоровья малышей, вызванные длительным отсутствием минимальной заботы о ребенке, проявляющиеся по причинам голодовки, сильных болезней, инфекций, травм, которые ребенок получал по причине отсутствия присмотра со стороны родителей;
  • Ребенок проживает в условиях, несоответствующих никаким санитарным нормам, он лишен нормального питания, минимального медицинского надзора, не научен нормам гигиены, нет условий для реализации естественных потребностей и желаний ребенка, прописанных в статье 156 Уголовного кодекса России;
  • Ребенок лишен условий для сна и отдыха по причине постоянных скандалов в семье, ругани, драках при ребенке, чаще всего вызванных загулами и алкогольным опьянением родителей.

Если указанные признаки жестокого обращения проявляются в присутствии сотрудников дошкольных учреждений, школьных и иных специальных учреждений, то им необходимо сразу оформлять докладную записку на имя директора указанного заведения, чтобы донести информацию о возможном факте проявления грубости и жестокости по отношению к ребенку.

Это интересно:  Обязанности и ответственность родителей в школе в новом законе об образовании детей: статья 52, 44 ФЗ 2019 год

Любой руководитель государственного образовательного или воспитательного учреждения в течение суток обязан уведомить государственного опекуна о выявленной проблеме в письменной форме. А потребовать провести проверку условий содержания ребенка руководитель образовательного или воспитательного учреждения должен путем телефонного (иного коммуникативного способа) звонка, с указанием причин такого запроса и точных данных, которыми располагает по малышу, в адрес которого необходимо провести защитные меры.

Государственный опекун, который принял запрос на проведение расследования и изучения условий проживания ребенка, который, возможно, подвергся жестокому обращению, обязан организовать проверку жилья и места постоянного пребывания малыша вместе с полицейским, чаще всего на стартовом этапе проверки со стороны МВД выступает участковый.

После проведения проверки условий существования ребенка в семье, условий воспитания, обеспечения продуктами питания, предметами гигиены и материалами для обучения, представитель органа опеки составляет акт проверки, вносит туда все данные, подтверждение которым были обнаружены, и передает его руководителю учреждения, который инициировал проверку.

Участковый полицейский составляет справку, в которую включает информацию о родителях малыша, об их поведении, прикладывает мнения соседей, результаты опроса родственников и передает документ руководителю учреждения, инициировавшему данное разбирательство в пользу ребенка.

Получив документы, подтверждающие факты проявления жестокости по отношению к ребенку, руководитель образовательного или воспитательного учреждения отправляет все данные и свое заявление в прокуратуру для того, чтобы прокурор или иной государственный обвинитель инициировал судебное разбирательство по факту проявления жестокости к ребенку со стороны родителей либо лиц, обязанных обеспечивать ребенку условия проживания, воспитания, развития.

Завершающим этапом становится передача документов комиссию по делам несовершеннолетних, которая будет заниматься судебным разбирательством и выявлением более детально всех возможных фактов нарушения прав ребенка, что решит дальнейшую судьбу малыша. Нужно помнить, что в комиссию передаются копии всех материалов дела для хранения в архиве комиссии.

В теории существует возможность позвонить в специальную службу приема телефонных жалоб на жестокое обращение с детьми. На практике почти никто не знает номера телефонов службы доверия.

Если ребенок подвергается жестокому отношению, грубости и силовому воздействия, в состоянии страха перед взрослыми обидчиками шанс на то, что малыш сам обратится в службу защиты прав детей, равен нулю.

Чаще всего, условия, в которых проживают малыши, которые подвергаются жестокости со стороны членов семьи, не подразумевают наличия возможности ребенка вообще кому-либо сообщить о своих проблемах.

Образец искового заявления на лишение родительских прав смотрите тут.

Для предотвращения подобных ситуаций и в целях профилактики проявления жестокости к детям участковые полицейские обязаны проводить осмотры всех жильцов, которые относятся к их подконтрольному участку.

Важность работы участкового заключается в том, что ответственный сотрудник сам может инициировать проверку со стороны органов опеки, если заподозрит сокрытие фактов жестокого обращения с детьми родителями.

В органы опеки, в комиссию по делам несовершеннолетних, в подразделение МВД на местах может обратиться любой сознательный гражданин, обладающий информацией или фактами умышленного проявления насилия и грубости к детям.

Далее уже после принятой информации компетентные органы проведут проверку, расследование и подготовят документы к суду, важно понимать, что именно гражданская позиция ответственности за детей может помочь предотвращать проявление грубости к детям.

Более того, в российском законодательстве предусмотрено право самого ребенка обращаться в органы полиции по упрощенному номеру и сообщить о факте жестокого обращения в его адрес от родителей, родственников, иных граждан, проживающих совместно с ребенком на одной жилой площади.

Обращение малыша может носить конкретный характер, в случае если ребенок точно указывает на того, кто проявляет грубость, абстрактный характер, если ребенок просто жалуется на побои или насилие в свой адрес.

Обращение малыша должно быть зафиксировано дежурным, в кратчайший срок должен быть назначен ответственный сотрудник МВД, который проведет проверку по факту обращения и инициирует, при необходимости, дальнейшее обращение в органы опеки и попечительства для детального решения проблемы жестокого обращения с ребенком со стороны его родителей.

Если выяснится, что факт звонка со стороны ребенка был, но сотрудник не отреагировал, подумав, что такое сообщение является шуткой, не принял меры к проверке ситуации, а в итоге ребенок пострадает, то такой сотрудник подвергается уголовному преследованию по факту преступного бездействия, чаще всего ставится вопрос о его полном или частичном несоответствии занимаемой должности.

После факта приема заявления или тревожного звонка, государственные органы должны организовать проверку места проживания ребенка, условий содержания малыша, уровня обеспеченности необходимыми для жизни вещами и условиями.

После проверки должно быть принято какое-либо решение:

  • Если факты жестокого обращения с ребенком подтвердились полностью или частично, то необходимо передать все материалы в органы прокуратуры, далее уже компетентные органы будут рассматривать дело по существу и принимать решение о возбуждении уголовного дела в адрес родителей пострадавшего ребенка;
  • По инициативе государственного опекуна и представителя комиссии по работе с несовершеннолетними в органы прокуратуры и суда направляются представления с требованием лишить указанных граждан, виновных в жестокости по отношению к своим детям, родительских прав. В частных случаях требуется принять меры по временному ограничению прав на детей, чтобы у органов опеки был повод и основания изъять ребенка из условий, которые не соответствуют минимальным требованиям для проживания малыша в квартире;
  • Родители признают свою вину, и семья ставится на учет в органы опеки, в полиции и комиссии по делам несовершеннолетних, родителям выдаются на руки предписания, которые обязывают их поменять образ жизни и начать обеспечивать малышам условия проживания, достаточные для нормального развития и роста. При этом проводится постоянный контроль исполнения предписаний органами государственного надзора, обязательно назначается срок исправления сложившейся ситуации и цели, например, излечиться от наркотической зависимости.

На органы опеки и попечительства возложена важнейшая функция по предотвращению возникновения проявлений жестокости к детям.

Для этого применяются отработанные в мировой практике методики:

  • Заранее выявлять семьи с неблагополучным вектором развития, если уровень дохода в семье неуклонно падает, отношения портятся, условия жизни для детей ухудшаются, родители не предпринимают попытки решить проблему. Такую статистику должен вести участковый полицейский, хотя чаще всего вместо профилактики жестокого обращения с детьми, участковый вынужден заниматься оформлением документов, бумаг и дел, не внесенных в его должностную инструкцию;
  • Необходимо на базе комиссии по делам несовершеннолетних и с помощью участковых организовывать беседы с неблагополучными родителями, с целью выявления уровня обреченности и неизбежности ухудшения условий жизни для детей, чтобы заранее принять меры со стороны органов опеки;
  • Необходимо четко отслеживать, посещают ли дети в неблагополучных семьях воспитательные или образовательные учреждения, к которым они приписаны или в силу возраста, или обстоятельств;
  • Необходимо проводить совместную работу с сотрудниками здравоохранительной системы, чтобы педиатры отдельно и чаще посещали неблагополучные семьи с целью регулярной проверки состояния здоровья проживающих в таких семьях детей;
  • Крайне важно отслеживать все данные о потерявшихся детях, малышах, на которых оформлены заявления, как о пропавших без вести, о детях, которые беспризорничают, не появляются дома, хотя у них есть семьи и родители;
  • Постановка на государственный учет по безработице в случае отсутствия возможности родителям в неблагополучных жизненных условиях найти работу, обеспечение минимального пособия, для поддержания необходимого минимума для жизни детей.

Отдельно рассматривается ситуация, когда по итогам проверки на основании заявления в адрес родителей, выясняется, что жестокое отношение к ребенку было проявлено единожды и не повторялось ранее, выносится устное предупреждение компетентными органами, но для участкового такие проявления являются сигналом для более пристального контроля таких семей.

Если факт жестокого обращения с ребенком установлен, доказан и обоснован, то к гражданину могут быть применены следующие виды ответственности:

  • Ответственность административного характера за неисполнение или частичное неисполнение обязанностей родителей по воспитанию, материальному обеспечению детей, по осуществлению защиты интересов малышей. За нарушения такого характера предусматривается вынесение устного предупреждения или выписка штрафа суммой, не превышающей пятьсот рублей, что, несомненно, не является останавливающим фактором для граждан, допускающих жестокость к детям. Административная ответственность накладывается в таких случаях только родителям, родственникам или лицам, исполняющим обязанности родителей малышей;
  • Уголовное преследование осуществляется в случаях, когда доказаны факты насилия в любой форме, повреждения, нанесенные ребенку осознанно, за несоблюдение норм и обязанностей по контролю над жизнью детей, за проявленное сексуальное насилие, угрозу совершения жестокого деяния, которая применяется для получения выгоды от каких-либо действий ребенка против его воли.

Уголовная ответственность применяется в случаях нарушения действующего УК РФ, предусмотренных в ст. 156, где четко прописано, что не только за преступные деяния, но и за неисполнение обязательств может наступить уголовное наказание.

Субъектами уголовного преследования по факту применения жестокости к детям чаще всего становятся следующие лица:

  • Родители ребенка;
  • Официальные опекуны;
  • Родственники, на попечении которых находится ребенок;
  • Работники учреждений, где проживает ребенок, если его родители лишены родительских прав;
  • Сотрудники воспитательных или образовательных учреждений.

При этом к проявлению жестокости по отношению к детям допустимо считать следующие деяния перечисленных лиц:

  • Нарушение биологических ритмов малыша, выраженных в несвоевременном кормлении, нарушении сна, лишения возможности бывать на воздухе, создание условий для появления проблем гигиенического характера;
  • Отсутствие одежды, обуви по погоде, что приводит к переохлаждению и иным заболеваниям ребенка;
  • Подвергание голоданию, лишение питья;
  • Отвержение ребенка, создание условий психологического давления, эмоционального срыва, провокация ругани и крика с целью довести до глубокой истерики;
  • Действия или преступное бездействие родителей, которое приводит к физическим и психическим травмам детей.

Доказанное жестокое отношение к детям часто приводит к вынесению судом решения о лишении или ограничении родительских прав для таких граждан, которые позволяют совершать действия преступного характера в отношении своих детей.

Отдельно регулируются законом ситуации, когда жестокость по отношению к несовершеннолетнему в возрасте старше четырнадцати лет применяется со стороны педагога. В таких случаях педагог обязан возместить затраты на медицинскую помощь, моральный ущерб и компенсировать частичную или полную потерю трудоспособности по причине действий жестокого характера указанного педагога.

Сумма компенсации рассчитывается, исходя из нормы МРОТ, если ребенок работал по договору возмездного вознаграждения, то в соответствии с суммой заработка, если она превышает МРОТ.

Дисциплинарная ответственность чаще всего применяется к лицам, в ведении которых находились учреждения, на территории которых совершались жестокие действия по отношению к детям.

Особенно это относится к должностным лицам, которые намеренно избегали информации о жестоком обращении к детям и игнорировали требования проявить действия к обидчикам детей в рамках подотчетного учреждения.

Подводя итог, необходимо понять, что жестокое отношение к детям в современном мире нереализованных родителей не редкость, необходимо быть внимательными не только к своим, но и к чужим детям, если обнаруживаются признаки насилия или побоев, необходимо обратиться в органы опеки с целью провести проверку по возможным нарушениям.

Статья написана по материалам сайтов: www.syl.ru, www.maam.ru, multiurok.ru, uropora.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий